Урок биологии в 6-м классе "Бактерии"

Разделы: Биология


Цели:

  • сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий, их роли в природе и жизни человека.
  • научить школьников распознавать представителей разных групп организмов.
  • познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от других организмов.
  • раскрыть особенности строения, питания и распространения бактерий в природе.

Оборудование: таблицы “Строение бактерий”, “Питание Бактерий”, лента времени.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя – (эмоциональный настрой на урок).

Сегодня у нас с вами необычный урок! Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. В путешествие во времени, в мир до конца не распознанный, не разгаданный и таинственный, в мир мельчайших частиц, рассмотреть которые возможно лишь под микроскопом. Но прежде, чем мы отправимся в него, я хотела бы уточнить у вас:

  • как называются все живые организмы на Земле?
  • на какие царства делится биосфера?
  • что такое биомасса?

В процессе нашего путешествия мы узнаем много нового о самых мельчайших организмах на Земле, об одном из представителей которых писатель-фантаст Г.Уэльс устами своего героя сказал:

“Да, здесь сидит под замком эпидемия. Стоит разбить такую пробирку и вылить ее содержимое в резервуар с питьевой водой, сказать этим крохотным живым частицам: “Идите, растите и размножайтесь, наполняйте цистерны!”, – и смерть – таинственная и быстро подкрадывающаяся, смерть – быстрая и ужасная, смерть – жалкая и исполненная мучений, обрушится на город и пойдет косить направо и налево. Только выпустите бациллу в водопровод, и прежде чем мы сможем преградить ей путь и снова ее выловить, она опустошит всю столицу”

И я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир микробиологии, в царство бактерий, чтобы выяснить следующее:

  • чем отличаются представители этого Царства от других живых организмов на Земле, за какие такие заслуги их выделили в отдельное царство?
  • каково внутреннее и внешнее строение бактерий, а так же значение их в природе и жизни человека?
  • научиться сравнивать на первый взгляд совершенно разных представителей разных Царств живого мира и находить в них черты сходства и различия и уметь объяснять таковые.

- А может быть не стоит и отправляться в это путешествие? Может быть, у вас уже есть готовые ответы на этот вопрос?

- Тогда в путь! В нашей экспедиции участвуют историки, исследователи и врачи.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, представьте себе, что мы с вами пассажиры машины времени и отправляемся на много столетий назад, а точнее

3.5 миллиарда лет назад.

Земля – сплошной Океан. Планета безлюдна, нет ни птиц, ни зверей, ни рыб.

Воды кристально чисты, воздух… нет, он совсем не тот, что теперь – и дело не в его чистоте – здесь абсолютно нет кислорода.

Ученик 1 (биолог).

Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних организмов на Земле – бактерий. Некоторые из них будут называться “археобактерии”, что значит “древние”.

Ведь первые из известных нам организмов появятся только спустя 2 миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли.

Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к которому привыкли мы.

Учитель: Я предлагаю не задерживаться здесь, а перемахнуть через достаточно большой промежуток времени, чтобы попасть в

7 век до нашей эры.

Ученик 2 (биолог).

Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5 миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии, обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются.

Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и животных.

Учитель: Древние врачи пытались объяснить болезненные явления в организме человека влиянием на него внешних условий. Это, по их мнению, подтверждалось тем, что наиболее массовые эпидемии или пандемии (от греческого слова “пандемос” -“всеобщий”) сопровождались массовыми заболеваниями растительного и животного мира – эпифитиями и эпизоотиями.

Гиппократ, например, считал причиной ряда болезней “внутреннюю гнилость” и предлагал искать причину их в самом организме. Позже его взгляды изменились представлениями о миазмах – ядовитых испарениях почвы, вызывающих заболевания.

Ученик 3 (историк) – на доске карта Пунических войн.

Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями колодцев, чародеями и колдунами.

В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических римские войска осадили Корфаген, защитники которого стойко сопротивлялись.

Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли добиться в бою, была захвачена хитростью.

Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду, принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате которой погибло около 3 миллионов индейцев.

 Учитель: Благодаря нашему историку, мы с вами перенеслись гораздо ближе к нашему времени

год 1676 нашей эры.

В Голландии родился великий ученый Антонии Ван Левенгук (г.Делфт).

Чем же он знаменит? (вспоминаем знания из ботаники).

И именно благодаря ему мы с вами можем разглядеть под микроскопом еще один мир – Мир Бактерий.

Ученик 4 (биолог) - на доске группы бактерий по внешнему строению:

Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или “зверюшек”) везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии.

Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению:

Палочковидные бактерии начали называть бациллами, изогнутых, как запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных – кокками.

Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков, которые представляют собой скрученные винтообразно нити. Самые крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм.

Учитель: На могиле Антония Ван Левенгука высечены слова: "Микроскоп, придуманный и описанный им по-фламандски, оценен всем миром".

Началось повальное увлечение исследованиями с помощью микроскопа – появились наука микробиология.

Но прежде чем мы с вами приступим к изучению более детальному внутреннего строения бактерий, я хотела бы, чтобы вы вспомнили:

В каком, уже не раз упомянутом нами Царстве, мы с вами встречались уже с одноклеточными микроорганизмами?

Что это были за микроорганизмы?

Помните ли вы их строение и предназначение их частей?

Я предлагаю в течение 2-х минут поработать самостоятельно с карточками на столах (заполнение карточек по внутреннему строению хламидомонады – где часть карточки с бактерией закрыта).

А теперь откройте вторую половину карточки. На ней изображена бактерия и ее внутреннее строение. Как видите оно очень простое.

1. Что сразу бросается в глаза? В чем сходство бактерии и хламидомонады? (оболочка, цитоплазма, жгутики, клеточные включения – сразу выясняем попутно их функции, которые то же сходны).

2. Чем они различаются?

3. А почему у бактерии нет светочувствительного глазка? хроматофора? чем, по-вашему, она тогда питается?

Разбираем питание бактерий:

сапрофиты симбионты паразиты
извлекают вещества из мертвого и разлагающегося материала (бактерии гниения). Симбиоз – это…

бобовые - клубеньковые бактерии;

человек - кишечная палочка.

болезнетворные – живут и питаются за счет хозяина.

4. А где же у бактерий главная часть клетки – ядро?

Что представляет собой ядро у хламидомонады? Что в нем находится? Для чего? А что же бактерии не размножаются? А как же объяснить эпидемии?

(введение понятия кольцевой молекулы ДНК) Почему же это не ядро? (нет ядерной оболочки)

5. Так в чем же заключается основное отличие Царства растений и Царства бактерий? Можем ли мы с вами предположить, что бактерии были предками растений? (сине-зеленые или цианобактерии).

6. Но, ребята, мы с вами знаем, что в любом живом организме происходит обмен веществ и идет процесс дыхания. Как вы думаете, как это происходит у бактерий? А процесс размножения у бактерий – это деление на две части, что является еще одним доказательством их первообразности.

Заключение.

- Итак, ребята, мы с вами постепенно добрались до наших дней. Мы уже достаточно много знаем о бактериях, а сколько тайн они еще не открыли для нас…

Бактериям мы еще уделим некоторое время в курсе ботаники, а более подробно будем говорить о них в курсе “Общей биологии”.

- Но мы с вами отправлялись в путешествие, чтобы ответить на определенные вопросы. Давайте вернемся к ним и теперь попытаемся на них ответить.

  • Что еще нового вы узнали на уроке?
  • Интересен ли мир микробиологии?
  • О чем бы вы хотели узнать на следующих уроках?

Задание на дом.

  1. Заполнить таблицу или нарисовать схему по строению и функциям органов бактерий, используя знания, полученные на уроке.
  2. Подготовить сообщения по:
    а) использованию бактерий в хлебопечении и пивоварении.
    б) О кисломолочных бактериях.
    в) О бактериях гниения.
  3. § 86.

Если осталось время, возможен рассказ учащегося об использовании бактерий, как оружия.

“Однако вскоре и в самом деле бактериологическое оружие было пущено в ход. Применили его не анархисты, а педантичные немцы во время первой мировой войны. В 1915 году они заразили болезненным микробом оспы скот, который отправляли из американских портов для войск союзников в Европе. Эпидемию холеры пытались вызвать в Италии. А в США после их вступления в войну, прокатилась волна столбняка, который развивался после применения пластыря, содержащего споры столбнячной палочки.

В 1925 году в Женеве представителями более 48 государств был подписан “Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых, и других подобных газов и бактериологических веществ". Несмотря на это, в западной печати живо обсуждался вопрос о возможностях бактериологической войны. А японские империалисты предпочитали действовать.

Первые бактериологические лаборатории для подготовки оружия были созданы по приказу императора Хирохито в 1935-1936 гг. на территории оккупированной Манчжурии. Во главе одной из них стоял знаменитый японский бактериолог генерал ИСИИ Сиро, другой руководил ветеринарный врач, генерал Вакамацу. О преступлениях, которые творили ученые палачи мир, узнал после разгрома советскими войсками Квантунской армии.

Первая попытка практического применения оружия состоялась в 1940 году под личным руководством генерала Исии. На китайский город Нинбо японцы сбросили бомбы, начиненные блохами – переносчиками чумы. И черная смерть не замедлила уничтожить значительную часть населения города. В 1942 году были заражены тифом и выпущены из лагерей сотни китайских военнопленных.

Советские войска, разгромившие Квентунскую армию, спасли миллионы людей от неминуемой гибели. Японцы не успели перейти к массовому уничтожению. Оборудование лаборатории было в спешном порядке уничтожено, однако скрыть следы преступной деятельности полностью не удалось.

К бактериологической войне готовилась и гитлеровская армия. Ответственным за принятие решения по этому вопросу был Геринг, заместителем которого по этому вопросу был профессор Бломе. В бакинституте, который находился под Познанью, выращивались возбудители смертельных болезней и вредители растений. Он прихватил с собой культуру чумных бактерий, надеясь продолжить преступные эксперименты на территории Германии. В военных лагерях до последних дней войны продолжались эксперименты на военнопленных: их заражали сыпным тифом, сибирской язвой, дизентерией и туберкулезом, а затем испытывали новые лекарства.

Учитывая опасность, которую бактериологическая война представляет для человечества, правительства и ученые многих стран выступили с протестом против создания бактериологического оружия. В июне 1952 года была создана международная комиссия из крупных ученых, расследовавших деятельность японских и немецких разработчиков этого оружия в годы войны. Протокол проведения расследования заканчивался призывом ко всем народам не допускать использования завоеваний науки для уничтожения человечества. В 1972 году был подписан Международный договор о запрещении бактериологических средств ведения войны”.