Пояснительная записка
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений.
Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.
Предлагаемая программа разработана на основе: Закона Республики Коми “Об образовании” от 28.12.1993 № XII – 17/10 (ред. 27.02.1998г.); Федеральной программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 г.г.; Основных направлений и плана действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 -2004 г. г.; Программы развития воспитания в системе образования Республики Коми на 2003 – 2005 г.г.; Методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных школах от 21.06.2001 г. № 480/30-16; Устава общеобразовательной школы №35 с углубленным изучением ряда предметов.
Данная программа разработана для класса с углублённым изучением математики на период 2003 – 2008 гг., для учащихся 5–9-х классов
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:
1. Адаптация учащихся к новым условиям
и новым взаимоотношениям при переходе из
начального звена в среднее.
2. Методы повышения мотивации к учебе и
творчеству (следствие увеличения учебной
нагрузки).
3. Укрепление коллективных связей.
4. Разнообразие форм воспитательной
деятельности.
5.Укрепление межличностных связей в коллективе.
6. Создание психологически комфортной
воспитательной среды.
Свое название программа “Крылья мельницы” получила благодаря основным направлениям воспитательной работы (крылья мельницы), находящимся в реальной жизни в непрерывном движении.
Концепция воспитательной программы
Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: “Индивидуальность”,
“Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Взаимовыручка”, “Семья”, “Здороье”.
Цель
Создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка.
Задачи:
- Формирование и укрепление классного коллектива
- Диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся.
- Оказание помощи обучающимся в саморазвитии и самоопределении через организацию воспитательной деятельности.
- Укрепление психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов.
- Привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
- Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).
- Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).
- Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в классе прорабатывается совместно).
- Ориентация не только на результат деятельности, но и на сам процесс творчества. (Традицией класса стало освещение подготовки мероприятий в классных стенных газетах).
- Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).
- Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности. (Я, как классный руководитель, апробирую и внедряю разнообразные виды деятельности).
- Принцип коллективного поиска. (Планы воспитательной работы на полугодия и на следующий учебный год выносятся на коллективное обсуждение).
Формы реализации программы “Крылья мельницы”
“Крылья мельницы” представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
1.Классные часы.
2. Циклы классных часов..
3. Классное собрание..
4. Диспуты. .
5. Конференции,
6. Ролевые игры,
7. Деловые игры,
8. Тренинги,
9. Презентации,
10. Круглые столы,
11. Викторины,
12 КВНы,
13. Вечера отдыха,
14. Музыкальные и литературные гостиные,
15. Социологические исследования,
16. Экскурсии, походы, путешествия
17. Трудовые десанты,
18. Родительские собрания.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы “Крылья мельницы” являются следующие:
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Ожидаемые результаты
1. Развитие органов классного ученического самоуправления.
2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
К воспитательной программе прилагается презентация см. Приложение 1.