Урок-конкурс, посвященный 50-летию Белгородской области

Разделы: Внеклассная работа


Цель: организовать интенсивную творческую работу учащихся с помощью нетрадиционной формы урока.

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении курса географии своего региона;
  2. Развивать познавательный интерес к развитию родного края;
  3. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою малую родину.

Оборудование:

  • настенные карты Белгородской области (физическая и административная);
  • контурные карты Белгородской области;
  • фото, рисунки, стихи, папки-раскладушки, рефераты учащихся по географии Белгородской области;
  • продукция местных предприятий, блюда местной кухни.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма проведения: урок-конкурс.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Вступительное слово учителя:

Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Белгородчина моя.

Учащиеся класса делятся на 2 команды. Для оценки ответов выбирается жюри. Вести конкурс может учитель или ведущий из числа старшеклассников. Конкурс состоит из трех туров, каждый из которых включает несколько заданий.

I Тур - теоретический.

Задание№1. Разминка “Один за всех и все за одного”.

Каждый правильный ответ – 1 балл. Если какая-либо команда не отвечает на вопрос, ответить и заработать балл дополнительно может другая команда.

Вопросы

1. Дата образования Белгородской области.

2. Каков средний возраст жителей Белгородчины?

2. Сколько поселков городского типа в Белгородской области?

4. Какова площадь Белгородской области?

5. Сколько административных районов в Белгородской области?

6. Какое полезное ископаемое используется в области как сырьё?

7. К бассейнам каких океанов относятся реки Белгородской области?

8. В какой природной зоне и в каких подзонах расположена Белгородская область?

9. Какое полезное ископаемое в области используется для создания керамических изделий?

10. Назовите наиболее распространенные почвы Белгородской области?

11. Сколько рек насчитывается в Белгородской области?

12. С какими областями граничит Белгородская область?

13. Назовите самые крупные города Белгородчины?

14. Перечислите заповедники, находящиеся на территории Белгородской области.

15. Какова численность населения Белгородской области?

16. Важнейшая техническая культура, выращиваемая в Белгородской области?

Задание№2 “Что лишнее?”.

Каждой команде предлагаются карточки, на которых перечислены различные географические объекты. Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект, который не относится к Белгородской области. За каждый правильный ответ 1 балл.

Карточка№1.

Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.

1. Липецкая, Курская, Тамбовская, Воронежская, Луганская.

2. Северский Донец, Ворскла, Короча, Северная Двина.

3. Алексеевка, Валуйки, Ровеньки, Киев.

Карточка№2.

1. 190км, 270 км, 111км.

2. Пшеница, ячмень, гречиха, лён.

3. Новый Оскол, Луганск, Губкин, Грайворон.

Задание№3 “Отгадай город”.

По описанию надо отгадать города Белгородской области. Если команде удается узнать город по первому предложению, то ей начисляется 5 баллов, по второму – 4 балла, по третьему – 3 балла, по четвертому – 2 балла, по пятому – 1 балл. Если одна из команд не отгадает город, то другая команда, может заработать дополнительные очки.

1 вариант.

1. Административный центр Белгородской области. Расположен на берегах рек Северский Донец и Ворскла. Население города 340 тыс. человек. В январе 1954 года стал областным центром. Это город студентов.

(Белгород)

2. В 1965 году этот город проездом посетил Петр I. Сейчас этот город большой железнодорожный узел. Есть мясной, молочный и консервный комбинаты, сахарный и маслоэкстракционный заводы. Есть педагогическое училище – одно из старейших в Центральном Черноземье. Население около 40 тыс. человек. (Валуйки)

2вариант.

1. Этот город возник в 1637 году как крепость Белгородской черты. Этот город славится садами. К 1914 году в городе было 2 гимназии и практическая школа садоводства. Этот город находится в 8 км от нашего населенного пункта. В городе есть совхоз-техникум, готовящий полеводов и плодоовощеводов. (Короча)

2. Этот город был заложен в 1596 году в качестве одной из крепостей на южной окраине Русского государства. Население – около 210 тыс.человек. Город – крупный индустриальный центр бассейна КМА. В 20 веке город оказался в центре военных событий гражданской и Великой Отечественной войны. В последнее время город заметно растет.

(Старый Оскол)

Задание №4 “Самое, самое” (географические чемпионы)

Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3мин. Необходимо ответить на вопросы, определив географические объекты – чемпионы родного края. За каждый правильный ответ -1балл.

Карточка №1.

1. Самая высокая точка области.

2. Самый маленький по площади район Белгородской области.

3. Самый древний город Белгородской земли, который первым упоминается в летописи.

4. Самый северный район области.

5. Самая крайняя западная точка в Белгородской области.

6. Самый большой по численности поселок городского типа.

Карточка №2.

1. Самый большой район по численности населения в области.

2. Самый большой по площади район Белгородской области.

3. Самый молодой город в области.

4. Самая длинная река Белгородской области.

5. Самый южный район Белгородской области.

6. Самое распространенное дерево в области.

Задание№5 “Знаменитые люди Белгородчины”.

Командам предлагается по описанию отгадать имена наших земляков. За правильный ответ – 3 балла.

1 вариант.

1. Этот выдающийся великий русский актер родился 6(17)ноября 1788года в селе Красном в семье крепостного, управляющего имениями графа Волькенштейна. Его имя носит Белгородский государственный драматический театр, поблизости установлен памятник актеру.

(М.С. Щепкин)

2. Генерал армии, Герой Советского Союза. Уроженец деревни Чепухино Валуйского района. В годы Великой Отечественной войны войска под его командованием принимали участие во многих важных военных операциях, сражались в Сталинградской и Курской битвах, освобождали Белгородчину. Его имя носит проспект в Белгороде, улицы в Валуйках и Уразово.

(Н.Ф.Ватутин)

2 вариант.

1. Геолог, академик Академии наук СССР. С 1920 года руководил исследовательскими работами на Курской магнитной аномалии, крупнейшем железорудном бассейне мира. В честь него назван город в 1939 году. Его имя носит улица в городе Белгороде.

(И.М.Губкин)

2. Генерал армии, заместитель командующего Воронежским фронтом, участник Курской битвы. Родился в семье батрака. Храбро сражался с врагом в годы Великой Отечественной войны. В мае 1943 г. назначен заместителем командующего Воронежским фронтом. 5 августа 1943 года был смертельно ранен и скончался. Памятник этому генералу был открыт на Вокзальной площади г.Белгорода 4 ноября 1959 года. Его именем названа одна из улиц г.Белгорода.

(И.Р.Апанасенко)

II Тур – практический.

Задание 1 “Собери карту”.

Каждой команде предлагается собрать на скорость карту Белгородской области из разрезанных частей. Команда, первая и правильно собравшая карту, получает 3балла.

Задание 2 Конкурс художников-защитников природы.

Командам предлагается нарисовать плакат в защиту природы своей местности. Это может сделать один представитель от каждой команды прямо во время игры. При оценке этого конкурса необходимо использовать следующие критерии:

а) отображение в содержании заданной темы;

б) художественное оформление;

в) оригинальность;

г) само представление (“защита”) плакатов.

Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4 балла.

Задание3 “Знаешь ли ты карту?”.

Команды должны нанести на контурную карту Белгородской области предложенные объекты. За каждый правильно нанесенный объект – 1 балл.

1 вариант.

1. Названия районов, в которых находятся крайняя северная и восточная точки области.

2. Реки – Северский Донец, Псёл.

3. Города – Губкин, Белгород, Валуйки.

4. ПГТ – Красная Яруга, Борисовка.

5. Центры-горнодобывающей промышленности.

2 вариант.

1. Названия районов, в которых находятся крайняя южная и западная точки области.

2. Реки – Нежеголь, Тихая Сосна.

3. Города – Короча, Грайворон, Новый Оскол.

4. ПГТ – Чернянка, Вейделевка.

5. Центры-пищевой промышленности.

В конце урока члены жюри подводят итоги конкурса, награждают команду-победительницу, отмечают самых активных участников.

Идею урока-конкурса мне подсказала аналогичная разработка урока по географии Псковской области Немцовой Т.И., доцента кафедры географии Псковского государственного института имени С.М.Кирова.