Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Тема урока: Уравнения.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
- Формулирование выводов по изученному материалу.
- Формирование оценочной самостоятельности.
Задачи урока:
- Учить решать уравнения и применять при решении задач.
- Учить проверять, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
- Делать выводы, объяснять свою точку зрения. Слушать ответы товарищей.
I. Организационный момент (эмоциональный настрой).
(1 – 2 мин.)На доске пословица “Без терпения нет умения” (“Была бы охота, а выучиться можно”). Предлагаю детям объяснить смысл пословицы.
II. Самоопределение к деятельности.
(5 мин.)На доске карточки с числами, на обратной стороне которых – буквы. У детей на партах карточки с числами. Задаю вопрос – дети поднимают соответствующую числовую карточку. На доске переворачиваю карточку с ответом – выстраиваю слово: “Уравнения”.
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 7, найти сумму (10-“У”).
- Найдите разность 17 и 8 (9-“Р”).
- Сумма 15, одно из слагаемых 7. Найдите другое слагаемое (8-“А”).
- Найдите вычитаемое, если уменьшаемое 14, а разность 9 (5-“В”).
- Уменьшаемое 12, вычитаемое 5. Найдите разность (7-“Н”).
- Найдите неизвестное слагаемое, если сумма 13, а другое слагаемое 7 (6-“Е”).
- Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 9, а разность 3 (12-“И”).
- Найдите сумму 12 и 2 (14-“Я”).
- Что такое уравнение? Зачем нужно уметь решать уравнения? Что значит решить уравнение? Что для этого нужно уметь делать?
Вместе с детьми определяются цели и задачи урока.
На доске появляются слова: “Решать”, “проверять”, “делать выводы”, “оценивать”.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
(7 – 10 мин.)(а – 5 – выражение с переменной; 10 – 2 > 5 + 3 – ложное высказывание; 7 + 8 = 16 – ложное высказывание; предлагаю детям исправить высказывания – превратить их в истинные).
Решение уравнений. Самостоятельная работа (по рядам). По одному ученику от каждого ряда – решают у доски.
Физминутка
“Оживлялки, прогонялки утомилок”. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейные отдел позвоночника. Тянитесь ровно – так, чтобы было приятно (10 секунд).
IV. Локализация затруднений.
(5 мин.)Учащиеся, допустившие ошибки:
Анализируют решение, определяют место ошибки, почему допущена ошибка. Уточняют цель дальнейшей деятельности и тему урока.
Учащиеся, не допустившие ошибки:
Сравнивают свое решение с предложенным эталоном, выступают в качестве консультантов.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
(5 мин.)Алгоритм решения уравнения:
- Определи неизвестное число (положение его на схеме)
- Определи целое и его части
- Вспомни правило, как найти неизвестное
- Найди неизвестное
Пользуясь алгоритмом и эталоном, учащиеся исправляют свои ошибки.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
(3 – 4 мин.)Дети проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения:
Чтобы найти неизвестное слагаемое (часть от целого), надо от суммы (целого) отнять другое слагаемое (известную часть).
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое (целое), надо к разности прибавить вычитаемое (сложить части).
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого (целого) вычесть разность (известную часть).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
(7 – 8 мин.)Работа по учебнику (урок №14 задание №2.). Решают уравнения с объяснением и проверкой, задание усложняется тем, что детям нужно найти и решить уравнения, где нужно найти неизвестное уменьшаемое.
Учащиеся проводят самопроверку своих работ по готовому эталону, фиксируют знаково результаты.
Учащиеся, которые не допустили ошибки, выполняют самопроверку заданий творческого характера по образцу.
Физминутка
Дыхательная гимнастика.
“Зверек” - повороты головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.
“Флюгер” - повороты туловища влево и вправо (при каждом повороте “яростно нюхайте воздух”).
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
(5 мин.)При положительном результате предыдущего этапа дети решают задания на подготовку к изучению следующих тем.
(При отрицательном результате предыдущего этапа, повторяют предыдущий этап для другого варианта.)
Предлагаю решить задачу, составив уравнение:
После того, как из автобуса вышло 7 человек, в нем осталось еще 10 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально?
IX. Рефлексия деятельности. Итог урока. (2 – 3 мин.)
Дети анализируют свою деятельность на уроке и оценивают (знаково).
Домашнее задание:
По учебнику №5 (урок 14) – найти разные способы решения задачи.