Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают огромные трудности при обучении их первоначальным навыкам грамоты. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения, а отдельные звуки в слове они “не слышат”.
Выделение звуков из слова начинается с гласных звуков. На первых занятиях дети с задержкой психического развития не могут выделить даже первый ударный гласный звук в слове, а повторяют за логопедом все слово. При дифференциации гласных звуков дошкольники допускают ошибки на смешение этих звуков на слух. А процесс последовательного выделения звуков в слове для них долго оказывается недоступным. А ведь этот процесс лежит в основе овладения письменной речью.
Без целенаправленной коррекционной работы эти трудности будут сопровождать детей при овладении письмом. На начальном этапе обучения очень важно развить умение детей вслушиваться в звучание слова, научить узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки в слове. И теперь уже слово, выступающее для детей как средство общения, становится предметом наблюдений и изучения. Чтобы работа по усвоению первоначальных навыков звукового анализа у дошкольников проходила более эффективно, мы применяем на занятиях наглядные дидактические пособия, изготовленные самостоятельно.
Площадь логопедического кабинета позволяет использовать этот материал в качестве оформления кабинета, в результате чего дети имеют возможность на каждом занятии закреплять свои знания и умения, опираясь на яркие, красочные пособия, вызывающие определенные ассоциации. Это “Звуко-буквенный город”, “Два братца”, “Чудо-дерево”, “Ушастик”, “Звуковые домики” и другие пособия.
Путешествуя по “Звуко-буквенному городу”, дети знакомятся с их жителями. Принцесса Гласа и её пажи - гласики поют разные песенки: А, О, У, И. Слова Гласа, гласики, красный цвет их одежды помогают детям быстро усвоить термин “гласный звук” и закрепить опознавательные признаки гласных звуков.
Живет в “Звуко-буквенном городе” также принцесса Согласа. Её пажи - согласики помогают различать твердые и мягкие согласные. Центральным “зданием” в городе является многоэтажный домик “Алфавит”. Запомнить буквы помогают весёлые картинки. Любимая игра у домика-“Алфавита” - “Назови соседей буквы”. Она способствует не только закреплению изученных букв, но и формированию умения ориентироваться на плоскости. Построены в городе и разноцветные замки: сине-зелёный и красный. В окна-карманы замков дети раскладывают картинки, названия которых начинаются с определенного гласного или согласного звука. Развивающую роль играет и крепостная стена города – мягкий коврик-трансформер, приклеенный к стенке. Собирая животных, рыб из частей, дети развивают зрительное восприятие, пространственные ориентировки, тренируют мелкую моторику пальцев рук, совершенствуют конструктивные навыки.
Дидактическое пособие “Два братца” также способствует дифференциации твердых и мягких согласных звуков. “Паровозик” помогает определять позицию звуков в слове. “Обезьянки” подсказывают, какой гласный звук спрятался в слове. В “Звуковые домики” дети размещают картинки с твердыми и мягкими согласными звуками, исключают лишнюю картинку. Пособие “Ушастик” контролирует последовательность действий при проведении звуко-буквенного анализа.
Только с опорой на наглядный дидактический материал, который способствует запоминанию терминов, их дифференциации, возможно более успешное и быстрое овладение первоначальными навыками грамоты у дошкольников с задержкой психического развития. А это, в свою очередь, способствует профилактике нарушений письменной речи.
Конспект занятия в средней коррекционной группе продемонстрирует эффективность использования вышеперечисленного дидактического материала.
Занятие в средней коррекционной группе по развитию фонематического восприятия на тему:
“Дифференциация гласных звуков а-о-у-и ”.
Цель:
- Закрепить умение различать звуки а-о-у-и по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах.
- Учить придумывать слова с начальными гласными звуками.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Отрабатывать слоговую структуру двух и трехсложных слов со стечением согласных.
- Развивать память, внимание, мыслительную деятельность.
- Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.
Оборудование:
- Силуэты “гласиков”. (Рисунок 1).
- Предметные картинки: аист, утка, осень, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус.
- Символы артикуляционного уклада гласных звуков. (Рисунок 2).
- Сигнальные карточки.
- Звуковой замок – красный.
- Мармеладные конфеты-“губки”.
- Звуко-буквенный город. (Рисунок 3).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети и логопед подходят к “Звуко-буквенному городу” (Рисунок 3), где заранее логопед убирает силуэты гласных звуков.
Логопед: “Ребята, посмотрите, кто сбежал из города? Кого ищет принцесса Гласа?”
Дети: “Из города сбежали гласики”.
Логопед: “А как вы думаете, куда они пошли?”
(Дети высказывают свои предположения, затем садятся на свои места. Звенит звоночек, он приглашает детей на занятие).
II. Знакомство с новым материалом.
1. Сообщение цели занятия. Введение в тему.
Логопед: “Ребята, а чьи это ножки торчат из-под шторки? Хотите посмотреть, кто это?
(Логопед открывает шторки, а на магнитной доске дети видят силуэты гласных звуков. Рисунок 1).
Дети: “Это гласные звуки”.
Логопед: “Назовите их имена”.
Дети: “А, О, У, И”.
Логопед: “Ребята, сегодня мы будем слушать звуки а, о, у, и, учиться их различать”.
Логопед: “Ребята, а как мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки”.
Дети: “Это гласные звуки. Они поются. Во рту нет преграды, когда мы их произносим”.
Логопед: “Расскажите про гласные звуки стихотворение”.
Дети читают стихотворение про гласные звуки:
Воздух свободно идет через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Логопед: “Ребята, в каком замке будут жить гласные звуки?”
Дети: “Они будут жить в красном замке”.
2. Фонетическая разминка.
Игра “Попугайчики”.
Цель: развитие фонематического слуха.
Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определенного звука:
а-у-и-о |
о-и-а-у |
и-а-у-о |
и-у-о-а |
у-о-и-а |
Игра “Катаем звуки на лифте”.
Цель: развитие речевого дыхания, зрительного и слухового восприятия.
(Дети ладошками изображают лифт, “катают” гласные звуки, произносят их на выдохе: вверх – громко, вниз – тихо, со зрительной опорой на символы артикуляционного уклада гласных звуков. (Рисунок 2).
3. Игра “Пропал голосок”.
Цель: дифференциация изолированных звуков по артикуляции.
(Дети по очереди выходят к доске, “без голоса” произносят звуки а, о, у, и, а остальные ребята угадывают, какой звук изображают губки)
4. Игра “Подарим картинки”.
Цель: дифференциация звуков а-о-у-и в начале слова.
(Детям раздаются картинки с изображением предметов, которые начинаются на гласные звуки. Дети по очереди выходят к доске и дарят картинки “гласикам”. (Рисунок 1). Вариант ответа:
Ребёнок: “Слово “автобус” начинается на звук “а”, подарю картинку гласному звуку “а”.
5. Игра “Сигнальщики”.
Цель: дифференциация звуков а-о-у-и в середине слова.
( Детям раздаются сигнальные карточки. Логопед произносит слова: дом, кит, нос, рак, лук, мак, прикрыв рот экраном. Дети поднимают соответствующую сигнальную карточку).
6. Физминутка.
Гласики дарят детям свои “губки”. (Символы артикуляционного уклада гласных звуков на верёвочках). Дети “превращаются” в гласные звуки, встают в круг и поют песенку:
Гласные тянутся песенкой звонкой.
Могут заплакать и застонать.
Могут качать в колыбели Аленку,
Могут как эхо в лесу закричать.
Могут летать высоко в синеву
А-а-а, у-у-у- 2 раза. (На мотив песни “Колыбельная”).
7. Игра “Живые звуки”.
Цель: развитие зрительного внимания, фонематического слуха.
(Дети выстраиваются в той последовательности, которую указывает логопед. Каждый по очереди поет песенку. Песенки будут разные, так как последовательность звуков нарушается: а-у-и-о, и-а-у-о).
8. Игра “Магазин”.
Цель: развитие диалогической речи, дифференциация звуков а-о-у-и в предложении.
(В “магазине” на полке расставлены игрушки. Логопед – продавец, дети – покупатели).
Логопед организовывает диалог:
- Игорь, что ты купишь?
- Я куплю ослика.
- Зачем тебе ослик?
- Потому что я звук “о”, а слово “ослик” начинается с этого звука.
(Затем дети меняются ролями, каждый по очереди становится продавцом).
9. Игра “Придумай слово”.
(Логопед показывает символы артикупяционного уклада гласных звуков, дети придумывают слова, начинающиеся на данный звук и получают фишки. Затем подсчитывают заработанные фишки и определяют победителя).
10. Итог занятия.
Логопед:
- Какие звуки мы учились сегодня различать? (а-о-и-у).
- Как мы называем эти звуки? (Гласные).
- Чем они отличаются от других звуков? (Они поются, нет преграды во рту, они красные).
11. Сюрпризный момент.
Логопед: “Ребята, “гласикам” очень понравилось, как вы сегодня занимались, они дарят вам свои “губки”. (Логопед угощает детей мармеладными конфетами в форме губ).