ЦЕЛИ:
- формировать навык сложения и вычитания десятичных дробей;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную письменную речь;
- воспитывать прилежание, активность, взаимопомощь, самостоятельность.
ЗАДАЧИ:
- повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
- закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор; карточки для каждого учащегося с цифрами от 0 до 9; задания для проверки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (приложение1); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор; каждому учащемуся до начала урока раздаются карточки с цифрами с 0 до 9 и под учебник кладется задание для проверки.
КОММЕНТАРИИ: в скобка после вопроса учителя идут предположительные ответы, которые могут дать учащиеся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Присаживайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.
II. Постановка цели урока
- Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число…
- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, перевод десятичных дробей в обыкновенную дробь и обратно. )
- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Умножением десятичных дробей, сложением и вычитание десятичных дробей, решение задач. )
- Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей. Записываем тему урока сложение и вычитание десятичных дробей.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
- Что должны повторить? (Сложение и вычитание десятичных дробей)
- Что должны запомнить? (Сложение и вычитание десятичных дробей столбиком)
- Разбейте по пунктам правила сложения и вычитания десятичных дробей (1. Записать числа в столбик разряд под разрядом, запятую под запятой. 2. Вычислить. 3. Снести замятую. )
- А как называется в информатике последовательность шагов? (Алгоритм)
- Таким образом, что мы должны запомнить? (Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей столбиком)
- А как убедиться, что вы правильно сделали вычисления? (Сделать проверку)
- Какие способы проверки вы знаете? (Способ подстановки, вычисления другим способом)
- Сегодня мы будем проверять с помощью подстановки.
- Что сегодня вы должны узнать? (…)
- А узнаете сегодня вы материал из истории.
III. Актуализация знаний
- Молодцы! И первое, что мы сделаем – это повторим. Перед вами лежат карточки, расположите их так, чтобы вам было удобно работать с ними.
СЛАЙД 3 (по гиперссылке “повторение”)
- Найдите ошибки и поднимите карточки. (2,3,5,8)
- Объясните, почему подняли именно эти номера? (Во втором не выполняется условие записи числа разряд под разрядом. В третьем – по правилам сравнения в первом числе десятых частей больше, чем десятых во втором числе. В пятом - 7+4=11, один пишем, один запоминает, 5+2=7 и ещё один, корой запоминали, получим 8,1. В восьмом – нули можно убирать только в конце дробной части десятичной дроби. )
к СЛАЙДу 2 (по гиперссылке)
IV. Формирование умений и навыков
СЛАЙД 4 (по гиперссылке “узнать”)
- Какие дроби мы изучали? (Обыкновенные и десятичные)
- А какие дроби чаще встречаются? (Десятичные)
- Как вы думаете почему? (Легко вычислять, действия с десятичными дробями как с натуральными числами, вся вычислительная техника на десятичных дробях. )
- А давно ли появились десятичные дроби? Обыкновенные дроби появились давно, например, когда древние люди делили улов рабы. Делили, например, на три части рыбу, а каждому давал одну, и получалась дробь одна третья. (…)
- Десятичные дроби появились не так уж и давно всего 500 лет назад в XV веке в средневековье. Правила действий с десятичными дробями описал знаменитый ученый, работающий в Самарканде.
- Знаете ли вы где находиться этот город? (…) Этот город находиться в средней Азии, в Узбекистане, близь Ташкента. Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял чертой. Фамилия была у него очень интересная.
- Знаете ли вы кто такой Хаттабыч? (…) А как полное его имя знаете? (…) Она написана в повести Л. Лагина и звучит так аб-Дурахман ибн Хаттаб.
- Имя этого восточного ученого состоит из 5 слов. Но просто так его вам не скажу. И чтобы узнать имя вам придется поработать.
- За каждое верно выполненное задание я буду называть вам одну часть имени.
- Так как вы правильно ответили на задание номер 1 в самом начале урока, то я вам назову первую часть имени.
СЛАЙД 5 (прейти по гиперссылке “фамилия”)
- Его имя начинается на аль.
к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)
- Следующую часть имени скажу, если вы правильно решите задачу.
СЛАЙД 7 (по гиперссылке “1”)
- Близь города Самарканда протекает река Заравшан – это приток реки Амударья. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения реки 3,9 км/ч.
Условие на доске выписывает учитель, а учащиеся в тетради. Затем для ответа на каждый вопрос задачи вызывается ученик.
- Найдите собственную скорость галеры. (Необходимо из скорость галеры по течению реки вычисть скорость реки: 10,6-3,9=6,7 км/ч)
- Скажите, а посему скорость галеры так мала. Средняя скорость человека 5 км/ч, а скорость галеры в стоячей воде мы получили всего 6,7 км/ч (Скорость так мала, так как в те времена не было моторов, и скорость галерам придавали гребцы. )
- Найдите скорость галеры против течения реки. (Нужно из собственной скорости галеры вычесть скорость течения реки: 6,7-3,9=2,8км/ч)
- Найдите расстояние, которое проплывет галера за 2 часа по течению реки. (Достаточно скорость галеры по течению реки умножить на время: 10,6? 2)
- А умеем ли мы умножать десятичные дроби на число? (Нет)
- Как выйти из сложившейся ситуации? (Заменить умножение сложением, т. е. 10,6? 2=10,6+10,6= =21,2 км)
- Молодцы, и с этим заданием справились. Придется сказать еще одну часть имени.
СЛАЙД 8 (переход по гиперссылке “фамилия”)
- Ибн.
к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)
- Следующую часть имени скажу, если вы правильно выполните следующее задание.
СЛАЙД 9 (по гиперссылке “2”)
- В Самарканде выращивали арбузы, дыни и помидоры. На каждом арбузе было записано уравнение, решив которое самаркандцы узнавали количество мякоти в данном арбузе (в килограммах). Помогите жителям Самарканда. Первый вариант решает первое уравнение, а второй – второе. В решении обязательно должна быть проверка и ответ.
- Возьмите в руки карандаши и проверьте себя.
СЛАЙД 10 (по гиперссылке “проверка”)
- Если у вас также как у меня, то поставьте на полях плюс. Поднимите руки у кого плюс. Молодцы практически все сделали верно. Придется сказать еще одну часть.
СЛАЙД 11 (переход по гиперссылке “фамилия”)
- Джемшид.
к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)
- Следующую часть имени вы получите, если отгадаете ребус.
СЛАЙД 12 (по гиперссылке “3”)
СЛАЙД 13 (переход по гиперссылке “фамилия”)
- Получили аль-Каши-Джамшид ибн Масуд
к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)
- Последнюю часть получим, если верно решим следующее задание. Следующую часть имени вы получите, если отгадаете ребус.
СЛАЙД 14 (по гиперссылке “4”)
-Вы решаете пример, выполняя действия в столбик. При получении ответа, вы соотносите каждую цифру с буквой, и получаете ответ.
СЛАЙД 15 (переход по гиперссылке “фамилия”)
- имя этого восточного ученого аль-Каши-Джамшид ибн Масуд. В литературе вы можете вы можете встретить более короткое имя аль-Каши Масуд. В курсе математики мы ещё не раз встретимся с фамилией этого ученого.
V. Итог урока и домашнее задание
к СЛАЙДу 3 (по гиперссылке)
- Проговорите еще раз алгоритм сложения десятичных дробей в столбик.
- Проговорите еще раз алгоритм вычитания десятичных дробей в столбик.
- Чем отличаются алгоритмы (В первом сложение, а во втором вычитание)
- Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений)
- А какое задание мы не рассматривали? (Применение сложения и вычитания к сравнению)
- Это задание вы посмотрите дома. Открываем дневники, записываем домашнее задание №312 – номер на сравнение, №309 – решение уравнений, №315 – задача на движение по реке.
VI. Рефлексия
- На уроке вы все хорошо работали. Помогите мне проверить вас и поставить вам хорошую оценку в журнал. У каждого под учебником лежат карточки с заданием. Вы записываете на них только ответ.
- Поменяйтесь работами.
СЛАЙД 16 (по гиперссылке “проверить”)
- Проверьте, ставя + или -. Посчитайте количество плюсов и минусов.
- Поставьте оценку и распишитесь. Поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки у кого пять. Молодцы. Поднимите – у кого четыре. Хорошо. А остальным нужно еще дома поработать.
- Листочки с заданиями вложите в тетрадь, и предайте её вперед.
- Спасибо. Урок окончен.