Урок-повторение "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ:

  • формировать навык сложения и вычитания десятичных дробей;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную письменную речь;
  • воспитывать прилежание, активность, взаимопомощь, самостоятельность.

ЗАДАЧИ:

  • повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
  • повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
  • закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор; карточки для каждого учащегося с цифрами от 0 до 9; задания для проверки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (приложение1); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор; каждому учащемуся до начала урока раздаются карточки с цифрами с 0 до 9 и под учебник кладется задание для проверки.

КОММЕНТАРИИ: в скобка после вопроса учителя идут предположительные ответы, которые могут дать учащиеся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте! Присаживайтесь!

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.

II. Постановка цели урока

- Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число…

- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, перевод десятичных дробей в обыкновенную дробь и обратно. )

- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Умножением десятичных дробей, сложением и вычитание десятичных дробей, решение задач. )

- Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей. Записываем тему урока сложение и вычитание десятичных дробей.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

- Что должны повторить? (Сложение и вычитание десятичных дробей)

- Что должны запомнить? (Сложение и вычитание десятичных дробей столбиком)

- Разбейте по пунктам правила сложения и вычитания десятичных дробей (1. Записать числа в столбик разряд под разрядом, запятую под запятой. 2. Вычислить. 3. Снести замятую. )

- А как называется в информатике последовательность шагов? (Алгоритм)

- Таким образом, что мы должны запомнить? (Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей столбиком)

- А как убедиться, что вы правильно сделали вычисления? (Сделать проверку)

- Какие способы проверки вы знаете? (Способ подстановки, вычисления другим способом)

- Сегодня мы будем проверять с помощью подстановки.

- Что сегодня вы должны узнать? ()

- А узнаете сегодня вы материал из истории.

III. Актуализация знаний

- Молодцы! И первое, что мы сделаем – это повторим. Перед вами лежат карточки, расположите их так, чтобы вам было удобно работать с ними.

СЛАЙД 3 (по гиперссылке “повторение”)

- Найдите ошибки и поднимите карточки. (2,3,5,8)

- Объясните, почему подняли именно эти номера? (Во втором не выполняется условие записи числа разряд под разрядом. В третьем – по правилам сравнения в первом числе десятых частей больше, чем десятых во втором числе. В пятом - 7+4=11, один пишем, один запоминает, 5+2=7 и ещё один, корой запоминали, получим 8,1. В восьмом – нули можно убирать только в конце дробной части десятичной дроби. )

к СЛАЙДу 2 (по гиперссылке)

IV. Формирование умений и навыков

СЛАЙД 4 (по гиперссылке “узнать”)

- Какие дроби мы изучали? (Обыкновенные и десятичные)

- А какие дроби чаще встречаются? (Десятичные)

- Как вы думаете почему? (Легко вычислять, действия с десятичными дробями как с натуральными числами, вся вычислительная техника на десятичных дробях. )

- А давно ли появились десятичные дроби? Обыкновенные дроби появились давно, например, когда древние люди делили улов рабы. Делили, например, на три части рыбу, а каждому давал одну, и получалась дробь одна третья. ()

- Десятичные дроби появились не так уж и давно всего 500 лет назад в XV веке в средневековье. Правила действий с десятичными дробями описал знаменитый ученый, работающий в Самарканде.

- Знаете ли вы где находиться этот город? () Этот город находиться в средней Азии, в Узбекистане, близь Ташкента. Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял чертой. Фамилия была у него очень интересная.

- Знаете ли вы кто такой Хаттабыч? () А как полное его имя знаете? () Она написана в повести Л. Лагина и звучит так аб-Дурахман ибн Хаттаб.

- Имя этого восточного ученого состоит из 5 слов. Но просто так его вам не скажу. И чтобы узнать имя вам придется поработать.

- За каждое верно выполненное задание я буду называть вам одну часть имени.

- Так как вы правильно ответили на задание номер 1 в самом начале урока, то я вам назову первую часть имени.

СЛАЙД 5 (прейти по гиперссылке “фамилия”)

- Его имя начинается на аль.

к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)

- Следующую часть имени скажу, если вы правильно решите задачу.

СЛАЙД 7 (по гиперссылке “1”)

- Близь города Самарканда протекает река Заравшан – это приток реки Амударья. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения реки 3,9 км/ч.

Условие на доске выписывает учитель, а учащиеся в тетради. Затем для ответа на каждый вопрос задачи вызывается ученик.

- Найдите собственную скорость галеры. (Необходимо из скорость галеры по течению реки вычисть скорость реки: 10,6-3,9=6,7 км/ч)

- Скажите, а посему скорость галеры так мала. Средняя скорость человека 5 км/ч, а скорость галеры в стоячей воде мы получили всего 6,7 км/ч (Скорость так мала, так как в те времена не было моторов, и скорость галерам придавали гребцы. )

- Найдите скорость галеры против течения реки. (Нужно из собственной скорости галеры вычесть скорость течения реки: 6,7-3,9=2,8км/ч)

- Найдите расстояние, которое проплывет галера за 2 часа по течению реки. (Достаточно скорость галеры по течению реки умножить на время: 10,6? 2)

- А умеем ли мы умножать десятичные дроби на число? (Нет)

- Как выйти из сложившейся ситуации? (Заменить умножение сложением, т. е. 10,6? 2=10,6+10,6= =21,2 км)

- Молодцы, и с этим заданием справились. Придется сказать еще одну часть имени.

СЛАЙД 8 (переход по гиперссылке “фамилия”)

- Ибн.

к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)

- Следующую часть имени скажу, если вы правильно выполните следующее задание.

СЛАЙД 9 (по гиперссылке “2”)

- В Самарканде выращивали арбузы, дыни и помидоры. На каждом арбузе было записано уравнение, решив которое самаркандцы узнавали количество мякоти в данном арбузе (в килограммах). Помогите жителям Самарканда. Первый вариант решает первое уравнение, а второй – второе. В решении обязательно должна быть проверка и ответ.

- Возьмите в руки карандаши и проверьте себя.

СЛАЙД 10 (по гиперссылке “проверка”)

- Если у вас также как у меня, то поставьте на полях плюс. Поднимите руки у кого плюс. Молодцы практически все сделали верно. Придется сказать еще одну часть.

СЛАЙД 11 (переход по гиперссылке “фамилия”)

- Джемшид.

к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)

- Следующую часть имени вы получите, если отгадаете ребус.

СЛАЙД 12 (по гиперссылке “3”)

СЛАЙД 13 (переход по гиперссылке “фамилия”)

- Получили аль-Каши-Джамшид ибн Масуд

к СЛАЙДу 6 (по гиперссылке)

- Последнюю часть получим, если верно решим следующее задание. Следующую часть имени вы получите, если отгадаете ребус.

СЛАЙД 14 (по гиперссылке “4”)

-Вы решаете пример, выполняя действия в столбик. При получении ответа, вы соотносите каждую цифру с буквой, и получаете ответ.

СЛАЙД 15 (переход по гиперссылке “фамилия”)

- имя этого восточного ученого аль-Каши-Джамшид ибн Масуд. В литературе вы можете вы можете встретить более короткое имя аль-Каши Масуд. В курсе математики мы ещё не раз встретимся с фамилией этого ученого.

V. Итог урока и домашнее задание

к СЛАЙДу 3 (по гиперссылке)

- Проговорите еще раз алгоритм сложения десятичных дробей в столбик.

- Проговорите еще раз алгоритм вычитания десятичных дробей в столбик.

- Чем отличаются алгоритмы (В первом сложение, а во втором вычитание)

- Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений)

- А какое задание мы не рассматривали? (Применение сложения и вычитания к сравнению)

- Это задание вы посмотрите дома. Открываем дневники, записываем домашнее задание №312 – номер на сравнение, №309 – решение уравнений, №315 – задача на движение по реке.

VI. Рефлексия

- На уроке вы все хорошо работали. Помогите мне проверить вас и поставить вам хорошую оценку в журнал. У каждого под учебником лежат карточки с заданием. Вы записываете на них только ответ.

- Поменяйтесь работами.

СЛАЙД 16 (по гиперссылке “проверить”)

- Проверьте, ставя + или -. Посчитайте количество плюсов и минусов.

- Поставьте оценку и распишитесь. Поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки у кого пять. Молодцы. Поднимите – у кого четыре. Хорошо. А остальным нужно еще дома поработать.

- Листочки с заданиями вложите в тетрадь, и предайте её вперед.

- Спасибо. Урок окончен.