Цели урока:
- познакомить учащихся с понятиями
“природные богатства”, “живые и неживые
природные богатства”, “силы природы”;
- развивать умение наблюдать, анализировать,
классифицировать природных богатств, разделив
их на живые, неживые и силы природы, творчески
мыслить;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Организация урока: группы по 5 человек, фронтальная работа.
Оборудование:
Дидактический материал ( карточки с заданиями для групп, модели запрещающих знаков для каждой группы), иллюстрации (отгадки к загадкам), поднос с бижутерией, набор муляжей, коллекция минералов. Аудиомагнитофон (запись голосов птиц, запись мелодии песенки Красной Шапочки “Если долго, долго, долго…”).
Видеомагнитофон (фрагмент фильма “Культура поведения”). Материал (опорные карточки со словами: растения, животные, вещи, неживая природа, живая природа, живые природные богатства, неживые природные богатства) для “дерева природы”. Карточки с изображением живой и неживой природы, вещей для сенсорного креста, учебник А.Вахрушева “Я и мир вокруг”, ч.3.
Ход урока
1
. Организационный момент.Создание эмоционального настроя.
-Начинаем наш урок.
О чём “Окружающий мир” нам расскажет?
О берёзах и морозах,
О хлебах и о лугах,
О зверюшках и покосах,
И о птицах, о цветах.
Почему снег летает,
Полежит, а после тает?
Расскажет он про всё на свете,
Что происходит на планете.
- Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Активизируем свои мыслительные способности –
- разотрём ушные раковины,
- разотрём ладошки.
2. Введение в тему урока и постановка проблемы.
Сенсорный крест.
На сенсорном кресте помещены изображения растений, животных, неживой природы, вещь.
- Что здесь лишнее? Почему?
- Глядя на оставшиеся предметы на сенсорном кресте, определите, куда мы с вами продолжим сегодня путешествие?
(Вывешиваются на доску опорные карточки со словами: растения, животные, неживая природа)
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг - …
(Добавляется опорная табличка “природа” в схему “дерева природы”)
Поднос с предметами: бижутерия.
- Как одним словом можно назвать то, что здесь находится? (драгоценности, богатства).
Добавить на поднос кусочек мела, яблоко, помидор, кусочек гранита, фигурки животных.
- Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством?
-Это тоже богатства. Чьи это богатства? ( богатства природы)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
- Проверим себя. Откроем учебники на с. 29. и прочитаем тему урока.
- Какой главный вопрос нашего урока? (какие бывают природные богатства)
3. Актуализация знаний.
- Вернёмся к нашим табличкам. Что такое природа? (всё, что нас окружает и не сделано руками человека)
- Как связаны природа и вещи? ( все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком)
- Как провести стрелочку связь между природой и вещами, в каком направлении?
- Мы перед уроком разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно, вспомните правила техники безопасности.
4. Совместное открытие нового знания.
- Мы каждый день сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте у себя в группе на столе и поместите их на доску.
1.В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы. (Берёза)
2. Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты, я грызун,
Погрозишься, я – бегун. (Заяц)
3. Красная свечка
Белое сердечко
Чаем ароматным угостит
От простуды защитит. (Малина)
4. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
5. Чёрненькая собачка, свернувшись,
лежит.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
6. Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем
Просто мы его вдыхаем. (Воздух)
7. Я и туча, и туман,
Я ручей, и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
8. Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляя белый след. (Мел).
9. Посмотри какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица).
- Подумайте, что из указанного на доске можно отнести к природе, а что создано человеком? ( убрать к табличке “вещи” - замок и автобус)
- Оставшиеся предметы можно назвать природными богатствами?
- Как одним словом можно назвать лису и зайца? Как можно назвать одним словом берёзу и малину?
- Животные и растения – это … живые природные богатства. (Добавить к схеме “дерева природы” табличку со словами “живые природные богатства”)
- Сверим свой ответ с учебником на с. 30.
- А почему их назвали живые природные богатства?
- Вода, воздух - могут дышать, питаться, расти, приносить потомство? А мел и вот эти материалы ( показать коллекцию полезных ископаемых), где взял человек? (из земли, подземных кладовых).
- Можем мы их назвать живыми природными богатствами? Тогда как мы их назовём?
( Это неживые природные богатства)- добавляем в схему.
Физминутка. Аудиозапись “Звуки леса”
Мы немножко отдохнём? |
Дружно хлопаем, |
Чудеса у нас на свете - |
Помахали мы крылами, |
- Итак, мы с вами определили, что существуют живые природные богатства и неживые природные богатства. Ещё нам известно, что природа сильна, иногда настолько, что превращается в стихию, но … ( прочитывается “волна” на доске)
Волна “Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы”
- Рассмотрите рисунки внизу на с. 30. Что здесь нарисовано? (парусник, космический корабль, плотина)
- Какие же силы природы здесь использовали люди?
(Добавляем к схеме табличку “силы природы”)
- Прочитаем часть научной статьи, что нам говорят авторы учебника об использовании сил природы на службе у человека.
- Отгадайте о каких силах природы я говорю.
Загадки
1. Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле траву приклоняет.
(Ветер)
По небу ходит моляр без кистей
Краской коричневой красит людей.
(Солнечный свет)
- Силы природы рисовать трудно, постараемся их просто запомнить. О какой силе природы мы не сказали ещё? (Течение рек)
5. Первичное закрепление. Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах.
1) Дерево природы.
- Посмотрите на схему, которая у нас получилась на доске. Условно мы её с вами назовём “дерево природы”. Природные богатства – это веточки дерева. Помогите распуститься листочкам на ветках. У вас на столах есть рисунки с изображением природных богатств. Давайте их развесим на своих веточках.
2) – “Зачеркни лишнее”.
Дети самостоятельно выбирают себе карточки с заданием.
1 группа – рыба, лось, ромашка, камень, дуб, комар.
2 группа – гранит, вода, почва, змея, воздух, нефть.
3 группа – солнечный свет, течение рек, земля, ветер.
4 группа – камень, вода, человек, облако, глина, дождь.
3) - Работа с учебником. (Резерв)
- Посмотрите на рисунок на с. 32.
- Какие живые природные богатства вы видите на рисунке. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не повторяться.
- Какие неживые природные богатства есть на рисунке?
- А какие силы природы изображены на рисунке?
Закачались деревья, пошла рябь по воде, Какую силу природы характеризуют эти выражения?
Физминутка
- Я называю слова. Если это слово относится к живым природным богатства, то вы показываете, как оно двигается, а если к неживым природным богатствам – стоите на месте.
Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
- Зарядка для глаз (предметные картинки развешаны по всему классу) - найди рябину, розу, санки и т.д.
- Что было лишнее?
6. Творческое задание в группах.
- А к какой природе относится человек: к живой или неживой?
- Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?
- Какой это знак? (запрещающий)
-Посмотрите внимательно отрывок фильма, и каждая группа нарисует свой запрещающий знак под общим названием “Поведение друзей природы”.
(Выполнение работы в группе и показ своих запрещающих знаков.)
- Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?
7. Итог урока.
- Обратимся к нашей схеме на доске. Попробуйте с её помощью рассказать, что узнали сегодня на уроке.
- Что на уроке было легко?
- Какие трудности были для вас?
- Где пригодятся эти знания?
Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.
(Предварительно подготовить ученика для исполнения песни, припев исполняют всем классом)
ПЕСЕНКА ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ,
Если б только – только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно-можно-можно.
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь помогай!
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте реки вот такой ширины
А-а, крокодилы, бегемоты
А-а, обезьяны, кашалоты
А-а, и зелёный попугай.