Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.
Форма урока: защита творческих проектов.
Цели и задачи урока:
- Повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Древняя Греция”;
- сформировать представление о том, что культура Древней Греции стала одной из основ единой культуры современного человечества;
- создать условия для развития личности школьников в процессе деятельности и общения;
- формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;
- способствовать развитию:
- исследовательских навыков и умений;
- способности к обобщению, систематизации полученных знаний
- продолжить обучение грамотному чтению исторической карты;
- формировать умение работать в коллективе и группах;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;
- создать на уроке атмосферу психологического комфорта;
- не допускать переутомления детей, меняя вид деятельности на уроке.
Оборудование:
- Карта “Древняя Греция”
- Политическая карта мира.
- Телевизор, видеомагнитофон.
- Фрагмент фильма А. Кончаловского “Одиссей”
- Оценочные листы для каждого ученика (Приложение №1)
- Карточки-тесты.
- Серия открыток “Шедевры мировой скульптуры”№5 “Скульптура Древней Греции”.
- Газеты, плакаты, выполненные учащимися по выбранным темам.
Большая часть времени данного урока будет посвящена защите творческих проектов. Ученики класса получили опережающее домашнее задание: объединились по интересам в четыре группы, выбрали интересные для них вопросы, представление и защита которых и должна раскрыть тему урока.
Ход урока
I. Организационный момент. (Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка готовности к уроку-тетради по истории, ручки, карандаши).
Объявление темы, цели и задач урока.
II. Вступительное слово учителя “… Сегодня на уроке вы должны показать свои знания по истории Древней Греции, доказывая, что её культура оказала огромное влияние на язык и культуру народов всего мира. Эта работа будет проходить в группах и индивидуально. Каждый из вас получает “Оценочный лист”. Познакомьтесь с содержанием и подпишите его.
(Звучит музыка)
Внимание! Давайте мысленно перенесёмся на 2,5 тысячи лет назад и представим, как начинался урок в школе Древней Греции.
Вот как описан момент начала занятий в древнегреческой школе:
“Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня в день ранней весны вы пришли в школу. Будьте усердны, бойтесь наказаний. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осёл, а остальные визжат и разбегаются.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый народ с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите её славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнём урок…”
III. Работа с картой. А мы начинаем свой урок с путешествия по карте “Древняя Греция”
Учитель : - Покажите на карте три части, на которые делится Греция?
- Как можно было проехать по суше из Северной Греции в Южную Грецию?
- В этом городе один раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь бога Зевса.
- Область Греции, где возникло Афинское государство.
Демонстрация отрывка из фильма “Одиссей”. Учитель: “Сладостней нет ничего нам Отчизны и родичей наших…”Да, сбылось проклятие циклопа: на чужом корабле, один, спустя 10 лет возвратился Одиссей на родину. Откуда и куда? Покажите.
Все работающие по карте после оценивания их ответов учителем получают баллы и заносят их в лист.
IV. Выполнение заданий теста. Учитель: Древняя Греция останется в вашей памяти многими событиями, датами, именами. Наша следующая работа – тест. Каждый в группе получает индивидуальный тест. Ответы заносятся в тетрадь. Работа рассчитана на 3 минуты.
Самопроверка тестов. Ответы представлены на раздвижной доске. Итоговые баллы ученики заносят в оценочный лист. (Приложение №1)
V. Групповая работа - “Найти ошибку”. Учитель: Каждая группа получает текст, в котором есть ошибки. Следует их найти и записать в тетрадь исправленный текст. (Приложение № 2)
VI. Физминутка.
В кабинете развешаны таблички с названиями стран. Учащиеся выходят из-за столов и поворотами головы ищут ту, с которой связаны названия, имена, определения.
КИТАЙ - шёлк - иероглифы - река Хуанхэ |
ЕГИПЕТ - фараон - дельта - пирамида |
Россия - п. Унъюган - река Обь - г. Ханты-Мансийск |
ГРЕЦИЯ - марафон - Гомер -Афины |
ИНДИЯ - джунгли - река Ганг - Гималаи. |
VII. Защита проектов.
Учитель:
“Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего ж знаменитый народ!”
Они запомнились вам тем, что бесстрашно воевали с врагами страны, но находили время и для спорта, и для театра, а какие прекрасные храмы и скульптуры они создавали! А вот что создали вы, мы сейчас посмотрим.
- Проводится розыгрыш очерёдности выступлений групп - “Автор и его работа”(по представленным открыткам на доске).
- “Статуя дискобола”МИРОН
- “Афина Парфенос”ФИДИЙ
- “Статуя дорифора”ПОЛИКЛЕТ.
- “Олимпийские игры”
- “Тайна имени”
- “Театр”
- “Наука и изобретения”, вот те темы, которые учащиеся в группах выбрали для представления своих проектов, соединив времена Древней Греции и сегодняшних дней.
Итоговая оценка складывается из оценки, которую выставляют группы и учитель (средний балл). Приложение 3
VIII. Итог урока
Учитель: Ребята, а кто из вас покажет государство Греция на современной политической карте? Если бы вам довелось путешествовать по Греции с родителями, что бы вы им показали? О чём бы вы рассказали? Заслушиваются ответы учащихся
Я желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись!
Теперь посчитаем баллы и сдадим оценочные листы.
Работа была большая, вы все заслуженно получили высокие оценки. А с каким настроением вы покидаете класс и итоговый урок по истории Древней Греции? Нарисуйте на масках, которые лежат перед вами радость или грусть.
Я рада вместе с вами, что урок вам понравился.
Литература
1. Вигасин А. А. , Годер Г. И. “История Древнего мира”, М. ,2003 г.
2. Гаспаров М. Л. “Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре”, М. , 2000 г.
3. Кун Н. А. “Легенды и мифы Древней Греции”, Санкт-Петербург, 2000 г.
4. Ривкин Б. И. “В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древней Греции”, М. , 1969 г.
5. Тарутин О. “Что я видел в Эрмитаже”(стихотворение)
6. Чизхолм Д. Миллард Э. “Большая историческая энциклопедия школьника”, М. ,2000 г.