Внутренняя среда организма: кровь

Разделы: Биология


ЦЕЛИ:

  • Развитие и углубление понятия о внутренней среде организма.
  • Знакомство с составом крови функциями ее компонентов.
  • Значение и механизм свертывания крови.
  • Объяснение значения анализа крови, как диагностического средства.
  • Введение понятия малокровие.
  • Продолжение развития навыков микроскопирования.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы

- кровообращение и лимфообращение, состав крови,
- лабораторное оборудование,
- микропрепараты крови человека и лягушки.

ХОД УРОКА

1. Вызов.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения После изучения
1 Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма    
2 Гомеостаз заболевание, связанное с кровью    
3 Кровь основной компонент ВСО    
4 Кровь жидкая соединительная ткань    
5 Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови    
6 Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.    
7 Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.    
8 Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.    
9 В анализе крови указывают все ее показатели    
10 Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.    

2. Осмысление содержания. Лекция с показом слайд – шоу.

  1. Компоненты ВСО. Относительное постоянство ВСО.
  2. Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Взаимосвязь компонентов ВСО. Гомеостаз.

  3. Кровь, ее состав. Плазма крови. Форменные элементы крови: клетки кровяные пластинки.
  4. Форменные элементы крови. Эритроциты, лабораторная работа “Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки”. Лейкоциты. Тромбоциты. Изучение строения и выполняемых функций.
  5. Анализ крови. Работа с бланками анализов крови предоставленных Селтинской ЦРБ (с учетом медицинской этики и конфиденциальности.)
  6. Функции крови.

3. Рефлексия.

Возвращаемся к таблице “Верные и неверные утверждения”, ученик при этом реально видит, что же он узнал на уроке. Вопросов открытых не должно оставаться.

4. Задание на дом. Параграф 17, таблица “Форменные элементы крови”, стих в форме Синквейна или Диаманты по теме урока.

Линия сравнения Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Форма элемента      
Наличие ядра      
Количество      
Место образования      
Продолжительность жизни      
Место гибели      
Функции клеток      

Ключевые понятия темы: Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость. Плазма. Форменные элементы. Эритроциты, гемоглобин. Лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, иммунитет. Тромбоциты фибриноген, фибрин. Малокровие. Гемофилия.

Приложения.

1. Прием “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

До изучения После изучения
1 Кровь, лимфа образуют внутреннюю среду организма    
2 Гомеостаз заболевание, связанное с кровью    
3 Кровь основной компонент ВСО    
4 Кровь жидкая соединительная ткань    
5 Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – клетки крови    
6 Эритроциты всех организмов имеют одинаковое строение, т.к. выполняют одинаковые функции.    
7 Фибриноген - растворимый белок плазмы крови.    
8 Плазма крови и кровяная сыворотка понятия однозначные.    
9 В анализе крови указывают все ее показатели    
10 Гемоглобин и малокровие - наследственные заболевания крови человека.    

2. Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы.

  1. Приготовьте микроскоп к работе.
  2. Рассмотрите микропрепараты крови человека и лягушки.
  3. Выясните в чем их различие.
  4. Зарисуйте клетки в тетради.
  5. Ответьте на вопрос: чья кровь человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

3. Таблица. Форменные элементы крови.

Линия сравнения Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Форма элемента      
Наличие ядра      
Количество      
Место образования      
Продолжительность жизни      
Место гибели      
Функции клеток      

Презентация