Тема: “Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё, и, ю, я, мягким знаком (ь)”.
Цели: совершенствование умения обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я, ь. работа над словарными словами, введение нового словарного слова пальто; развитие орфографической зоркости, умения комментировать написание слов на основе изученных орфограмм; воспитание любви и уважения к учителю и его труду.
Оборудование: цветные фотографии памятника первой русской учительнице; буквы е, ё, ю, и, я, ь (на магнитах), рисунки пальто, куклы в национальных костюмах, тесты по русскому языку, орфографические словари, этимологический словарь синонимов, антонимов, толковые словари, словарь экономиста, карандашницы, картинный словарь по теме "Школа" стихи Касиловой Т.П., кроме стихов к загадкам кроссворда: о пенале, о карандаше, о тетради, о пальто и к физминутке.
Урок проводится в музыкальном сопровождении. Используются песни школьной тематики. Музыкальную часть проводит учитель музыки - Шевченко В. И.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим разговор об обозначении мягкости согласных, повторим словарные слова по теме “Школа”, узнаем новое словарное слово, будет много интересного. Постараемся сделать урок увлекательным, праздничным. Сегодня у нас много гостей. Им будет интересно послушать вас.
Организационный момент
Учитель:
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.
Пословица. Без ученья нет уменья.
Песня “Чему учат в школе”
II. Повторение
Что же мы умеем, знаем?
Вспоминаем, повторяем.
Дети говорят об изученных орфограммах, приводят примеры (большая буква в именах собственных, правописание гласных после шипящих).
III. Работа в тетрадях. Дети пишут.
22 ноября.
Классная работа
(в словах пропущены буквы: о, я, а; ученики
комментируют правописание слов)
Каллиграфическая минута
Ан ас та си я
Задание: из слогов составить слово, записать его; используя буквы этого слова -имена людей, записать, подчеркнуть большую букву в именах собственных, объяснить: какая 1 орфограмма объединяет эти слова (большая буква в именах людей) Анастасия, Ася, Аня, Стае, Ия, Настя, Таня, Таисия - имена.
Продолжение повторения - о звуках, буквах.
Учитель: Что мы слышим, произносим?
Дети: - Звуки
Звуки разные гласные, ударные и безударные
Согласные:
- парные, непарные, звонкие, глухие, твердые
- А еще какие?
Дети: - Мягкие.
Учитель: Ну, а как нам различить, как нам звук произносить: твердо или нежно, мягко: мел иль мель, шест иль шесть? Что для этого надо знать?
Знать значенье слова – это раз!
Знать обозначенье – это два!
Сколько гласных букв, вы мне подскажите, в нашем алфавите?
Дети: 10 букв, 6 звуков
Учитель: 10 букв - значков, но 6 из них - и буквы, звуки - ?
(а, о, у, ы, э, и), звук один и знак один.
Есть артисты среди них:
разное звучанье -
то один на сцене он,
то они вдвоем? (е, ё, ю, я).
Ученики приводят примеры с этими звуками (ель, ёжик, юла, моя)
Но в обозначенье мягкости согласных нам помогут в этом - добрые соседи.
Игра “Найди соседа”
На магнитной доске вразброс расположены буквы: а, у, ю, я, о, ё, ы, э, и, е. Дети говорят, как расположить их парами: а-я, у-ю, ы-и, е-э, о-е.
Учитель: Сколько звуков обозначают в начале слова, после гласной, ъ, ь (раз) е, ё, ю, я ? (2)
А после согласной (один).
Мини-обобщение
Учитель: Но как только за согласным" встала е, ё, я, ю, и -сразу звук согласный мягко произноси.
Учитель: Нет, тут буквы, но не звука, очень важной, нужной, без нее, не разобрать: где тут “брат”, а где тут “брать”, где тут “ел”, а где тут “ель”. Нам поможет в этом...
Дети: Мягкий знак (ь). На доске появляется буква - ь.
Учитель: Подберите ещё слова с ь в конце, в середине слова после согласных
Дети: Коньки, маленький, семь, читать и т. д.
Игра “Спрятавшиеся слова”
Учитель: На доске написаны слова (Х)лев, (с)мех, (к)лещ, (под)ряд, (к)лен, поля(на), (в)ключи.
Уберите буквы так, чтобы получились новые слова.
Назвать мягкие согласные, звуки и буквы, которыми обозначена их мягкость.
Назовите антонимы: тьма-свет, день-ночь, горе-радость.
Замените 1 букву в слове, назовите эти новые слова.
Дети заменяют 1 букву, называют слова с другой буквой.
Дети: Пальчик-мальчик, малина-Марина, калина - Карина.
Учитель: Назовите мягкие согласные и чем обозначена их мягкость.
IV. Работа с учебником. Упр. 166
Учитель: Прочитайте условие, задание.
Дети читают, выполняют самостоятельно, называют мягкие согласные и их обозначение.
V. Самостоятельная работа. Написать 3 слова, в которых согласные все твердые, 3 слова - все мягкие.
Проверка.
Дети читают написанные слова. Трава, парта, окно. Сидели, ученики, реки.
VI. Работа по тестам. Стр. 3. Подчеркнуть мягкие согласные.
VII. 3накомство со словарями.
Выставка словарей: толковые, орфографические, словарь синонимов, антонимов, этимологический, фразеологический.
У детей на партах орфографический словарь Ушаковой О.Д.
Учитель: Вы написали всего несколько слов, написание которых совпадает с произношением. Для их правописания нам нужно знать очень много, а есть слова, написание которых надо просто запомнить. Как называются такие слова?
Ученик: Словарные. Их написание нельзя проверить. Такие слова надо запомнить, как они пишутся.
Учитель: В русском языке боле 500 тыс. слов. Нет ни одного человека, который их все знал. Но существует изречение: “Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Сегодня узнаем, где хранятся слова - в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова - орфографические, другие говорят об их истории - этимологические, есть словари синонимов, антонимов, музыкальный, фразеологический, иностранных слов, словообразовательный, толковый. Можно получить много сведений из словаря В. Даля, С. Ожегова. Словари - незаменимые помощники. Надо уметь пользоваться ими. Слова расположены в алфавитном порядке. В нашем словаре есть слова, происхождение которых вы можете объяснить.
VIII. Словарная работа по теме: “Школа”.
Учитель: Возвращаемся к каллиграфической минуте - к именам собственным. Представьте, что эти дети-малыши выросли, пошли в школу. Кем они стали? Учениками, школьниками.
Сценка “Ученик”
Сценка: Встречаются 2 ученика. Марат жалуется Вике: “Опять двойку получил за словарный диктант. Неправильно написал слова: учиник, учиница”. Вика успокоила его: “Эти слова легко запомнить, связав их со словом “учение”. “И правда, теперь-то я получу пять”, – радостно сказал Марат.
IX. Работа в тетрадях.
На доске картинки, закрытые белой бумагой.
Дети загадывают загадки, дети записывают отгадки, объясняют этимологию слов, что помогает запомнить орфографию слова. По мере отгадывания, картинки открываются. Сначала дети записывают слова: ученик, ученица.
Загадки
Ученик:
Если ты его отточишь,
нарисуешь все что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж -
что же это? (Карандаш)
Ученик: Этимология. Кар – черный, даш – камень (с тюрк.).
Простые, цветные, восковые.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши, ручки,
Перья, скрепки, кнопки -
Что
угодно для души. (Пенал).
Пенна (лат.) – “перо”, ящичек для хранения перьев.
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое? Я (тетрадь)
Тетра (греч.) – 4 листа; раньше дети, играя в школу, складывали лист бумаги вчетверо, но затем число листов увеличивалось.
В нем нарисуешь,
в него ты наклеишь
фото и марки,
сидя за столом,
а называется он просто... (альбом).
Учитель: Каким понятием можно объединить слова: карандаш, пенал, тетрадь, альбом? Какие еще знаете школьные принадлежности? Отношение к ним.
Дети: Это школьные принадлежности. Резинка, учебники. К ним надо относиться бережно, аккуратно.
X. Физкультминутка “Осень”. Движения, соответствующие содержанию:
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветерок снова подбежал
И листочки все поднял.
Повертел их, закружил
И на землю опустил.
XI. Подготовка к восприятию нового материала
Краткая беседа об осенних изменениях в природе.
Учитель: Снова возвращаемся к словарному диктанту. Какого очень важного слова нет в нем?
Ученик: Нет слова “учитель”. Дописывают его в тетрадь.
Дети: Песня об учителе,
Учитель: Наша республика многонациональная; живут дружно люди разных национальностей. Все общаются на русском языке. Было время, когда мало кто знал его. Но люди все же уезжали за пределы Дагестана, в Россию.
Дети: Песня “Дагестан”.
Учитель: В Россию стали приезжать русские учителя, чтобы научить дагестанских детей русскому языку, языку А. С. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого.
Знание русского языка открывало путь к дальнейшему образованию, получению работы за пределами родного аула. Они полюбили этот край. Дагестан стал для них второй Родиной. Многие остались в Дагестане. Они изучили дагестанские языки, обычаи, традиции.
Сейчас представим, что мы на уроке русского языка в сельской школе. Идет урок.
Учитель: Дети, какое время года сейчас? Какая погода?
Дети: Сейчас осень. Часто идут дожди, дуют ветра, в горах уже идет снег.
Учитель: Как одеваются люди осенью?
Дети: Теплее. Надевают куртки, плащи.
Учитель: У кого папа - чабан? Ученик. У меня.
Учитель: А что он надевает, когда пасёт овец?
Ученик: Он надевает папаху, бурку.
(Показываю бурку, папаху).
Краткая беседа о трудностях этой работы.
Бурка, папаха спасают от холода, дождя, снега.
Учитель: А что вы надеваете осенью?
Дети: Куртку, шубу.
Учитель: А сегодня узнаем новое слово. Оно пришло вместе с вещью, одеждой.
Загадка
Я не печка, я не грею,
Но хранить тепло умею
Дети: Это пальто.
Учитель: Откройте словарь Ушаковой О.Д., найдите слово “пальто”. Прочтите сведения о нем.
Ученик читает по словарю. Пальто - фр. - верхняя одежда, до колен. На доске рисунки пальто.
Учитель: Пальто есть осеннее, весеннее, зимнее. Когда-то слово “пальто” было м. р., сейчас ср., не изменяется по числам, употребляется только в ед. ч., не изменяется окончание.
Загадка
Пять братьев, годами равные,
Ростом разные (Пальцы).
Соотнести: пальцы - пальто, одинаковый слог паль, одинаково пишутся первые слоги.
Фонетический разбор
Пальто - 2 слога, 6 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл., 2 пар. глух., 1 неп. зв., 2 тв., 1 мяг., паль-то - перенос. Запись словосочетаний.
Осеннее пальто, детское пальто, красивое пальто.
XII. Творческая работа. Письмо мини-сочинения “Подарок”.
Опорные слова: на день рождения, красное пальто, понравилось, спасибо. Чтение учениками своих работ.
Культура речи.
Сценка
Мама говорит сыну: “На улице холодно, Умахан, надень пальто”. Входит друг: “Ой, на улице так холодно, дует ветер, одень пальто”.
Учитель: Кто сказал правильно?
Дети: Мама. Друг.
Учитель: Правильно сказать: надеть, если надеваете вы пальто, но одеть брата, сестру.
ХIII. Физминутка. Звучит музыка песни С. Агагабова “По горным дорогам”. Дети имитируют езду на машине, управление ею.
XIV. Кроссворд. Загадки к нему.
Учитель: 1. Каждый день по много раз входим мы в знакомый ... (класс)
2. Я в кроссворде слово спрятал, что за слово (ребята)
3. Поможем, если у кого-то не получается (работа)
4. Сидела на скамеечке маленькая … (девочка)
5. Коля Костиков не знал, где лежит его … (пенал)
6. С парты не забудь убрать и учебник, и ... (тетрадь)
7. Нарисую я машину в нём. Называется … (альбом)
Учитель: Какое слово получилось?
Дети: Карандаш.
Учитель: А как называется предмет для карандашей?
Дети: Карандашница.
Дети дарят учителям карандашницы.
Обобщение:
Учитель: Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? Какое новое словарное слово узнали? Какую букву запомните в слове? Как легко его запомнить. Что понравилось вам на уроке?
Дети: Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь.
Пальто, запомнить а, пальцы.
Учитель: Д. з. Упр. 167.
Выходят дети с буквами; а, с, и, б, п, с, о. Составляется слово “спасибо”.
Учитель: Спасибо учителям за их труд, за внимание, терпение, за любовь к детям, а ученикам – за работу. Я думаю, что это был небольшой праздник в нашем классе, в нашей школьной жизни. А какой праздник без замечательной лезгинки?
Звучит музыка.
Учитель и Гамзат танцуют лезгинку.
Дети встают, прощаются с гостями.