Урок-сказка в 6-м классе "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Цель урока: повторить приемы решения уравнений, применение их при решении задач.

Подготовить к уроку:

  • выставку книг, содержащих сказки А.С. Пушкина, рассказы о творчестве поэта,
  • плакат с высказыванием А.С. Пушкина “Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии”,
  • портреты поэта.

Ход урока

1. Логическое задание.

Какое слово “лишнее” и почему:

сумма, разность, делитель, умножение?

“Лишнее” слово делитель.

Повторить компоненты действий сложения, вычитания, умножения и деления.

2. Устное упражнение:

Решите уравнения:

x + 605 = 700

k – 169 =321

409 + у = 511

603 – p = 83

3. Вступительное слово о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, дворянской семье. Пушкин владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки. Предоставить слово ученикам, желающим прочитать стихи А.С. Пушкина.

А сейчас вы узнаете, произведения какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.

Числами зашифрован этот жанр.

Задание. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.

с к а з к и
30 42 35 49 56 72

 

П у ш к и н а
24 48 63 28 36 40 64

 

4 5 6 7 8
6 П С И К У
7 К А К З К
8 М Н У К 64
9 Н К Ю Ш И

Ответ: сказки Пушкина

Расцвет жанра сказки у Пушкина падает на первую половину 30-х годов XIX в.

4. Самостоятельная работа (6 мин) (по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)

Зашифрованы 4 слова из сказки А.С. Пушкина.

Задание. Решите уравнения, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.

Вариант 1

1) ;

2) ;

3) ;

4)

Номер задания Р О Е М  
1 М
2 О
3 4 Р
4 Е

Вариант 2

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5)

Номер задания Ы Б А К Р  
1 Р
2 Ы
3   Б
4 А
5 К

 Вариант 3

1) ;

2) ;

3);

4) ;

5) ;

6) ;

Номер задания Р А Т К И С  
1 0 С
2 Т
3 А
4 Р
5 И
6 К

Вариант 4

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

 

Номер задания Т Р Ы О К  
1 0 К
2 О
3 Р
4 Ы
5 Т
6 О

Из какой сказки эти слова?

Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки.

Это “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Учитель зачитывает отрывок из сказки:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Сколько лет жила эта семья у моря?

У доски ученик решает следующую задачу.

Задача. Старик за два дня поймал 13,1 кг рыбы, причем в первый день поймал неизвестно, сколько кг рыбы, а это на кг меньше, чем во второй день. Сколько рыбы поймал в первый день.

Решение:

; 5,4 кг рыбы поймал старик в первый день.

Ответ: 5,4 кг

5. Решение уравнений (3 мин)

Чтобы узнать название следующей сказки надо открыть три сейфа, решив три уравнения.

сейф 1   сейф 2   сейф 3

Работа учащихся по рядам. (С каждого ряда вызывается 1 ученик, остальные – на местах)

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Кто решит раньше других может открыть один сейф, решив дополнительное задание.

Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки.

сказка   о   золотом   петушке

6. Учитель читает отрывок из сказки:

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
“Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю – на спицу:
Петушок мой золотой
Будет венным сторож твой…”

Задача. (Выполняет один ученик у доски.)

Спица на куполе может выдержать кг. Царю подарили петушка массой кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1 кг?

(кг); .

Вывод: спица выдержит петушка.

Конкурс художников.

Вариант 1

По данным координатам точек нарисуй-ка рисунок на координатной плоскости .

(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1), (-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4), (3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4), (-4;2). Глаз (5;0)

Вариант 2

По данным координатам точек нарисуй-ка рисунок на координатной плоскости .

(3;3), (5;6), (7;7), (9;7), (9;5), (4;2), (5;1), (6;2), (9;-2), (8;-3), (6;0), (6;-1), (8;-4), (7;-5), (5;-1), (4;-2), (2;-1), (-3;-4), (-6;-8), (-7;-7), (-5;-4), (-6;-4), (-8;-7), (-9;-6), (-6;-2), (-6;1), (-9;1), (-9;2), (-6;4), (-6;5), (-5;7), (-5;5), (-4;5), (-3;7), (-3;1), (3;3) глаз (-5;4)

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание: п. 42 №1325 (г, д, е), №1326 (з), №1327