Цели:
- развивать различные виды памяти, внимание, речь;
- способствовать возникновению чувств товарищества, а также развивать положительное взаимоотношение и взаимопонимание между учащимися, совершенствовать культуру общения;
- прививать любовь к сказкам, к чтению отечественной литературы, повышать эстетический уровень учащихся;
- учить передавать характерные черты сказочных героев, используя различные изобразительные средства;
- воспитывать интерес и любознательность.
Оборудование: выставка книг, рисунков к сказкам, плакат с кроссвордами, костюмы и декорации для инсценирования сказки, развивающая игра “Любимые сказки”, грибочки-задания, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Зал украшен осенними листьями, рисунками и поделками детей.
I. Оргмомент.
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну.
-Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Пока вы называли сказки, у нас вырос прекрасный осенний грибок Этот грибок – девиз нашего путешествия.
II. Работа над пословицей.
“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!”
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните. Хорошо!
Ведущий: Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Все: Для нас!
III. Чтение стихотворения Ф. Кривина “О чём - то скрипит половица”.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Ведущий: К нам в гости пришла сказка В.Сутеева “ Под грибом”
IV.Инсценировка сказки.
Ведущий: Мы знаем, вы любите игры
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее
Чем наши волшебные сказки
V.Сказочная разминка.
За ответы дети получают грибочки разного цвета.
Соединяются в команды по разным грибам. Выборы капитана.
Ведущий: Мы продолжаем путешествие по сказкам.
-Одна Сказочница сказала: “Живём мы со Сказочником там, где жили старик со старухой из “Сказки о золотой рыбке” А. С. Пушкина”
(У самого синего моря)
-С нами живёт собака - наш верный друг. Зовут её так же, как собаку из сказки А.Толстого “Золотой ключик”
(Артемон)
-Из какой сказки эти строчки “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку – настоящего друга. Но мама была почему-то против. И всё-таки друг у меня появился,самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина, в расцвете лет, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька”
(“Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”)
-Кто говорил о себе так: “Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело. Но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё стал видеть злым и безобразным”
(“Снежная королева” Г. Х. Андерсен)
-Откуда эта строка? Кто автор?
“Тили-тили-тили-бом…”
(“Кошкин дом”) С. Маршак
-“Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошечная…”
(“Дюймовочка”) Г.Х Андерсен
-Как Маша из сказки “Маша и медведь” домой к деду вернулась?
(В коробе)
-Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?
(На конце иглы, в яйце)
-В какой сказке девочка идет в лес за цветами зимой
(“12 месяцев”. С. Маршак)
-У кого из героев были хрустальные туфельки?
(У Золушки)
-Кто помог вытащить репку?
(Мышка)
VI. Конкурс капитанов “Угадайка”.
Ведущий: А сейчас состоится конкурс капитанов. Будьте внимательны! За каждый правильный ответ – гриб! Я назову персонажей различных сказок, а вы должны выбрать героев русских народных сказок и поднять руку. Кто быстрее правильно назовёт героя, получает – гриб! Приготовились.
Варианты сказочных героев: чёрт, лиса, комар, поп, колобок, царевна Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, сестрица Алёнушка, конёк – горбунок, Чебурашка, журавль, князь Гвидон, царь Дадон, Иванушка – дурачок, Василиса – Премудрая, Золотой петушок, волк.
VII. Конкурс “Называйка”.
Участникам команд предлагаются репродукции картин, рисунки. Ребята должны вспомнить названия сказок. Кто быстрее и точнее – грибок!
VIII. Конкурс “Собери сказку”.
Выбрать по 2 участника из каждой команды. Кто больше соберёт сказочных сюжетов, тот получит – гриб!
Ведущий: А теперь мы с вами отправимся в лес за грибами. Сейчас наступила грибная пора…
IX. Физкультминутка:
Дети шли, шли, щли,
И грибочки нашли,
Вот какие грибы!
Ведущий: К нам в гости пришла осень! Входит осень.
X. Чтение стихотворения “Осень”
Ведущий: Она принесла целое лукошко грибов – загадок. Отгадайте их!
XI. Конкурс “Заморочки из лукошка”.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой. (Боровик)
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под берёзой растут.
Как их зовут? (Подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Люблю я в разных шапках быть,
То в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это… (Сыроежка)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (Лисички)
Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шапочке
Растёт грибок… (Маслёнок)
Рыженький Ванёк –
Крепкий паренёк.
Спрятался за пень,
Шапка набекрень. (Рыжик)
Ведущий: А теперь осень хочет послушать, как вы умеете читать.
XII. Чтение “цепочкой” сказки “Кот в сапогах”.
XIII. Беседа по вопросам.
Почему сказка так называется? Каким показан главный герой сказки? К каким хитростям прибегал кот?
XIV. Конкурс “Нарисуйка”.
-Нарисуйте один из предметов, о котором говорилось в сказке “Кот в сапогах”.
Рисунок коллективный. Оценивается грибком.
XV. Конкурс “Угадай мелодию”.
-По музыкальной записи узнать сказку и героев. За правильный ответ – грибок.
XVI. Конкурс “Тёмная лошадка”.
Ведущий:
-Кто на все вопросы мне ответит?
-Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает любить их, находить их на нужной полке. С ней очень часто встречаются люди, которые любят, ценят и читают книги.
-Кто это?
Все: Библиотекарь.
XVII. Выступление библиотекаря.
XVIII. Выставка книг.
-Рекомендации, пожелания детям.
XIX. Конкурс “Отгадайка!”
-Разгадывание кроссворда “Теремок”
- Имя одного из трёх богатырей.
- В русской народной сказке “Иван-царевич и Серый Волк” она называется “живой” и “мёртвой”.
- Такой цвет имели кудрявые волосы Мальвины.
- Название популярной сказки, в которой физическая сила мышки оказалась решающей.
- Как звали кота, который любил говорить: “Ребята, давайте жить дружно!”
XX. Конкурс “Порешайка!”
Весёлые задачи:
От царства Кощея выехали Баба – Яга в избушке и Емеля на печи. Баба –Яга проехала - 25 км, а Емеля – 8 км. Кто из них проехал больше и на сколько?
Вини – Пух поднимался на воздушном шаре за мёдом. В первый день он поднялся на высоту 35 м, но его прогнали пчёлы. Во второй день он поднялся на 15 м выше, а в третий на 17м ниже, чем во второй. На какую высоту Вини – Пух поднялся в третий день?
Однажды Гена принёс в детский сад к Чебурашке 42 игрушки. Чебурашка раздал детям 10 игрушек. Потом Гена принёс ещё 25 игрушек. Сколько игрушек у него стало?
Ведущий: - На этом наше путешествие подходит к концу. Мы побывали с вами в разных сказках, встретились с разными героями.
- Скажите, так что всегда побеждает в сказках?
Все: Добро!