Использование модульной технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Введение

Сущность модульной технологии заключается в том, что учащемуся предоставляется центральное место в системе “учитель-ученик”, происходит перевод учащегося из состояния объекта обучения и воспитания в состояние активной деятельности как субъекта жизни.

При модульном обучении учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока (технологическая карта должна быть у каждого ученика или хотя бы на каждом столе). При разработке модульного урока для самостоятельной деятельности ученика учителю необходимо тщательно разрабатывать каждый учебный элемент. В указаниях по управлению обучением учитель должен предвидеть возможные вопросы по изучаемому материалу, проработать указания для наиболее трудных при изучении вопросов материала учебника или другого источника информации. Для того чтобы дозировать точно время на каждый учебный элемент, учитель должен хорошо знать возможности класса в целом и каждого ученика. В разработке урока необходимо предусмотреть как основные учебные элементы, так и не основные, которые можно рекомендовать как необязательные при дефиците времени. Практика показала, что на первых модульных уроках учащиеся не всегда могут регламентировать свое время. Учителю приходится проводить коррекцию времени на уроке.

У учащихся формируются:

- умение ставить цель своей деятельности и намечать пути достижения цели;
- умение самостоятельно добывать знания, приобретать определенные специальные навыки;
- оценивать и анализировать свою деятельность;
- навыки работы с различными источниками информации (учебниками, справочниками, сборниками задач);
- навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного, делового общения, самообучения;
- умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески.

При систематическом использовании модульной технологии обучения у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности. Если ученику удается набрать нужное число баллов, то повышается его самооценка, уверенность в себе, появляется заинтересованность в изучении предмета, стремление к более высоким результатам. Положительными моментами модульной технологии обучения являются:

- в классе нет отдыхающих и скучающих;
- требовательность сильных учеников к слабым, работающих в одной паре;
- возможность для сильных учеников проявлять себя, возможность самореализации. В течение урока на отдельном листке каждый ученик фиксирует баллы за выполнение каждого задания согласно имеющейся у него инструкции. Это происходит под контролем учителя или ученика, работающего в паре. В конце урока очки суммируются, листок сдается учителю для выставления соответствующей оценки. Если у учителя есть сомнения в правильности выполнения заданий, он берет на проверку тетрадь с целью исправления ошибок и выставления объективной оценки.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки “само” учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

Нужно отметить, что основывать свою работу только на модульных уроках нецелесообразно, так как учащиеся должны уметь работать у доски, правильно излагать свои мысли, уметь работать перед классом. Наиболее эффективными представляется сочетание модульных уроков и общепринятых при работе в школе.

В качестве иллюстрации предлагаю технологические карты к модульному уроку по теме “Решение показательных уравнений” на II курсе профессионального училища.

Ход урока