Цели: Развитие умения различать деловой и художественный стили речи; развитие умения использовать языковые средства в соответствии с задачей высказывания и стилем речи; формирование умения описывать последовательность действий
Ход урока
I. Сравнение делового текста с художественным
- Прочитайте тексты, сравните между собой.
(Тексты записаны на карточках.)
1. Яйцо – полноценный диетический продукт с высокими вкусовыми качествами. В его состав входят практически все питательные и биологически активные вещества, жизненно необходимые человеку. Наиболее ценная часть яйца – желток, в нем много нужного организму вещества лецитина.
Приступая к приготовлению блюд из яиц, необходимо проверить их свежесть. Для этого можно опустить их в соленый раствор – 1 ст. ложка соли на 1 л воды. Если яйцо всплывет, то оно несвежее.
Яйца обязательно нужно промывать, так как на скорлупе могут быть бактерии.
2. Блюда из яиц популярны во многих странах. Наиболее простое из них – вареные яйца. При быстрой варке яйца в кипящей воде белок бывает более твердым, а желток более жидким, при замедленной варке желток получается более твердым, а белок – жидким. Благодаря этому мы легко можем приготовить яйца всмятку, яйца в мешочек, яйца фаршированные, яйца в соусе по-французски, яичницу-глазунью по-шведски и много другого – не менее интересного. А как искусно можно украсить салаты яйцом! Была бы только фантазия.
(Учащиеся читают тексты и определяют, какой текст является деловым, а какой – художественным.)
- О чем говорится в каждом тексте?
- Может быть, они одинаковые?
/Нет. В первом тексте говорится о пользе яйца и как проверить его свежесть. А во втором – что можно приготовить из них./
- В каком из этих текстов мы чувствуем отношение автора?
/Во втором. Там даже есть восклицательные предложения./
- Прочитайте эти предложения.
- Сделайте вывод о том, чем отличается деловой текст от художественного.
/В деловом тексте сообщается точная информация, не используются образные слова и выражения. В художественном тексте мы чувствуем отношение автора./
II. Постановка учебной задачи
- Тема нашего урока “Составление кулинарного рецепта”. Как вы понимаете выражение кулинарный рецепт? Где его можно узнать?
/Из кулинарных книги и телевизионных передач./
- Дома вы готовили вместе с мамой сырники жареные. Понравились они вам? Научите меня их готовить.
Для этого вы составите кулинарный рецепт. Он должен быть таким, чтобы по нему легко можно было приготовить это блюдо.
- Какой это будет текст, художественный или деловой?
/Деловой./
- Правильно, сегодня на уроке вы будете учиться составлять деловой текст.
- О чем надо помнить, составляя его?
/Надо четко определить действия, по которым другой человек смог бы легко справиться с приготовлением./
III. Составление плана
1. - сколько частей обычно бывает в рецепте?
/Обычно две части./
- О чем говорится в каждой части?
/В первой части говорится о том, какие продукты надо брать и сколько, во второй – рассказывается процесс приготовления./
- Составим первую часть текста вместе.
(Учитель ведет запись на доске, а ученики в тетрадях.)
Сырники жареные
500 г творога,
4 яйца,
2/3 стакана сметаны,
1/2 стакана сахара,
2/3 стакана муки,
1/2 стакана изюма без косточек,
соль,
сливочное масло.
2. - Вам нужно будет самостоятельно записать ту часть, в которой рассказывается, как приготовить сырники.
- Вспомните процесс приготовления.
- Запишите на доске слова-помощники, по которым несложно записать текст. Как вы думаете, слова какой части речи лучше всего записать?
/Глаголы./
(На доске: протереть, смешать, посолить, добавить, перемешать, сформировать, жарить, поворачивать, подать.)
IV. Запись текста учащимися
/Творог протере6ть, смешать с сырыми яйцами, сметаной, сахаром, мукой и посолить. Добавить распаренный изюм, перемешать, сформировать из полученной массы круглые лепешки и жарить, поворачивая, с маслом 8-10 минут. Отдельно подать сметану./
V. Проверка
VI. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Почему вы написали деловой текст?
/Нужно научить других готовить жареные сырники./