Обучение грамоте. Звук [ч'], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) формирование навыка чтения слов с новым звуком

2) формирование типа правильной читательской деятельности

3) формирование познавательной деятельности

Задачи:

1) Научить выделять звук [ч'] в словах.

2) Вывести правило написания буквосочетаний ча-чу.

3) Развивать связную речь.

I. Организационный момент.

Ребята, кто сегодня встал с хорошим настроением? Надеюсь, оно будет сопутствовать вам сегодня на уроке.

II. Повторение пройденного.

- Что можете сказать об этом? (Это главные буквы)

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (гласные, обозначающие твердость и мягкость согласных)

- Продолжите эти группы.

II. Работа с новым материалом.

1. Ребята, послушайте, что общего в словах?

час, чашка, черепаха чудовище, Чебурашка (звук [ч'])

- Давайте произнесем вслух этот звук.

- Что можно сказать о нем?

2. Работаем по учебнику стр. 162 .

- Найдите схему человечка

Раскрасьте ботиночки.

- Кто хочет поработать у доски? - А вы раскрасили ботиночки?

- А кто объяснит, почему так раскрасили?

- Дайте характеристику звуку [ч'] (согласный, глухой, мягкий)

- Рассмотрите печатную букву Ч, на что она похожа?

Посмотрите на ленту букв, найдите эту букву.

- Какую еще информацию нам дает буква? (звук [ч'] непарный)

3. ЧА - Прочитайте столбик буквосочетаний (самостоятельно)

ЧУ - Что вы заметили? ([ч'] произносится мягко)

- Как вы думаете, почему они выделены жирным шрифтом?

(предложения детей)

- Как вы думаете, может авторы ошиблись?

Секрет заключается в том, что в русском языке есть правила, которые мы должны запомнить.

- Так как мы напишем буквосочетания ЧА? ЧУ?

4. Прочитайте первый столбик слов.

а) - Прочитайте слова, которые начинаются с ЧА.

- А какая бывает чашка? (кофейная, столовая, фарфоровая)

- Прочитайте слова, которые начинаются с буквосочетания ЧУ.

- Кого мы назовем чудаком?

- Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи и угля.

б) Молодцы. А теперь читаем второй столбик слов.

- Кто из вас любит пить чай?

- А как по-другому можно назвать, найдите слово, прочитайте. (Чаевничать)

- Какое слово мы чаще слышим сегодня? Почему?

в) А сейчас ребята, прочитайте сразу два следующих столбика.

- Прочитайте слова, которые начинаются с буквосочетания ча

- Слова, где -ча- встретилось в середине слова.

- А теперь прочитайте слова с буквосочетанием ча на конце слова.

Вывод: Что вы запомнили про буквосочетание ча?

г) Читаем следующий столбик (самостоятельно)

- Что общего в этих словах? - Что вы запомнили о буквосочетании чу?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Давайте прочитаем их по цепочке. О ком можно сказать чуткий?

- Как можно по-другому сказать чуткий человек, это какой человек?

- А чумазый?

д) Прочитайте последний столбик.

- Чем отличаются три последних слова этого столбика?

- Назовите эти буквы.

- Назовите звуки, которые они обозначают.

IV. Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова точка.

(Нам помогут полотно и фишки)

а) Приготовившись, делим слово на слоги.

б) Ставим ударение.

в) Назовите первый слог.

г) Давайте назовем последовательно каждый звук и дадим ему характеристику.

(Аналогичная работа производится со вторым слогом)

- Найдите это слово в учебнике. Посчитайте сколько букв в этом слове.

- А теперь посчитайте, сколько звуков в этом слове.

- Кто знает, что обозначает это слово?

V. Физкультминутка.

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет.

VI.

1. Работа до чтения текста стр. 163.

- Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на ней?

- Прочитайте заглавие. Ребята, а кого называют почемучкой?

- Прочтите ключевые слова.

  • странная
  • пристает
  • бормочет
  • смеется

- Предположите о чем будет текст.

- Прочитайте самостоятельно.

- Кто точнее был в предположениях?

2. Повторите чтение по цепочке.

- Вопрос после первого предложения. Что может быть странным в букве ч?

(Так что может в ней быть странного? Давайте дальше прочитаем, может еще что обнаружим)

- После 3-его.

(Кто может задавать вопросы? А в нашем тексте?)

- Какие вопросы задает буква, прочитайте?

После второго абзаца

- Какие еще вопросы задавала буква. Назовите.

- Что общего в этих вопросах?

После третьего абзаца

- Как окружающие относятся к ее вопросам?

- А как сама буква относится к тому, что ее все гонят и ругают?

- А вы поняли, отчего она почемучка?

VII. Работа после чтения.

1. А сейчас давайте еще раз прочитаем текст.

(Чтение по абзацам)

- Кому понравилась история с буквой?

- А кто хочет придумать продолжение к ней?

(Вот и попробуйте дома придумать продолжение к этой истории)

2. Давайте еще раз прочитаем заглавие текста.

- Почему именно такое название придумал автор?

3. - А какого жанра этот текст?

- Кто объяснит, почему сказка?

- Кто главный герой в этой сказке?

- Давайте еще раз покажем эту букву на ленте.

Расскажите о ней все, что вы знаете.

- Кто запомнил, как пишутся буквосочетания ча? чу?

VIII.

1. Поднимите красный кружок. Ребята этой группы прочитают стихотворение Михаила Успенского и ответят на вопрос и ответят на вопрос.

- О ком это стихотворение?

2. Поднимите желтый кружок. Ребята этой группы найдут и прочитают слова с буквой ч.

3. Проверка.

- Кто хочет прочитать это стихотворение.

- О чем рассказал нам Михаил Успенский?

- Кому понравилось стихотворение?