Начав работать в школе после института, я столкнулась с рядом трудностей, которые обозначили следующие противоречия.
С одной стороны |
С другой стороны | |
Объективная необходимость обучения младших школьников иностранному языку | и |
Несформированность позитивной мотивации к изучению нового предмета |
Высокий темп изучения программного материала | и |
Низкий уровень сформированности учебной деятельности |
Новый взгляд на ученика, как субъекта учебной деятельности | и |
Старые формы, методы и средства обучения |
Реализация коммуникативного принципа обучения языку | и |
Низкий уровень развития речи на родном языке |
Так как ребенок осваивает иностранный язык по аналогии с родным, по словам А.А Леонтьева (А.А.Леонтьев Основы психолингвистики . Учебник. изд. “Смысл”. М.1996 г.), то ребенку проще начать с отдельных слов, т.е с лексических единиц. Кроме того, через освоение лексической единицы можно рассмотреть и усвоить все стороны языка: фонетическую, семантическую, графическую, словообразовательную, морфологическую, орфографическую, грамматическую, стилистическую и коммуникативную. А если, к тому же, учесть возраст детей моих групп, то такую работу продуктивнее вести через применение игровой деятельности. Огромное количество дидактических игр, предлагаемых различными пособиями для учителей иностранного языка легко можно найти. Я предлагаю вариант применения их на ряде уроков в рамках усвоения одной лексической единицы, например a hare. (конечно, здесь будут представлены далеко не весь арсенал, применяемых на уроках игр).
Этап |
Игры и игровые приемы |
Методические пояснения |
Подготовительный |
Артикуляционные зарядки Сказка про Мистера Танга: … мистер Танг боялся высунуться полностью и в нерешительности то чуть-чуть показывался из окна, по опять прятался [e ], [e ], [e ]… |
Отработка артикуляционных навыков |
Прочитай слово по губам. Скажите слово без звука |
Автоматицация положения артикуляционного аппарата |
|
Буква-звук Звук- буква |
Совершенствование графических навыкои |
|
Песенка про названия цвета Большой след: наступая на след определенного цвета, ребенок должен как можно быстрее назвать его по-английски. Так как участников много, можно сначала предложить пройти по следам успевающих учеников, а затем детей, испытывающих затруднение Испорченный телефон: команды передают слово, названное ведущим, по цепочке, последний ищет карточку соответствующего цвета и называет цвет. Покажи цвет :дети показывают предметы того цвета, который называет ведущий. Радуга: команды соревнуются кто быстрее соберет радугу.каждый член команды должен найти предмет определенного цвета и назвать его по-английски, тогда ступенька радуги считается собранной |
Заучивание названий цвета Задействуются процессы памяти, вырабатывается механизм перекодировки с языка на язык и увеличивается скорость этой перекодировки Создание образа слова |
|
Кто быстрее: команды соревнуются, кто быстрее в эстафетном порядке напишет артикли к существительным. |
Применение грамматического правила на практике |
|
презентация |
Игра на догадку: иллюстрации, вводимых на уроке лексических единиц представлены детям. Учитель сообщает, что сейчас прозвучат предложения с новыми словами, кто первый назовет эти слова и догадается о их значении - тот получит приз (может быть маленькие картинки этих же животных, которые ребенок потом вклеит в тетрадь)
|
Восприятие лексической единицы с помощью визуального образа слова с опорой на имеющийся лексический опыт ребенка. Дедуктивный метод познания. |
Тренировка |
Первая буква: дети показывают карточку с первой буквой слова |
Усвоение графического образа слова |
Вставь пропущенную букву Буквы рассыпались |
||
Отгадай: в динамических кругах дети устно отрабатывают различные структуры Например:
|
Подстановка слова в речевой образец. |
|
Игра-кубик: на грани кубика нанесены рисунки с животными. Ребенок должен подставить в указанную структуру то слово, которое выпало на кубике - I want to draw … |
||
Подбери рифму |
Отроботка орфографического навыка |
|
Кроссворды |
||
Составь схему предложения. Определи какая группа слов может быть подлежащим, сказуемым, второстепенными членами предложения |
Формирование грамматического навыка |
|
Применение |
Сказка “Колобок на новый лад”: можно применять героев кукольного театра или маски. Колобок может встретить огромное количество животных и даже английских сказочных героев и с каждым из них он должен познакомиться |
драматизация |
Сочини стишок по образцу: I’ve got a dog. |
Творческое применение лексики |
|
Чей рассказ длиннее: составь рассказ-описание игрушки, чей рассказ содержит больше информации, тот победитель. |
Совершенствуется лексический навык употребления лексических единиц в устной речи и в письменной |
|
Урок-проект. Коллективное составление газеты “forest news” |
||
Через длительный промежуток времени |
Пьеса “Волк и пятеро зайцев” (по мотивам сказки “Волк и семеро козлят) |
Совершенствование диалогической речи |
Конкурс сочинений на тему “Мое любимое животное” |
Творческое применение изученной лексики через письменную речь |
Необходимо отметить, так же, что на каждом из указанных этапов освоения лексической единицы параллельно происходит освоение других лексических единиц. И в один и тот же момент времени одна лексическая единица может проходить только этап презентации, а другая, с помощью которой происходит семантизация, уже проходит этап тренировки или применения. Поэтому, процесс освоения лексических единиц можно назвать взаимосвязанным и непрерывным.
Наиболее интересной в этом процессе является стадия творческого применения лексики. Хочу представить на ваше рассмотрение урок-проект, проводимый мною в рамках темы “Мир вокруг меня”, на которой, в частности и происходило творческое применение лексической единицы a hare.
Цель урока: активизация лексики в речи
Задачи: Формировать моторно-графический навык при составлении рассказа-описания с опорой на образец. Совершенствовать навыки аудирования, говорения и письменной речи.
Развивать репродуктивное воображение и наглядно-образное мышление. Воспитывать культуру умственного труда, эстетические чувства. Знакомить с особенностями печатных изданий средств массовой информации.
Оборудование: ватман, ножницы, карандашный клей, цветные карандаши, фломастеры, детям было дано задание найти иллюстрации животных, проживающих в лесах нашего региона, посмотреть в словаре как оно называется по-английски (каждому ребенку – свое животное)
На доске:
Plan. This is a (an) … Its favourite place is… The … is … It has got … The … can … Author. |
Forest news |
Группы слов, которые будут употребляться на уроке |
Ход урока:
Этап | Действия учителя | Действия детей |
1. Оргмомент 2 мин. |
Good morning children. (everyday questions we use) Today we have an unusual lesson. We’ll make a newspaper called “Forest News” |
|
2. Вступительная беседа 3-5 минут |
На рабочем столе, вокруг которого
сидят дети, разложены газеты. Давайте с вами посмотрим на газеты, которые я принесла. Какие общие части можно выделить, как их назвать и какими признаками они обладают (что в них особенного) Хорошо, как выглядят газеты мы определили, а теперь давайте вспомним, кто их создает. |
Дети вычленяют
|
Кто пишет статьи? Кто исправляет ошибки? Оформляет статью? Объединяет статьи в газету? А мы сегодня с вами все будем корреспондентами газеты, которая занимается вопросами природы. Сегодня мы издадим спецвыпуск, посвященный животным нашего края |
Дети частично сами отвечают на вопросы, а в случае затруднения, учитель помогает им. |
|
3. Фонетическая зарядка 7-10 минут |
Поэтому, чтобы не прибегать к помощи
редактора, давайте вспомним все слова, которые
нам понадобятся для статей в нашу газету. Учитель заранее расположил на доске сигнальные слова, благодаря которым дети составляют списки слов на определенную тему, а также все необходимые слова на flesh cards. |
Animal: reindeer, elk, fox, silver fox, wolf, bear, haer,
squirrel, hedgehog, mouse, grouse, duck, owl, woodpecker, cuckoo, fish. Place: river, the sky, forest. Colour: black, white, grey, red, orange, yellow, green, blue, purple, pink, brown. Part of the body: head, hair, ear, eye, nose, mouth, teeth, body, arm, hand, finger, leg, foot, tail, paw. |
Видите, как много слов мы вспомнили. |
Сначала дети называют слова на
озвученную тему Читают по образцу Проставляют артикли перед существительными-названиями животных Дописывают окончания существительных Можно по –цепочке. Для экономии времени учитель может сам вписывать артикли и окончания. |
|
4. Подготовительная работа 2-3 мин. |
Но, чтобы написать статью, необходимо
употребить эти слова правильно. В этом вам
поможет план. Let’s read the plan. Давайте подумаем, что мы напишем в этом пункте статьи. |
Дети читают план на доске по одному пункту. Устное составление будущей статьи. |
5. Самостоятельная ребота 5-8 мин. |
Обеспечивает порядок. - кто закончит поднимает руку. Если он правильно выполнит задание, то начнет оформлять нашу газету. |
Пишут статьи на отдельных листках |
6. Оформление газеты 5-7 мин |
А теперь давайте составим газету Маша, напишет заголовок ( она быстрее всех и без ошибок написала свою статью) Посмотрим, как лучше разместить наши статьи вместе с иллюстрациями |
Оформляют газету под руководством учителя |
7. Презентация 3-5 минуты |
So! We have a brilliant newspaper. Let’s read the articles. Nick, what article do you want to read? |
Читают статьи своих одноклассников. |
Итог урока 2 мин. |
На уроке удалось выпустить целую
газету, и каждый из вас хорошо потрудился. Оценки за урок… |
|
Домашнее задание 1 мин. |
Дома повторите все слова, которые нам сегодня понадобились, потому, что следующий урок мы начнем с чтения статей, которые не успели прочесть сегодня. |
После того как проведены все уроки на параллели 3-х классов, а урок проводился в рамках недели английского языка, проводится выставка газет и результаты творчества оцениваются по заранее оговоренным критериям.
- информативность
- красочность
- соблюдение формата печатного издания
- творчество
- оригинальность
В Приложении 1 представлены варианты получившихся коллективных проектов.
Список литературы:
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
- Карпова Е.В. Дидактические игры. Ярославль: “Академия развития”, 1997 г.
- Эльконин Д.Б. Психология игры- 2-е изд.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
- Пидкасистый Л.И., Хайдаров Ж.С. – Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.: МПУ, 1996.