Цель: организовать интенсивную творческую работу учащихся с помощью нетрадиционной формы урока.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении курса географии своего региона;
- Развивать познавательный интерес к развитию родного края;
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою малую родину.
Оборудование:
- настенные карты Белгородской области (физическая и административная);
- контурные карты Белгородской области;
- фото, рисунки, стихи, папки-раскладушки, рефераты учащихся по географии Белгородской области;
- продукция местных предприятий, блюда местной кухни.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма проведения: урок-конкурс.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
Вступительное слово учителя:
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу Белгородчина моя.
Учащиеся класса делятся на 2 команды. Для оценки ответов выбирается жюри. Вести конкурс может учитель или ведущий из числа старшеклассников. Конкурс состоит из трех туров, каждый из которых включает несколько заданий.
I Тур - теоретический.
Задание№1. Разминка “Один за всех и все за одного”.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Если какая-либо команда не отвечает на вопрос, ответить и заработать балл дополнительно может другая команда.
Вопросы
1. Дата образования Белгородской области.
2. Каков средний возраст жителей Белгородчины?
2. Сколько поселков городского типа в Белгородской области?
4. Какова площадь Белгородской области?
5. Сколько административных районов в Белгородской области?
6. Какое полезное ископаемое используется в области как сырьё?
7. К бассейнам каких океанов относятся реки Белгородской области?
8. В какой природной зоне и в каких подзонах расположена Белгородская область?
9. Какое полезное ископаемое в области используется для создания керамических изделий?
10. Назовите наиболее распространенные почвы Белгородской области?
11. Сколько рек насчитывается в Белгородской области?
12. С какими областями граничит Белгородская область?
13. Назовите самые крупные города Белгородчины?
14. Перечислите заповедники, находящиеся на территории Белгородской области.
15. Какова численность населения Белгородской области?
16. Важнейшая техническая культура, выращиваемая в Белгородской области?
Задание№2 “Что лишнее?”.
Каждой команде предлагаются карточки, на которых перечислены различные географические объекты. Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект, который не относится к Белгородской области. За каждый правильный ответ 1 балл.
Карточка№1.
Что лишнее? Обоснуйте свой выбор.
1. Липецкая, Курская, Тамбовская, Воронежская, Луганская.
2. Северский Донец, Ворскла, Короча, Северная Двина.
3. Алексеевка, Валуйки, Ровеньки, Киев.
Карточка№2.
1. 190км, 270 км, 111км.
2. Пшеница, ячмень, гречиха, лён.
3. Новый Оскол, Луганск, Губкин, Грайворон.
Задание№3 “Отгадай город”.
По описанию надо отгадать города Белгородской области. Если команде удается узнать город по первому предложению, то ей начисляется 5 баллов, по второму – 4 балла, по третьему – 3 балла, по четвертому – 2 балла, по пятому – 1 балл. Если одна из команд не отгадает город, то другая команда, может заработать дополнительные очки.
1 вариант.
1. Административный центр Белгородской области. Расположен на берегах рек Северский Донец и Ворскла. Население города 340 тыс. человек. В январе 1954 года стал областным центром. Это город студентов.
(Белгород)
2. В 1965 году этот город проездом посетил Петр I. Сейчас этот город большой железнодорожный узел. Есть мясной, молочный и консервный комбинаты, сахарный и маслоэкстракционный заводы. Есть педагогическое училище – одно из старейших в Центральном Черноземье. Население около 40 тыс. человек. (Валуйки)
2вариант.
1. Этот город возник в 1637 году как крепость Белгородской черты. Этот город славится садами. К 1914 году в городе было 2 гимназии и практическая школа садоводства. Этот город находится в 8 км от нашего населенного пункта. В городе есть совхоз-техникум, готовящий полеводов и плодоовощеводов. (Короча)
2. Этот город был заложен в 1596 году в качестве одной из крепостей на южной окраине Русского государства. Население – около 210 тыс.человек. Город – крупный индустриальный центр бассейна КМА. В 20 веке город оказался в центре военных событий гражданской и Великой Отечественной войны. В последнее время город заметно растет.
(Старый Оскол)
Задание №4 “Самое, самое” (географические чемпионы)
Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3мин. Необходимо ответить на вопросы, определив географические объекты – чемпионы родного края. За каждый правильный ответ -1балл.
Карточка №1.
1. Самая высокая точка области.
2. Самый маленький по площади район Белгородской области.
3. Самый древний город Белгородской земли, который первым упоминается в летописи.
4. Самый северный район области.
5. Самая крайняя западная точка в Белгородской области.
6. Самый большой по численности поселок городского типа.
Карточка №2.
1. Самый большой район по численности населения в области.
2. Самый большой по площади район Белгородской области.
3. Самый молодой город в области.
4. Самая длинная река Белгородской области.
5. Самый южный район Белгородской области.
6. Самое распространенное дерево в области.
Задание№5 “Знаменитые люди Белгородчины”.
Командам предлагается по описанию отгадать имена наших земляков. За правильный ответ – 3 балла.
1 вариант.
1. Этот выдающийся великий русский актер родился 6(17)ноября 1788года в селе Красном в семье крепостного, управляющего имениями графа Волькенштейна. Его имя носит Белгородский государственный драматический театр, поблизости установлен памятник актеру.
(М.С. Щепкин)
2. Генерал армии, Герой Советского Союза. Уроженец деревни Чепухино Валуйского района. В годы Великой Отечественной войны войска под его командованием принимали участие во многих важных военных операциях, сражались в Сталинградской и Курской битвах, освобождали Белгородчину. Его имя носит проспект в Белгороде, улицы в Валуйках и Уразово.
(Н.Ф.Ватутин)
2 вариант.
1. Геолог, академик Академии наук СССР. С 1920 года руководил исследовательскими работами на Курской магнитной аномалии, крупнейшем железорудном бассейне мира. В честь него назван город в 1939 году. Его имя носит улица в городе Белгороде.
(И.М.Губкин)
2. Генерал армии, заместитель командующего Воронежским фронтом, участник Курской битвы. Родился в семье батрака. Храбро сражался с врагом в годы Великой Отечественной войны. В мае 1943 г. назначен заместителем командующего Воронежским фронтом. 5 августа 1943 года был смертельно ранен и скончался. Памятник этому генералу был открыт на Вокзальной площади г.Белгорода 4 ноября 1959 года. Его именем названа одна из улиц г.Белгорода.
(И.Р.Апанасенко)
II Тур – практический.
Задание 1 “Собери карту”.
Каждой команде предлагается собрать на скорость карту Белгородской области из разрезанных частей. Команда, первая и правильно собравшая карту, получает 3балла.
Задание 2 Конкурс художников-защитников природы.
Командам предлагается нарисовать плакат в защиту природы своей местности. Это может сделать один представитель от каждой команды прямо во время игры. При оценке этого конкурса необходимо использовать следующие критерии:
а) отображение в содержании заданной темы;
б) художественное оформление;
в) оригинальность;
г) само представление (“защита”) плакатов.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4 балла.
Задание3 “Знаешь ли ты карту?”.
Команды должны нанести на контурную карту Белгородской области предложенные объекты. За каждый правильно нанесенный объект – 1 балл.
1 вариант.
1. Названия районов, в которых находятся крайняя северная и восточная точки области.
2. Реки – Северский Донец, Псёл.
3. Города – Губкин, Белгород, Валуйки.
4. ПГТ – Красная Яруга, Борисовка.
5. Центры-горнодобывающей промышленности.
2 вариант.
1. Названия районов, в которых находятся крайняя южная и западная точки области.
2. Реки – Нежеголь, Тихая Сосна.
3. Города – Короча, Грайворон, Новый Оскол.
4. ПГТ – Чернянка, Вейделевка.
5. Центры-пищевой промышленности.
В конце урока члены жюри подводят итоги конкурса, награждают команду-победительницу, отмечают самых активных участников.
Идею урока-конкурса мне подсказала аналогичная разработка урока по географии Псковской области Немцовой Т.И., доцента кафедры географии Псковского государственного института имени С.М.Кирова.