ЦЕЛИ:
- Развитие и углубление понятия о внутренней среде организма.
- Знакомство с составом крови функциями ее компонентов.
- Значение и механизм свертывания крови.
- Объяснение значения анализа крови, как диагностического средства.
- Введение понятия малокровие.
- Продолжение развития навыков микроскопирования.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
- кровообращение и лимфообращение, состав крови,
- лабораторное оборудование,
- микропрепараты крови человека и лягушки.
ХОД УРОКА
1. Вызов.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
| № | Утверждения |
До изучения | После изучения |
| 1 | Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма | ||
| 2 | Гомеостаз заболевание, связанное с кровью | ||
| 3 | Кровь основной компонент ВСО | ||
| 4 | Кровь жидкая соединительная ткань | ||
| 5 | Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови | ||
| 6 | Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции. | ||
| 7 | Фибриноген - растворимый белок плазмы крови. | ||
| 8 | Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные. | ||
| 9 | В анализе крови указывают все ее показатели | ||
| 10 | Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека. |
2. Осмысление содержания. Лекция с показом слайд – шоу.
- Компоненты ВСО. Относительное постоянство ВСО.
- Кровь, ее состав. Плазма крови. Форменные элементы крови: клетки кровяные пластинки.
- Форменные элементы крови. Эритроциты, лабораторная работа “Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки”. Лейкоциты. Тромбоциты. Изучение строения и выполняемых функций.
- Анализ крови. Работа с бланками анализов крови предоставленных Селтинской ЦРБ (с учетом медицинской этики и конфиденциальности.)
- Функции крови.
Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Взаимосвязь компонентов ВСО. Гомеостаз.
3. Рефлексия.
Возвращаемся к таблице “Верные и неверные утверждения”, ученик при этом реально видит, что же он узнал на уроке. Вопросов открытых не должно оставаться.
4. Задание на дом. Параграф 17, таблица “Форменные элементы крови”, стих в форме Синквейна или Диаманты по теме урока.
| Линия сравнения | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
| Форма элемента | |||
| Наличие ядра | |||
| Количество | |||
| Место образования | |||
| Продолжительность жизни | |||
| Место гибели | |||
| Функции клеток |
Ключевые понятия темы: Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость. Плазма. Форменные элементы. Эритроциты, гемоглобин. Лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, иммунитет. Тромбоциты фибриноген, фибрин. Малокровие. Гемофилия.
Приложения.
1. Прием “Верные и неверные утверждения”.
| № | Утверждения |
До изучения | После изучения |
| 1 | Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма | ||
| 2 | Гомеостаз заболевание, связанное с кровью | ||
| 3 | Кровь основной компонент ВСО | ||
| 4 | Кровь жидкая соединительная ткань | ||
| 5 | Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови | ||
| 6 | Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции. | ||
| 7 | Фибриноген - растворимый белок плазмы крови. | ||
| 8 | Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные. | ||
| 9 | В анализе крови указывают все ее показатели | ||
| 10 | Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека. |
2. Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы.
- Приготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите микропрепараты крови человека и лягушки.
- Выясните в чем их различие.
- Зарисуйте клетки в тетради.
- Ответьте на вопрос: чья кровь человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
3. Таблица. Форменные элементы крови.
| Линия сравнения | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
| Форма элемента | |||
| Наличие ядра | |||
| Количество | |||
| Место образования | |||
| Продолжительность жизни | |||
| Место гибели | |||
| Функции клеток |