ФЭМП и ознакомление с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
  • развивать умение классифицировать их по основным признакам;
  • упражнять в сравнении одной группы предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой;
  • различать равенства и неравенства (без счёта);
  • упражнять в сравнении предметов по высоте, отражая в речи результат сравнения;
  • закрепить название временных отрезков: день, ночь;
  • развивать моторику рук, память, речь у детей;
  • вспомнить название диких животных и образе жизни их зимой в лесу;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять его указания, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: столько - сколько, поровну, много, мало, один, выше, ниже, день, ночь.

Демонстрационный материал: 5 зайчиков, 5 морковок, иллюстрации: день, ночь; мягкие игрушки: заяц, медведь; доска, магниты.

Раздаточный материал:

  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  • Полоски картона.
  • Елочки: высокая - 1; низких - 4.
  • Счётные палочки.
  • Белочки по 1 штуки на ребенка.

Предшествующая работа воспитателя:

  • Подготовка, изготовление раздаточного и демонстрационного материала;
  • Проведение дидактических игр с детьми на закрепление пройденного материала.

Предварительная работа с детьми:

  • Разучивание игры «мишка хватит спать».
  • Рассматривание иллюстраций о диких животных, беседы, об образе жизни диких животных в лесу.
  • Загадывание и отгадывание загадок.

Индивидуальная работа с детьми: в работе с раздаточным материалом помогать Булату, Равилю, Эмиру.

Организация детей:

 I часть:

Дети стоят полукругом,
Физкультминутка для глаз.

II часть, III часть:

Дети стоят за столами.

IV часть:

Подвижная игра «Мишка хватит спать».

V часть, VI часть:

Дети сидят за столами.

Структура занятия.

I часть: д/и «Назови геометрическую фигуру».
Упражнение для глаз «Найди, кто, где плачет?».

II часть: работа с демонстрационным материалом: дидактическая игра «Раздели всем
поровну».

III часть: работа с демонстрационным материалом: дидактическая игра «Посади высокую елочку и низкую».

IV часть: подвижная игра «Мишка, хватит спать», беседа о диких животных.

V часть: дидактическая игра «День, ночь».

VI часть: работа со счётными палочками: «Построй домик для белочки».

VII часть: итог занятия.

Ход занятия

 I часть

Воспитатель сообщает детям, что сегодня будет необычное занятие. Играя, все дети вспомнят то, чему научились на занятиях. Дети проходят в группу, встают полукругом на ковре.

Воспитатель. Дети, что это такое лежит на полу?

Дети. Круг, треугольник, квадрат.

Воспитатель.Как это можно назвать по-другому?

Дети. Геометрические фигуры.

Воспитатель. Дети, поднимите и покажите мне у кого круг (квадрат, треугольник), назовите свои геометрические фигуры. (Дети выполняют указания воспитателя).

Раздается плач-писк.

Воспитатель. Кто это плачет? Где, я ничего не вижу! Дети, посмотрим глазками, кто плачет.

Коррекционное упражнение для глаз «Кто, где плачет?»

Дети высказывают предположения, что плачет зайка. Воспитатель усаживает всех за столы и предлагает выслушать зайчика, почему он плачет.

 II часть

Дети сели за столы.

Заяц. У меня скоро день рождения. Я пригласил в гости своих друзей, зайчиков, и купил для них морковки, но не знаю, всем ли зайчикам хватит угощенья, я считать не умею (заяц опять плачет).

Воспитатель. Не плачь зайчик, мы твоему горю поможем, сейчас разложим морковь и увидим всем ли хватит.

Работа с демонстративным материалом.

Воспитатель вызывает 1 ребёнка к доске, и он расставляет 5 зайчиков. Другой ребёнок разделяет для зайцев морковки. Далее идёт сравнение двух неравенств: чего больше, чего меньше, как уравнять. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Во время расстановки предметов воспитатель уточняет:

Воспитатель. Данил, скажи, как будешь расставлять зайчиков?

Данил. Слева направо.

Воспитатель. Ангелина, как будешь делить морковки для зайчиков?

Ангелина. Я буду накладывать по 1 морковке на каждого зайчика слева направо (метод наложения).

 III часть

Воспитатель. Дети, вы все знаете, что зайчик живет в лесу. Но за ним все время охотятся другие звери. Кто это?

Дети. Волк и лиса.

Воспитатель. Чтобы волк и лиса не догнали зайчика, надо посадить в лесу много ёлочек. Зайчик за них будет прятаться. У вас на столе лежат полоски и на подносе ёлочки. Давайте их посадим. Дети раскладывают на полоске ёлочки.

Работа с раздаточным материалом. Дидактическая игра «Посади высокую ёлочку и низкую».

Воспитатель. Дети, вы посадили ёлочки? А все ли они одинаковые по высоте?

Дети. Нет.

Денис. Есть ёлочки высокие и низкие.

Воспитатель. Покажите мне высокие ёлочки (дети показывают на столе).

- А теперь низкие ёлочки. Каких ёлочек больше?

Дети.Низких ёлочек много, а высокая - 1 ёлочка. (Воспитатель уточняет ответы у других детей.)

Воспитатель. Молодцы! Теперь-то уж точно, ни лиса, ни волк зайчика не найдут. Он спрячется от них в густых ветвях ёлочек.

- Дети, мы знаем, что волк и лиса зимой бегают по лесу ищут себе еду, ловят зайчиков. Это им дается с трудом, потому, что зимой холодно, все маленькие зверюшки прячутся в своих норках, а что зимой произошло с зайчиком?

Дети. Заяц поменял серую шубку на белую.

Воспитатель. Правильно, его теперь не видно на белом снегу и лиса с волком часто остаются голодными. А хотите увидеть, как прячется зайчик на белом снегу?

Эксперимент:
На белый лист бумаги прикладываются силуэт серого зайчика и белого. Дети уточняют, какого зайчика видно, а какого не видно. Для сравнения воспитатель прикладывает силуэт рыжей лисицы и серого волка. Дети убеждаются, что белого зайчика на снегу труднее видеть.

IV часть

 Воспитатель. А что же делает зимой медведь в лесу?

Дети. Спит!

Воспитатель. Почему медведь зимой спит?

Дети. Для него нет зимой еды. Он осенью много ест, копит жир и спит в берлоге.

Воспитатель. Молодцы! Правильно рассказали. Но к нам в гости пришел сказочный мишка и хочет с нами поиграть. Выходите все на коврик. Вот он, мишка! А игра называется «Мишка, хватит спать».

Подвижная игра «Мишка, хватит спать».
Коррекционное упражнение для глаз «Где прятался мишка?»

 V часть

 Воспитатель. Усаживайтесь удобнее. Итак, дети, вы мне рассказали, что медведь всю зиму спит. А когда спите вы?

Дети. Ночью, днём.

Воспитатель. Артур, почему ты сказал днём?

Артур. Ясплю в детском саду днём, а ночью сплю дома.

Воспитатель. Правильно, молодец. Маленькие детки днём отдыхают, спят немного. Когда спишь - растешь. Вам надо быстрее вырасти, набираться сил, знаний и пойти учиться в школу. А взрослые когда спят?

Дети. Ночью.

Воспитатель. Покажите мне, Денис, на иллюстрациях, где изображена ночь.

Денис показывает.

Воспитатель. Почему ты считаешь, что это нарисована ночь?

Денис. Девочка спит на кроватке, а в окно видно чёрное небо, звёзды и луну.

Воспитатель. Правильно, Денис. А Маша нам покажет, где нарисован день.

Маша показывает.

- Почему ты решила, что это день?

Маша. В окно светит яркое солнышко, девочка обедает.

Воспитатель. А что мы ещё днём делаем дома и в детском саду?

Дети. Играем, гуляем.

Воспитатель. Правильно, дети мы знаем части суток - день, ночь.

VI часть

Воспитатель. Перед вами на столе лежат счётные палочки. Постройте из них домик. Из каких деталей состоит домик?

Дети. Крыша, труба, сам дом.

Воспитатель. На какие геометрические фигуры походят детали дома?

Алмаз. Крыша - треугольник, домик - квадрат.

Воспитатель. Сколько возьмём палочек, чтобы построить крышу?

Дети. Три!

Воспитатель. Правильно - три палочки и строим что?

Дети. Треугольник!

Воспитатель. Сколько палочек надо, чтобы построить дом? Какую геометрическую фигуру будем строить?

Дети. Три! Будем строить квадрат!

Воспитатель. А на квадратик надо 4 палочки.

Дети. Одна уже есть (показывают).

Дети стоят дом с трубой. Тому, кто первый построил домик, ровный, аккуратный, воспитатель раздаёт белочек.

Воспитатель. Дети, а белочка зимой тоже, как медведь, может спать, если зима очень холодная, морозная и припасов в кладовке у неё мало. Но если осень была тёплой и белочка сделает много запасов, то в тёплую зиму белочка не спит. А вы все молодцы, построили домики с трубой, значит, там печка топится, а значит и тепло. Белочка с удовольствием будет жить в таком теплом домике. Всем спасибо!

Подводится итог занятия.