Урок окружающего мира во 2-м классе по программе "Школа-2100" по теме "Богатства природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”, “живые и неживые природные богатства”, “силы природы”;
- развивать умение наблюдать, анализировать, классифицировать природных богатств, разделив их на живые, неживые и силы природы, творчески мыслить;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Организация урока: группы по 5 человек, фронтальная работа.

Оборудование:

Дидактический материал ( карточки с заданиями для групп, модели запрещающих знаков для каждой группы), иллюстрации (отгадки к загадкам), поднос с бижутерией, набор муляжей, коллекция минералов. Аудиомагнитофон (запись голосов птиц, запись мелодии песенки Красной Шапочки “Если долго, долго, долго…”).

Видеомагнитофон (фрагмент фильма “Культура поведения”). Материал (опорные карточки со словами: растения, животные, вещи, неживая природа, живая природа, живые природные богатства, неживые природные богатства) для “дерева природы”. Карточки с изображением живой и неживой природы, вещей для сенсорного креста, учебник А.Вахрушева “Я и мир вокруг”, ч.3.

Ход урока

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

-Начинаем наш урок.

О чём “Окружающий мир” нам расскажет?

О берёзах и морозах,
О хлебах и о лугах,
О зверюшках и покосах,
И о птицах, о цветах.
Почему снег летает,
Полежит, а после тает?
Расскажет он про всё на свете,
Что происходит на планете.

- Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Активизируем свои мыслительные способности –

- разотрём ушные раковины,

- разотрём ладошки.

2. Введение в тему урока и постановка проблемы.

Сенсорный крест.

На сенсорном кресте помещены изображения растений, животных, неживой природы, вещь.

- Что здесь лишнее? Почему?

- Глядя на оставшиеся предметы на сенсорном кресте, определите, куда мы с вами продолжим сегодня путешествие?

(Вывешиваются на доску опорные карточки со словами: растения, животные, неживая природа)

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг - …

(Добавляется опорная табличка “природа” в схему “дерева природы”)

Поднос с предметами: бижутерия.

- Как одним словом можно назвать то, что здесь находится? (драгоценности, богатства).

Добавить на поднос кусочек мела, яблоко, помидор, кусочек гранита, фигурки животных.

- Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством?

-Это тоже богатства. Чьи это богатства? ( богатства природы)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

- Проверим себя. Откроем учебники на с. 29. и прочитаем тему урока.

- Какой главный вопрос нашего урока? (какие бывают природные богатства)

3. Актуализация знаний.

- Вернёмся к нашим табличкам. Что такое природа? (всё, что нас окружает и не сделано руками человека)

- Как связаны природа и вещи? ( все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком)

- Как провести стрелочку связь между природой и вещами, в каком направлении?

- Мы перед уроком разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно, вспомните правила техники безопасности.

4. Совместное открытие нового знания.

- Мы каждый день сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте у себя в группе на столе и поместите их на доску.

1.В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы. (Берёза)

2. Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты, я грызун,
Погрозишься, я – бегун. (Заяц)

3. Красная свечка
Белое сердечко
Чаем ароматным угостит
От простуды защитит. (Малина)

4. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

5. Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

6. Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем
Просто мы его вдыхаем. (Воздух)

7. Я и туча, и туман,
Я ручей, и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)

8. Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляя белый след. (Мел).

9. Посмотри какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица).

- Подумайте, что из указанного на доске можно отнести к природе, а что создано человеком? ( убрать к табличке “вещи” - замок и автобус)

- Оставшиеся предметы можно назвать природными богатствами?

- Как одним словом можно назвать лису и зайца? Как можно назвать одним словом берёзу и малину?

- Животные и растения – это … живые природные богатства. (Добавить к схеме “дерева природы” табличку со словами “живые природные богатства”)

- Сверим свой ответ с учебником на с. 30.

- А почему их назвали живые природные богатства?

- Вода, воздух - могут дышать, питаться, расти, приносить потомство? А мел и вот эти материалы ( показать коллекцию полезных ископаемых), где взял человек? (из земли, подземных кладовых).

- Можем мы их назвать живыми природными богатствами? Тогда как мы их назовём?

( Это неживые природные богатства)- добавляем в схему.

Физминутка. Аудиозапись “Звуки леса”

Мы немножко отдохнём?
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по полю гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Вниз на травку поглазели.

Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли.
Полетим скорее в лес,

Чудеса у нас на свете -
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Помахали мы крылами,
Покружились над горами.
А теперь мы стали львами,
Покачали головами
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.

- Итак, мы с вами определили, что существуют живые природные богатства и неживые природные богатства. Ещё нам известно, что природа сильна, иногда настолько, что превращается в стихию, но … ( прочитывается “волна” на доске)

Волна “Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы”

- Рассмотрите рисунки внизу на с. 30. Что здесь нарисовано? (парусник, космический корабль, плотина)

- Какие же силы природы здесь использовали люди?

(Добавляем к схеме табличку “силы природы”)

- Прочитаем часть научной статьи, что нам говорят авторы учебника об использовании сил природы на службе у человека.

- Отгадайте о каких силах природы я говорю.

Загадки

1. Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле траву приклоняет.

(Ветер)

По небу ходит моляр без кистей
Краской коричневой красит людей.

(Солнечный свет)

- Силы природы рисовать трудно, постараемся их просто запомнить. О какой силе природы мы не сказали ещё? (Течение рек)

5. Первичное закрепление. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

1) Дерево природы.

- Посмотрите на схему, которая у нас получилась на доске. Условно мы её с вами назовём “дерево природы”. Природные богатства – это веточки дерева. Помогите распуститься листочкам на ветках. У вас на столах есть рисунки с изображением природных богатств. Давайте их развесим на своих веточках.

2) – “Зачеркни лишнее”.

Дети самостоятельно выбирают себе карточки с заданием.

1 группа – рыба, лось, ромашка, камень, дуб, комар.

2 группа – гранит, вода, почва, змея, воздух, нефть.

3 группа – солнечный свет, течение рек, земля, ветер.

4 группа – камень, вода, человек, облако, глина, дождь.

3) - Работа с учебником. (Резерв)

- Посмотрите на рисунок на с. 32.

- Какие живые природные богатства вы видите на рисунке. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не повторяться.

- Какие неживые природные богатства есть на рисунке?

- А какие силы природы изображены на рисунке?

Закачались деревья, пошла рябь по воде, Какую силу природы характеризуют эти выражения?

Физминутка

- Я называю слова. Если это слово относится к живым природным богатства, то вы показываете, как оно двигается, а если к неживым природным богатствам – стоите на месте.

Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.

- Зарядка для глаз (предметные картинки развешаны по всему классу) - найди рябину, розу, санки и т.д.

- Что было лишнее?

6. Творческое задание в группах.

- А к какой природе относится человек: к живой или неживой?

- Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?

- Какой это знак? (запрещающий)

-Посмотрите внимательно отрывок фильма, и каждая группа нарисует свой запрещающий знак под общим названием “Поведение друзей природы”.

(Выполнение работы в группе и показ своих запрещающих знаков.)

- Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

7. Итог урока.

- Обратимся к нашей схеме на доске. Попробуйте с её помощью рассказать, что узнали сегодня на уроке.

- Что на уроке было легко?

- Какие трудности были для вас?

- Где пригодятся эти знания?

Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

(Предварительно подготовить ученика для исполнения песни, припев исполняют всем классом)

ПЕСЕНКА ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ,

Если б только – только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно-можно-можно.
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь помогай!
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте реки вот такой ширины
А-а, крокодилы, бегемоты
А-а, обезьяны, кашалоты
А-а, и зелёный попугай.