Урок-путешествие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • систематизировать знания школьников о природе, о лесе;
  • формировать внутренний мир ребенка;
  • привитие навыков охраны природы;
  • соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования общечеловеческих ценностей, представлении о целостности природы, общества и человека;
  • расширить словарный запас учащихся.
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям и желание их оберегать;

Оборудование:

  • компьютер;
  • доклады-сообщения детей о деревьях местности;
  • гербарии лекарственных растений;
  • запрещающие знаки;
  • рисунки с деревьями;
  • игрушки: лесовичок, Доктор Айболит;
  • кроссворд;
  • листочки с загадками;
  • рисунки с птицами;
  • берестяные поделки;
  • книги-выставка;
  • чай с душицей;
  • плоды шиповника;
  • карта Кузбасса;
  • состав слова: лесовичок;
  • карточки со словами: дебри, бетулин, ельник, бор.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя, дорогие гости! Сегодня мы собрались на урок-путешествие “Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен”

I.Мотивация.

Чтение стихотворения учителем.

 Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лугов, полей и рек
Жить не может человек.

II. Сообщение темы и цели.

– А мы ведь сейчас в классе, а не на природе. А давайте-ка оставим наш класс и отправимся на прогулку.

– Идем? Но куда?

Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

– Правильно, в лес!

– Но на чем лучше отправиться на прогулку, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком. Фонограмма песни “Вместе весело шагать”).

III. Актуализация знаний.

– Но сейчас-то зима и там хозяйничает волшебница-зима. А какие стихотворения о зиме вы знаете?). Дети приводят примеры).

– А хотите, чтобы свершилось чудо…? Но чтобы чудо произошло я вам зачитаю заклинание:

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.

– Из какого произведения эти строки? (“12 месяцев”).

– Кто помог свершиться чуду? (С.Я. Маршак).

– Забудем на время о зиме, ведь мы оказались в летнем лесу. Начинаем испытания. И вот первое задание.

1). Что такое осень, зима, весна, лето вместе? (времена года).

2). Где мы живем? Кто сможет назвать полный адрес? (Кемеровская область….).

3). Какие деревья больше приспособлены к прорастанию в наших условиях – лесные или садовые? (лесные).

IV. Применение знаний и умений.

А теперь соберите слово, узнаем, кто же поведет нас на прогулку?

лес ов ич ок – составьте слово из частей. Итак, в путь! (Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать”).

– Постойте-постойте, я, лесовичок, хочу узнать, можно ли вас пускать в лес, знаете ли вы правила поведения в лесу? Вот эти знаки не пустят в лес тех, кто не умеет там себя вести. (Командам дается по 3 знака. Команды обсуждают и объясняют их значения).

– А еще я слышал что-то про экологический светофор. Кто знает, что это такое? Рассмотрите рисунки и приготовьтесь ответить, какой свет надо зажечь в каждой ситуации. (На столах у каждой команды конверты с двумя рисунками. Содержание рисунков: 1. Дети белят деревья. 2. Дети уходят из леса с рюкзаками, оставив горящим костер. 3. Мальчик нюхает цветы. 4. Мальчик рвет цветы. “Да” - зеленый, “Нет” - красный.

– Давайте вспомним ребята “Правила поведения в лесу”. (Показ запрещающих знаков).

  • нельзя ломать ветки деревьев, кустарников;
  • нельзя ловить бабочек и стрекоз;
  • нельзя уничтожать лягушек жаб;
  • нельзя подходить к птичьим гнездам;
  • ходить нужно по тропинкам.

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять.
Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Лесовичок: – Я доволен, правила вы знаете. А выполняете ли вы их? Тогда я рад пригласить вас в “Лесное царство”.

И вот первый привал.

Мы дверь в природу отворим,
И с лесом мы поговорим.

Рассказ учителя.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, светлые сосновые боры, темные ельники, глухие таежные дебри. Различные деревья любимы нами.

Вот послушайте, что они нам расскажут и догадайтесь по их описаниям что это за деревья.

(Выходят учащиеся в костюмах растений, о которых они подготовили рассказ, их выступление сопровождается демонстрацией на экране изображений деревьев и видов родного края. Изображения найдены в Интернете и обработаны с использованием программы Microsoft Power Point).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза).

В нашем лесу растет единственное в мире дерево с белой корой. Чудо с белой корой объясняется тем, что в коре этого дерева есть особое вещество – бетулин, которое и окрашивает кору. Если в жаркий день дотронуться до ствола, он будет прохладным, т.к. белый цвет отражает солнечные лучи.

Когда не было бумаги, люди писали на берестяных грамотах и до сих пор лечатся отваром из березовых почек. Может расти на заболоченных и сухих почвах. Первой заселяет пожарища, вырубки и пустые места. Березу считают символом России! (Демонстрируется слайд-фильм – фотопейзажи на фоне звучания песни “Береза” в исполнении С. Безрукова).

У нашей русской березы большая родня, существует 120 видов березы. У нас, в Кемеровской области, растет 4 вида: бородавчатая Крылова, пушистая, извилистая.

Из березы народные умельцы изготовляют красивые и полезные вещи для домашнего хозяйства (показ берестяных поделок). Живет береза до 150 лет.

-Ребята, а вы знаете, какое дерево в лесу все время переодевается?

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Налетит ветер и зеленые листья станут серовато-серебристыми. Кажется, что дерево переоделось. Осина часто бывает гнилой. Вот и боится она, что выкинут ее из леса. А когда подует ветер она совсем испугается и переоденется, как будто хочет, чтобы ее не узнали – но это выдумка. А на самом деле: черешки ее листьев – длинные, поэтому листья на сплюснутых черешках очень неустойчивые и дрожат. Живет осина 80-100 лет.

Какое дерево самое сладкое? (Липа).

Липа – лучший медонос. Липовый мед считается одним из лучших. Липа с глубокой древности известна в медицине. Заваренные в виде чая цветки липы – хорошее потогонное средство при простуде, из цветков готовят полоскание при ангине, а также мягчительные припарки при нарывах.

Древесина липы очень удобная для обработки. В старину из нее делали ложки, чашки – это хохломская посуда. Но канули в вечность лапотные и лыкотные времена, сейчас кора липы идет не на лапти, а на изящные коврики, удобные лукошки для заядлых грибников. Обдирают кору не с растущих деревьев, а с липовых сортиментов, срубленных лесозаготовительными предприятиями.

Викторина.

  1. Почему дрова, заготовленные зимой, горят лучше? (Дерево зимой “спит” и не впитывает влагу).
  2. Какое дерево называют “спичечной королевой”? (Осина).
  3. Какое дерево называют северным виноградом? (Рябина).
  4. Какое дерево дает сладкий ароматный сок? (Береза).
  5. Кустарник, который выделяет очень сильный фитонцид, способный убивать микробы? (Черемуха).

Идем дальше. Нас снова зовет лес.

– Ой, ребята, тут кто-то мне шепчет, что:

Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит.

Кто же это? Доктор Айболит. И приглашает он нас в “Лесную аптеку”.

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

– Что же называют “зеленой аптекой”?

Лечение целебными травами (лечение растениями или фитотерапия) издавна привлекало внимание людей. Травы – настоящая кладовая здоровья, т.к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом.

Задания командам:

1-я команда – Что за плоды на вашем пеньке? Что они лечат? (Шиповник)

2-я команда – Определите, из какой травы заварен чай? С чем он?Когда он помогает? (Чай с мятой и медом).

Лекарственные растения очень разнообразны. Их собирают и сдают в аптеку. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Памятка “Как собирать лекарственные растения”.

1. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе!

2. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Посмотрим, какие еще лекарственные растения вы знаете и как они используются.

(Кроссворд на ромашке).

Лекарь вырос у дороги
Он больные лечит ноги.

(Подорожник – лечит ранки, порезы, средство от желудочных болезней).

Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки – белые реснички.

(Отваром ромашки полоскают горло)

Был цветок как медок молодым,
А когда постарел, стал как дым.

(Одуванчик. Помогает тем, у кого плохой аппетит).

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь.

(Крапива – останавливает кровь, отваром моют голову).

Растение видное, а название обидное.

(Лопух).

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш – сердечные капли).

В природе все связано невидимыми нитями. Чтобы “зеленая аптека” не закрылась, всем – и взрослым и детям – надо быть разумными и дальновидными.

Отдохнули! И снова в путь. А по дороге раскроем “маленькие тайны природы”.

– Какой зверек самый чистоплотный? Около норы всегда чисто. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски. (Барсук).

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Попробовав раз, птица запоминает яркого жучка).

– Давайте остановимся на “лесной полянке”. Смотрите, что там в траве? (Рисунок). Это гнездышко. А вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца. Иначе птичка никогда не вернется к гнезду и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторонку. Но что это? (гр/з “Голоса птиц”).

– Голоса каких птиц вы узнали?

– Расскажите, что вы знаете об этой птице.

1-я команда:

Мать, отца не знаю,
Но часто называю
Детей знать не буду
Чужим сбуду.

Кто это?

2-я команда: Среди деревьев кузницы клюют? Кто это?

– Что значит лес для птиц?

– Какие птицы живут в наших лесах?

– Кого еще можно увидеть на лесной полянке? (Красивых бабочек, муравьев).

– А знаете ли вы, какой язык у муравьев?

“Язык” муравьев.

Муравьи слепы. Однако они хорошо ориентируются и общаются друг с другом. Оказывается, у них есть свой особый язык – “язык” запахов. На теле муравьев есть особые органы, которые выделяют пахучие вещества. Найдя пищу, например, мертвую гусеницу, муравей на обратном пути метит дорогу запахом. По нему другие муравьи находят гусеницу, и каждый из них, возвращаясь в муравейник, метит дорогу тем же запахом. Чем больше запас пищи, тем сильнее пахнет след.

Видите, как много тайн на лесных полянах. Здесь своя жизнь, со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными.

– Ну а нам пора возвращаться. Чтобы вернуться из леса домой, нужно рассказать:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

– Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух!

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

– Не будь леса, ветер так разгулялся бы на просторе, что сдул бы весь плодородный слой земли;

– Обмелели и пересохли бы реки;

– Лес – это дом для зверей и птиц.

Нас в любое время года учит
Мудрости природа.
Птицы учат пению.
Паучок – плетению.
Пчелы в поле и в саду
Приучают нас к труду.

У природы круглый год
Обучаться нужно,
Так как весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождем,
Как дружит солнце со всем кругом.

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!

– Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в нашем путешествии. Вы много знаете о природе и поняли, почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен.

V. Итог.

– Что нового вы узнали, побывав в царстве лесов?

– О чем хотели бы узнать еще?

– Что вас заинтересовало?

– Чему бы вы хотели посвятить свое следующее путешествие?

Нашу прогулку я хотела бы завершить словами любителя природы М. Пришвина:

“Все прекрасное на Земле от солнца, все доброе – от человека”.

Спасибо за урок.