Алгебра, 11-й класс. Обобщающий урок по теме "Производная и ее применение"

Разделы: Математика

Класс: 11


ЦЕЛИ УРОКА:

1)обобщить понятие производной, геометрического смысла производной, графика функции производной;

2)закрепить решение заданий с параметром;

3)развивать логическое мышление;

4)формировать навыки контроля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1)раздаточный материал;

2)карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА.

1.Активизация знаний.

Что мы знаем о производной?

Учащиеся сами раскрывают изученную тему, поправляют друг друга, если допущены ошибки.

Применяем теорию к устным практическим заданиям.

№1.

По графику производной функции определить промежутки возрастания и убывания функции.

А)

Рис. 1

Б)

Рис. 2

№2.

Функция задана на промежутке (-6;4). Укажите точку min на этом промежутке, если дан график производной этой функции.

Рис. 3

В это время один ученик работает самостоятельно у доски.

Карточка №1.

Найти производные следующих функций.

а) ;

б) sin( 6х – 1);

в) arctg3х;

г) -2log(2х – 1);

д) е + ln(7 – х) + 10.

2. Практическая часть.

Применение производной. Решаем задания на раздаточном материале.

Раздаточный материал.

№1.

При каком наибольшем значении параметра m функция

f (х) = -х + х - 5х + 2 убывает на всей числовой прямой?

№2.

При каком наибольшем натуральном значении параметра р уравнение

+ х - 15х – р = 0 имеет три корня?

№3.

Найти все значения параметра а, при каждом из которых касательная к графику функции y = cos7x + 7cosх в точке с абсциссой а параллельна касательной к этому же графику с абсциссой .

№4.

При каком наименьшем значении параметра а уравнение

х- 2х- 2х+ 24х – а = 0 имеет два корня?

№5.

При каком наибольшем натуральном значении b функция

f(х) = -5 – 3е- bхе убывает на всей числовой прямой?

Работает весь класс, решаем №1, №2, №3, решение записываем на доске.

Ответы и рекомендации к решению заданий.

№1. Найти производную. Так как функция убывает на всей числовой прямой, то значения производной меньше 0. Решаем неравенство. m = 7.

№2.Решить уравнение графически. р = 58.

№3.Вспомнить условие параллельности прямых (угловые коэффициенты параллельных прямых равны). Решить уравнения относительно параметра а.

а = ; а = + , n,k – целые числа.

Параллельно на доске выполняются задания на карточках №2, №3, №4.

Карточка №2.

Исследовать функцию у = х- х по плану и построить её график.

План исследования:

1.Область определения функции.

2.Множество значений функции.

3.Чётность.

4.Периодичность.

5.Первая производная, по ней определяются участки монотонности и точки экстремума.

6.Вторая производная, по ней определяются участки выпуклости и вогнутости и точки перегиба.

7.Точки пересечения с осями координат.

8.Таблица значений.

Карточка №3.

Написать уравнение касательной к графику функции у = tgх в точке с абсциссой х=.

Ответ: у = х – 1

у = х +

Карточка №4.

Нужно огородить участок прямоугольной формы забором 200м. Каковы должны быть размеры прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?

Ответ: квадрат со стороной 50 м.

3. Историческая справка о создании теории интегральных и дифференциальных исчислений (можно оформить в виде презентации).

Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.

В 1679 году Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений.

В 1736 году Исаак Ньютон получил теорию интегральных и дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.

Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, интеграла, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.

И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.

4.Итоги урока.

5.Домашнее задание: раздаточный материал №4, №5.