Цель урока: повторить приемы решения уравнений, применение их при решении задач.
Подготовить к уроку:
- выставку книг, содержащих сказки А.С. Пушкина, рассказы о творчестве поэта,
- плакат с высказыванием А.С. Пушкина “Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии”,
- портреты поэта.
Ход урока
1. Логическое задание.
Какое слово “лишнее” и почему:
сумма, разность, делитель, умножение?
“Лишнее” слово делитель.
Повторить компоненты действий сложения, вычитания, умножения и деления.
2. Устное упражнение:
Решите уравнения:
x + 605 = 700
k – 169 =321
409 + у = 511
603 – p = 83
3. Вступительное слово о А.С.Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, дворянской семье. Пушкин владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки. Предоставить слово ученикам, желающим прочитать стихи А.С. Пушкина.
А сейчас вы узнаете, произведения какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр.
Задание. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
| с | к | а | з | к | и |
| 30 | 42 | 35 | 49 | 56 | 72 |
| П | у | ш | к | и | н | а |
| 24 | 48 | 63 | 28 | 36 | 40 | 64 |
| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| 6 | П | С | И | К | У |
| 7 | К | А | К | З | К |
| 8 | М | Н | У | К | 64 |
| 9 | Н | К | Ю | Ш | И |
Ответ: сказки Пушкина
Расцвет жанра сказки у Пушкина падает на первую половину 30-х годов XIX в.
4. Самостоятельная работа (6 мин) (по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)
Зашифрованы 4 слова из сказки А.С. Пушкина.
Задание. Решите уравнения, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Вариант 1
1)
;
2)
;
3)
;
4) ![]()
| Номер задания | Р | О | Е | М | |
| 1 | М | ||||
| 2 | О | ||||
| 3 | 4 | Р | |||
| 4 | Е |
Вариант 2
1)
;
2)
;
3)
;
4)
;
5) ![]()
| Номер задания | Ы | Б | А | К | Р | |
| 1 | Р | |||||
| 2 | Ы | |||||
| 3 | Б | |||||
| 4 | А | |||||
| 5 | К |
Вариант 3
1)
;
2)
;
3)
;
4)
;
5)
;
6)
;
| Номер задания | Р | А | Т | К | И | С | |
| 1 | 0 | С | |||||
| 2 | Т | ||||||
| 3 | А | ||||||
| 4 | Р | ||||||
| 5 | И | ||||||
| 6 | К |
Вариант 4
1)
;
2)
;
3)
;
4)
;
5)
;
6)
;
| Номер задания | Т | Р | Ы | О | К | |
| 1 | 0 | К | ||||
| 2 | О | |||||
| 3 | Р | |||||
| 4 | Ы | |||||
| 5 | Т | |||||
| 6 | О |
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки.
Это “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько лет жила эта семья у моря?
У доски ученик решает следующую задачу.
Задача. Старик за два дня поймал 13,1 кг рыбы,
причем в первый день поймал неизвестно, сколько
кг рыбы, а это на
кг меньше, чем во второй день. Сколько
рыбы поймал в первый день.
Решение:


![]()
![]()
![]()
; 5,4 кг рыбы
поймал старик в первый день.
Ответ: 5,4 кг
5. Решение уравнений (3 мин)
Чтобы узнать название следующей сказки надо открыть три сейфа, решив три уравнения.
| сейф 1 | сейф 2 | сейф 3 |
Работа учащихся по рядам. (С каждого ряда вызывается 1 ученик, остальные – на местах)
| 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | ||
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Кто решит раньше других может открыть один сейф, решив дополнительное задание.
![]()
![]()
Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки.
| сказка | о | золотом | петушке |
6. Учитель читает отрывок из сказки:
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
“Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю – на спицу:
Петушок мой золотой
Будет венным сторож твой…”
Задача. (Выполняет один ученик у доски.)
Спица на куполе может выдержать
кг. Царю подарили петушка
массой
кг.
Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1
кг?
(кг);
.
Вывод: спица выдержит петушка.
Конкурс художников.
Вариант 1
По данным координатам точек нарисуй-ка рисунок
на координатной плоскости
.
(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1), (-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4), (3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4), (-4;2). Глаз (5;0)

Вариант 2
По данным координатам точек нарисуй-ка рисунок
на координатной плоскости
.
(3;3), (5;6), (7;7), (9;7), (9;5), (4;2), (5;1), (6;2), (9;-2), (8;-3), (6;0), (6;-1), (8;-4), (7;-5), (5;-1), (4;-2), (2;-1), (-3;-4), (-6;-8), (-7;-7), (-5;-4), (-6;-4), (-8;-7), (-9;-6), (-6;-2), (-6;1), (-9;1), (-9;2), (-6;4), (-6;5), (-5;7), (-5;5), (-4;5), (-3;7), (-3;1), (3;3) глаз (-5;4)

7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: п. 42 №1325 (г, д, е), №1326 (з), №1327





