Цели урока:
- через самостоятельную деятельность учащихся в группах, научить интегрировать и применять знания из разных разделов русского языка для решения проблемы;
- развивать познавательные навыки учащихся и творческое мышление;
- прививать любовь к русской литературе, сказкам и стихам А.С. Пушкина.
Оформление доски: портрет А.С.Пушкина, высказывание “Как материал словесности русский язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми другими языками” А.С.Пушкин, ленты награждения, на которые укрепляются звезды победителей каждого тура, выставка произведений А.С.Пушкина, изображение памятника Пушкину в Москве.
Использование мультимедийного проектора: слайды с заданиями-ответами.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Кто знает, что такое дуэль?
Энциклопедия: дуэль- поединок, борьба, состязание двух сторон, бывает – словесная, шахматная, артиллерийская.
- А можно назвать дуэлью, если состязание будет проходить не на пистолетах, а на словах?
- Сегодня мы выбираем СЛОВЕСНУЮ ДУЭЛЬ.
- Причина дуэли – КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК.
- Материалом для дуэли послужат известные вам произведения А.С.Пушкина. (зачитывается высказывание о русском языке А.С.Пушкина.)
2. Представление команд.
- “ Фонемы”- звуки смыслоразличители, в русском языке их 39.
- “ Морфемы” - “строительные блоки слов”.
- “ Орфограммы” - это буквы, которые обозначают звук в слабой позиции, общепринятые правила письма.
- “ Грамматика” - наука о строе языка, о соединении слов и строении предложений.
Выбор секундантов. (жюри)
3. Задание №1
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
- Найдите согласный в слабой позиции, объясните правописание данной фонемы;
- Угадайте, из какой сказки строки.
Наша ветхая лачу-ка
И печальна, и темна.
- Что же ты, моя стару-ка, “Зимний вечер”
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты мой дру-, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Сын на но-ках поднялся.
В дно голо-кой уперся -
Понатужился немножко: “Сказка о царе Салтане...”
“Как бы здесь на двор око-ко
Нам проделать? - молвил он
Вышиб дно и вышел вон.
4. Все фонемы оделись в штанишки, платьица – получились буквы. Буквы встали в определенный ряд – это алфавит.
Задание №2
- Запишите в алфавитном порядке все предметы, которые “мелькали мимо” несущегося возка в произведении А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах.
И стаи галок на крестах.
Задание №3
- Угадайте, из каких сказок А.С.Пушкина строки, вставьте пропущенную орфограмму, выделите слова с приставками.
На д-вичник собираясь,
Вот ц-рица нар-жаясь, “Сказка о мертвой царевне”
Перед зеркальцем св-им.
Перемолвилася с ним.Вот море кругом обежавши,
Высунув язы, м-рдку поднявши, “Сказка о Попе и его работнике Балде"
Приб-жал б-сенок, задыхаясь,
Весь м-крехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдой сладил.
5. Грамматика.
Читает учитель:
“Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я,
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?” А.С.Пушкин.
- Какие знаки препинания преобладают в этом отрывке?
- Требуют ли эти вопросы ответа?
- А можно ли с помощью знаков препинания общаться?
Из истории.
- Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку, в которой стоял только вопросительный знак “?”. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким “!”. Они поняли друг друга.
Задание №4
- Что спросил В. Гюго и что ответил издатель?
6. Физминутка.
7. Можно общаться, конечно, с помощью знаков, но как красиво звучит выразительная правильная речь человека!
Из истории.
В древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. В детстве мальчику очень хотелось стать оратором. Он сам занимался своей речью. По утрам он ходил на речку, чтобы никому не мешать, клал себе в рот речные камешки и упражнялся в правильном и отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Постепенно его голос окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
Состязание!
На состязание вызываются мальчики от каждой команды блеснуть ораторским мастерством. (домашнее задание)
Ученики читают строки из произведений А.С Пушкина о дружбе и любви.
Читаются отрывки из сказок: “Руслан и Людмила”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане…”.
Подведение итогов дуэли, награждение аплодисментами выигравшую команду.