Урок музыки "Вариации" в 6-м классе

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • посредством музыкального материала осуществить и мотивацию учебной деятельности;
  • сформировать знания у учащихся особенностей построения вариаций, умение отличать вариации от других музыкальных форм;
  • развивать общеинтеллектуальные умения, творче6ские способности;
  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Знания, умения, навыки

1. определение вариаций;

2. отличительные особенности вариаций

  • главная тема в вариации;
  • ладовые изменения главной темы;
  • ритмические изменения;
  • использование вариации в других видах искусства.

ТИП УРОКА: Уметь отличать вариации от других форм строения музыкальных произведений.

ТСО: проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон.

Оборудование – доска, фортепиано.

Наглядные пособия – книги, СD-диски, кассеты, видеокассеты, карточки.

Ход урока

Организационный момент

1. Здороваемся по трезвучию С-dur.

2. Объявляю тему урока.

3. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Вариации, но перед этим ответьте на вопрос, что обозначает слово сюита (показываю карточку).

- Ответы детей.

- Верно, сюита это циклическое произведение, которое состоит из нескольких разнохарактерных танцев. А теперь назовите танцы, которые входят в сюиту.

- Ответы детей

- Верно. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Ребята, а какие танцы стали входить в сюиту поздне?

- Чакона, полонез, гавот и тд.

- Верно, молодцы! Сегодня мы послушаем Чакону И. С. Баха – великого немецкого композитора написанную для скрипки соло, а также она может звучать в переложении для органа или фортепиано.

Сели удобно, приготовились слушать Чакону И.С.Баха. Слушая, определите характер темы произведения (слушая)

- Ответы детей.

- Ребята, а на каком инструменте исполнялось это произведение?

- Ответы детей.

- Верно на скрипке.

Ребята, а вы заметили, как путешествует тема по голосам. В Чаконе главная тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу. Она может звучать в верхнем, среднем голосам. А когда тема звучит в разных голосах, это как называется?

- Ответы детей : это многоголосие, значит полифония.

- Также мелодия может видоизменяться и мы это сейчас с вами услышали. Итак, Чакона -это полифонические вариации.

Сегодня, мы будем знакомиться со старейшей музыкальной формой – вариациями, узнаем об особенностях построения этого произведения и о разнообразном использовании вариаций.

Формирование новых знаний

Вариации зародились, в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы в несколько измененном виде. Сейчас прозвучат вариации на русскую народную тему. А вы послушайте и ответьте на вопрос. Как называется песня, взятая за основу этого произведения, и как главная тема изменяется, и сколько звучит вариаций?

И не забываем смотреть на план характеристики произведения. Сели УДОБНО, ПРИГОТОВИЛИСЬ слушать.

- Ответы детей, “Во поле береза стояла”. В этом произведении звучало четыре вариации, главная тема звучала и в нижнем голосе, и в верхнем голосе.

- Верно молодцы, а каков характер этого произведения?

- Напевный, плавный, спокойный.

- Ребята, а как называется группа музыкантов, исполняющих это произведение?

- Верно, ансамбль. А какие музыкальные инструменты кроме фортепиано, здесь звучали?

Ответы детей: треугольник и маракасы.

- Ребята давайте вспомним, как называются вариации, которые мы сейчас с вами прослушали?

- Ответы детей: “Во поле береза стояла”.

- Верно, хорошо.

Когда вы наблюдали за темой в Чаконе, то заметили, что тема движется по голосам. Теперь послушаем произведение в исполнении Чернышевой Ксении, дайте название песни, взятой за основу вариаций, за главной темой, изменяется ли она. Не забывайте определять характер произведения.

Сели удобно, выпрямили спинки, слушаем.

- Ответы детей: главная тема изменяется, характер этой темы весёлый, радостный задорный.

Сейчас ещё раз прослушаем это произведение, и определите, сколько вариаций всего звучало? (слушаем)

- Ответы детей три вариации

- Ребята, а все ли вариации одинаковы по своему характеру и в одном ли ладу они звучат.

- Ответы детей.

- Верно, вторая вариация звучит в миноре. Итак, как называются вариации, которые мы сейчас с вами слушали?

-Ответы детей: мы слушали вариации на песню “Во саду ли, в огороде”.

-Ребята, а теперь попробуем дать определение вариациям. А Наташа найдёт значение этого слова в словаре.

Даём определение, записываем в словари.

Вариации. ( произошло от латинского слова “вариацио”) это изменение, разнообразие. одна из старейших музыкальных форм.

В каждой вариации тема пристаёт в новом виде, она может изменяться до неузноваемости.

Если это произведение исполняет оркестр, то главная тема может звучать у разных инструментов. С помощью ударных инструментов можно изменить ритм. Сейчас мы послушаем вариации на тему русской народной песни “Калинка” в исполнении известного аккордеониста Валерия Ковтуна

Сели удобно, слушаем внимательно и определяем, сколько вариаций прозвучало. Не забывайте о плане, характеристике произведения. Слушаем.

- Ответы детей

- Верно, тема звучит легко, напевно изящно, грациозно. Звучало семь вариаций.

- Ребята, а в каком темпе исполняются эти вариации?

- Ответы детей

- Верно, темп меняется: сначала звучит в умеренном темпе, а потом переходит в быстрый. Ребята, а какие динамические оттенки используются в этом произведении (карточки).

- Ответы детей: от mf-FF.

- Часто вариации используются как музыкальное сопровождение к народным танцам, т.к. они сами являются народными.

Сели удобно, смотрим танец “Кадриль” в исполнении ансамбля “Карусель”

Ребята, вы научились отличать вариации от других музыкальных форм.

- Далее вам предстоит понаблюдать за тем, как меняется главная тема в вариациях, послушать музыкальные вариации и узнать какие ещё бывают вариации.

Ученик: В профессиональной музыке Западной Европы. Вариации были связаны с развитием инструментальных жанров. В 14-15 веках многие выдающиеся мастера игры на лютне, клавесине, органе могли часами импровизировать на какую–нибудь популярную тему. Так сложилась форма вариаций. В 16 веке вариации стали одной из самых распространённых музыкальных форм. В самых ранних вариациях обнаружилась тяга композиторов к темам песенного склада, непосредственно взятых из народных источников. Вариации на темы народных песен писали венские классики – И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен и многие другие. Большой любовью пользовался этот вид вариации у русских композиторов. К русским песням обращались М. Глинка, П. Чайковский.

Учитель: Наиболее изобретательные народные певцы на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песни, обогащая её разнообразными, затейливыми подголосками. Если пение сопровождалось игрой на инструменте, то изменения часто происходили в аккомпанементе.

Светит месяц,
Светит ясный,
Светит белая заря
Осветила путь дорожку,
Мне до милого двор.

Это звучали слова из русской народной песни “Светит месяц”. Сейчас мы прослушаем вариации на эту песню в исполнении девочек 8-го класса Алёны и Лены.

Сели удобно, выпрямили спинки, слушаем и определяем, сколько вариаций звучало и как изменялась тема вариаций, появлялась ли она в аккомпанементе.

Слушаем.

- Ответ детей : звучало 4 вариации, характер напевный. плавный. лирический.

- Верно молодцы

А теперь, слушая эти вариации ещё раз, вы как поэты сочините свои стихи к главной теме.

Первые слова “Светит месяц. светит ясный …” не меняем, а остальные строки будут вашими поэтическими вариациями.

- Сели удобно, работаем парами, слушаем.

- Ответы детей

- Хорошо ответы творческие

Сегодня на уроке звучало много вариаций на русские народные песни, а сейчас мы с вами прослушаем вариации на русскую народную песню “Коробейники” в исполнении солиста Дмитрия Хворостова. Слушая вариации в аккомпанементе, вы как художники будете на бумаге изображать цветовые вариации.

Рисуем, показ рисунков.

Итог урока.

Сегодня на уроке у нас было много нового музыкального материал,. но объединяет его единая форма строения. Как она называется?

- Ответы детей.

Верно это вариации.

Сейчас прозвучат три произведения, а вы должны определить какое из них является вариациями.

- Ответы детей.

- Верно, под вторым номером звучали вариации. А теперь докажит, что это вариации.

- Ответы детей: в вариациях звучала главная тема и несколько вариаций

- Задание на листочках: сосчитать, сколько вариаций звучало, поменяться листочками и оценить ответы.

- Все ребята на уроке были активны, работали хорошо и за урок получают оценку “5”

- К следующему уроку нужно будет повторить всё о вариациях и в словарях, или в энциклопедиях найти определение слова соната. А те ребята, которые захотят придумать дома вариации к какой-либо русской народной песне, для них это будет как дополнительное задание.

- До свидания!

- Урок окончен.

Поэтические вариации учеников шестых классов

Светит месяц,
Светит ясный.
В поле вышла погулять,
Собирала я цветочки,
Да плела себе веночки.
(М. Сычёва 6д класс)

 Светит месяц,
Светит ясный.
Вышел на небо прекрасный
И зажглись на небе звёзды,
Словно пламенные гроздья.
(К. Свиязова 6д класс)

 Светит месяц,
Светит ясно.
Как красиво и прекрасно
Вышла в поле погулять.
И цветы пособирать.
(А.Катаева. 6д класс)

Светит месяц,
Светит ясный.
Был сегодня день прекрасный.
Ночь - красотка удалая,
Все деревья завивая,
Всех ведёт она ко сну.
Точно, скоро я усну!
(Л. Закирова 6в класс)

 Светит месяц,
Светит ясный.
Вот закончен день прекрасный.
Ко двору пойду гулять,
Чтоб с друзьями поиграть.
(А. Дёмин 6в класс)

 Светит месяц,
Светит ясный.
А котёнок во дворе, забавляется, играет,
От мышей он убегает!
(А. Сафина 6а класс)

 Светит месяц,
Светит ясный
Просто классный и прекрасный.
Он дорожку освещает
И до дому провожает.
(Н. Балов 6а класс)

Светит месяц,
Светит ясно.
Я в окно сижу, смотрю.
Как на небе НЛО
Прилетает к нам в окно.
(Н. Корепанов 6 в класс)