Цели урока:
- посредством музыкального материала осуществить и мотивацию учебной деятельности;
- сформировать знания у учащихся особенностей построения вариаций, умение отличать вариации от других музыкальных форм;
- развивать общеинтеллектуальные умения, творче6ские способности;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Знания, умения, навыки
1. определение вариаций;
2. отличительные особенности вариаций
- главная тема в вариации;
- ладовые изменения главной темы;
- ритмические изменения;
- использование вариации в других видах искусства.
ТИП УРОКА: Уметь отличать вариации от других форм строения музыкальных произведений.
ТСО: проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон.
Оборудование – доска, фортепиано.
Наглядные пособия – книги, СD-диски, кассеты, видеокассеты, карточки.
Ход урока
Организационный момент
1. Здороваемся по трезвучию С-dur.
2. Объявляю тему урока.
3. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Вариации, но перед этим ответьте на вопрос, что обозначает слово сюита (показываю карточку).
- Ответы детей.
- Верно, сюита это циклическое произведение, которое состоит из нескольких разнохарактерных танцев. А теперь назовите танцы, которые входят в сюиту.
- Ответы детей
- Верно. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Ребята, а какие танцы стали входить в сюиту поздне?
- Чакона, полонез, гавот и тд.
- Верно, молодцы! Сегодня мы послушаем Чакону И. С. Баха – великого немецкого композитора написанную для скрипки соло, а также она может звучать в переложении для органа или фортепиано.
Сели удобно, приготовились слушать Чакону И.С.Баха. Слушая, определите характер темы произведения (слушая)
- Ответы детей.
- Ребята, а на каком инструменте исполнялось это произведение?
- Ответы детей.
- Верно на скрипке.
Ребята, а вы заметили, как путешествует тема по голосам. В Чаконе главная тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу. Она может звучать в верхнем, среднем голосам. А когда тема звучит в разных голосах, это как называется?
- Ответы детей : это многоголосие, значит полифония.
- Также мелодия может видоизменяться и мы это сейчас с вами услышали. Итак, Чакона -это полифонические вариации.
Сегодня, мы будем знакомиться со старейшей музыкальной формой – вариациями, узнаем об особенностях построения этого произведения и о разнообразном использовании вариаций.
Формирование новых знаний
Вариации зародились, в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы в несколько измененном виде. Сейчас прозвучат вариации на русскую народную тему. А вы послушайте и ответьте на вопрос. Как называется песня, взятая за основу этого произведения, и как главная тема изменяется, и сколько звучит вариаций?
И не забываем смотреть на план характеристики произведения. Сели УДОБНО, ПРИГОТОВИЛИСЬ слушать.
- Ответы детей, “Во поле береза стояла”. В этом произведении звучало четыре вариации, главная тема звучала и в нижнем голосе, и в верхнем голосе.
- Верно молодцы, а каков характер этого произведения?
- Напевный, плавный, спокойный.
- Ребята, а как называется группа музыкантов, исполняющих это произведение?
- Верно, ансамбль. А какие музыкальные инструменты кроме фортепиано, здесь звучали?
Ответы детей: треугольник и маракасы.
- Ребята давайте вспомним, как называются вариации, которые мы сейчас с вами прослушали?
- Ответы детей: “Во поле береза стояла”.
- Верно, хорошо.
Когда вы наблюдали за темой в Чаконе, то заметили, что тема движется по голосам. Теперь послушаем произведение в исполнении Чернышевой Ксении, дайте название песни, взятой за основу вариаций, за главной темой, изменяется ли она. Не забывайте определять характер произведения.
Сели удобно, выпрямили спинки, слушаем.
- Ответы детей: главная тема изменяется, характер этой темы весёлый, радостный задорный.
Сейчас ещё раз прослушаем это произведение, и определите, сколько вариаций всего звучало? (слушаем)
- Ответы детей три вариации
- Ребята, а все ли вариации одинаковы по своему характеру и в одном ли ладу они звучат.
- Ответы детей.
- Верно, вторая вариация звучит в миноре. Итак, как называются вариации, которые мы сейчас с вами слушали?
-Ответы детей: мы слушали вариации на песню “Во саду ли, в огороде”.
-Ребята, а теперь попробуем дать определение вариациям. А Наташа найдёт значение этого слова в словаре.
Даём определение, записываем в словари.
Вариации. ( произошло от латинского слова “вариацио”) это изменение, разнообразие. одна из старейших музыкальных форм.
В каждой вариации тема пристаёт в новом виде, она может изменяться до неузноваемости.
Если это произведение исполняет оркестр, то главная тема может звучать у разных инструментов. С помощью ударных инструментов можно изменить ритм. Сейчас мы послушаем вариации на тему русской народной песни “Калинка” в исполнении известного аккордеониста Валерия Ковтуна
Сели удобно, слушаем внимательно и определяем, сколько вариаций прозвучало. Не забывайте о плане, характеристике произведения. Слушаем.
- Ответы детей
- Верно, тема звучит легко, напевно изящно, грациозно. Звучало семь вариаций.
- Ребята, а в каком темпе исполняются эти вариации?
- Ответы детей
- Верно, темп меняется: сначала звучит в умеренном темпе, а потом переходит в быстрый. Ребята, а какие динамические оттенки используются в этом произведении (карточки).
- Ответы детей: от mf-FF.
- Часто вариации используются как музыкальное сопровождение к народным танцам, т.к. они сами являются народными.
Сели удобно, смотрим танец “Кадриль” в исполнении ансамбля “Карусель”
Ребята, вы научились отличать вариации от других музыкальных форм.
- Далее вам предстоит понаблюдать за тем, как меняется главная тема в вариациях, послушать музыкальные вариации и узнать какие ещё бывают вариации.
Ученик: В профессиональной музыке Западной Европы. Вариации были связаны с развитием инструментальных жанров. В 14-15 веках многие выдающиеся мастера игры на лютне, клавесине, органе могли часами импровизировать на какую–нибудь популярную тему. Так сложилась форма вариаций. В 16 веке вариации стали одной из самых распространённых музыкальных форм. В самых ранних вариациях обнаружилась тяга композиторов к темам песенного склада, непосредственно взятых из народных источников. Вариации на темы народных песен писали венские классики – И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен и многие другие. Большой любовью пользовался этот вид вариации у русских композиторов. К русским песням обращались М. Глинка, П. Чайковский.
Учитель: Наиболее изобретательные народные певцы на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песни, обогащая её разнообразными, затейливыми подголосками. Если пение сопровождалось игрой на инструменте, то изменения часто происходили в аккомпанементе.
Светит месяц,
Светит ясный,
Светит белая заря
Осветила путь дорожку,
Мне до милого двор.
Это звучали слова из русской народной песни “Светит месяц”. Сейчас мы прослушаем вариации на эту песню в исполнении девочек 8-го класса Алёны и Лены.
Сели удобно, выпрямили спинки, слушаем и определяем, сколько вариаций звучало и как изменялась тема вариаций, появлялась ли она в аккомпанементе.
Слушаем.
- Ответ детей : звучало 4 вариации, характер напевный. плавный. лирический.
- Верно молодцы
А теперь, слушая эти вариации ещё раз, вы как поэты сочините свои стихи к главной теме.
Первые слова “Светит месяц. светит ясный …” не меняем, а остальные строки будут вашими поэтическими вариациями.
- Сели удобно, работаем парами, слушаем.
- Ответы детей
- Хорошо ответы творческие
Сегодня на уроке звучало много вариаций на русские народные песни, а сейчас мы с вами прослушаем вариации на русскую народную песню “Коробейники” в исполнении солиста Дмитрия Хворостова. Слушая вариации в аккомпанементе, вы как художники будете на бумаге изображать цветовые вариации.
Рисуем, показ рисунков.
Итог урока.
Сегодня на уроке у нас было много нового музыкального материал,. но объединяет его единая форма строения. Как она называется?
- Ответы детей.
Верно это вариации.
Сейчас прозвучат три произведения, а вы должны определить какое из них является вариациями.
- Ответы детей.
- Верно, под вторым номером звучали вариации. А теперь докажит, что это вариации.
- Ответы детей: в вариациях звучала главная тема и несколько вариаций
- Задание на листочках: сосчитать, сколько вариаций звучало, поменяться листочками и оценить ответы.
- Все ребята на уроке были активны, работали хорошо и за урок получают оценку “5”
- К следующему уроку нужно будет повторить всё о вариациях и в словарях, или в энциклопедиях найти определение слова соната. А те ребята, которые захотят придумать дома вариации к какой-либо русской народной песне, для них это будет как дополнительное задание.
- До свидания!
- Урок окончен.
Поэтические вариации учеников шестых классов
Светит месяц,
Светит ясный.
В поле вышла погулять,
Собирала я цветочки,
Да плела себе веночки.
(М. Сычёва 6д класс)
Светит месяц,
Светит ясный.
Вышел на небо прекрасный
И зажглись на небе звёзды,
Словно пламенные гроздья.
(К. Свиязова 6д класс)
Светит месяц,
Светит ясно.
Как красиво и прекрасно
Вышла в поле погулять.
И цветы пособирать.
(А.Катаева. 6д класс)
Светит месяц,
Светит ясный.
Был сегодня день прекрасный.
Ночь - красотка удалая,
Все деревья завивая,
Всех ведёт она ко сну.
Точно, скоро я усну!
(Л. Закирова 6в класс)
Светит месяц,
Светит ясный.
Вот закончен день прекрасный.
Ко двору пойду гулять,
Чтоб с друзьями поиграть.
(А. Дёмин 6в класс)
Светит месяц,
Светит ясный.
А котёнок во дворе, забавляется, играет,
От мышей он убегает!
(А. Сафина 6а класс)
Светит месяц,
Светит ясный
Просто классный и прекрасный.
Он дорожку освещает
И до дому провожает.
(Н. Балов 6а класс)
Светит месяц,
Светит ясно.
Я в окно сижу, смотрю.
Как на небе НЛО
Прилетает к нам в окно.
(Н. Корепанов 6 в класс)