Открытый урок музыки в 3-м классе "Песня - верный друг твой навсегда!"

Разделы: Музыка


Цель: углубление и закрепление знаний о народной и композиторской музыке (урок-обобщение).

Задачи:

1) актуализация прежних знаний,
2) осваивать классическое наследие,
3) формировать нравственное и душевное богатство.

Оборудование: хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальный центр, аудио-кассеты,CD, шумовые инструменты, иллюстрации инструментов, историко-этнографический справочник “Народы мира”.

Ход урока

1. Вступление. Организационный момент (2 мин. ):

а) распевки “Здравствуйте, ребята”,

б) “Музыкальный урок” муз. Е. Тиличеевой,

в) “Музыка” муз. Г. Струве.

2. Основная часть (40 мин. )

Учитель: - Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, своё настроение в цвете. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(Дети рисуют под спокойную музыку).

Учитель: - Есть ребята, у которых сегодня плохое настроение. Посмотрите, что они нарисовали? (показывает рисунки, в них преобладают тёмные цвета)

- Попробуем избавиться от этого мрачного настроения. Ведь плохое настроение вредит нашему здоровью. А что поможет исправить нам эту ситуацию?

Дети: - Доброе слово, улыбка, верные друзья, и, конечно, хорошая музыка!

Учитель: - Попытаемся улучшить наше самочувствие. Положите руки себе на щёчки, закройте глаза и скажите себе: “У меня всё будет хорошо! Со мной верные друзья и добрый учитель. Прочь плохое настроение!”

- Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, положите руки своему соседу на плечи и передайте ему положительные эмоции – подарите улыбку. Молодцы!

“Если непогода надоела,
Если голова вдруг заболела,
Вы, друзья, таблеток не глотайте,
Лучше песню сразу запевайте!
Рано утром стоит вам проснуться -
Не забудьте миру улыбнуться.
Со здоровьем, чтоб не расставаться - 
Надо чаще петь и улыбаться!” (О. Ю. Макаров)

Дети исполняют песню “Здравствуй, детство!” муз. И. Космачёва.

Учитель: - Мне кажется, что эта песня немного улучшила вам настроение, потому что она какая по своему характеру? Загляните в словарик эмоциональных переживаний…

Дети: - Весёлая, бодрая, жизнерадостная, добрая…

Учитель: - Всё верно. И сегодня мы поговорим о разнообразной песенной музыке. Ведь, песня – самый древний и самый распространённый в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят даже, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывал о шуме кровавых битв.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфей стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, стала эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово – музыка.

- Ребята, обращали ли вы внимание на то, что среди песен, которые мы с вами пели и слушали, одни назывались народными, а другие – написаны композиторами?

Дети: - Да.

Учитель: - Сейчас вы прослушаете фрагменты двух песен. Ваша задача определить, какая из них народная, а какая – написана композитором?

Звучат песни: “Вниз по матушке по Волге” (русская народная песня),

“Песня о волшебниках” (музыка Г. Гладкова).

Дети:

1) народная,

2) композиторская.

Учитель: - Правильно. Вот видите, вы уже интуитивно можете услышать это.

И всё же, по каким признакам вы выделяете народные песни?

Дети:

1) Распевы, протяжность.

2) Шутливость.

3) Старинные слова.

4) Звучание народных инструментов.

Учитель: - Верно. Приведите примеры песен и исполните их.

Дети: - Протяжность встречается в песне “Вниз по матушке по Волге”.

(Дети исполняют 1 фразу. )

Учитель: - Много песен о Волге сочинил русский народ, а почему, как вы думаете?

Дети: - Волга – главная и самая длинная река в России.

Учитель: - Хорошо. Приведите пример песни, где можно услышать старинные слова…

Дети: - В песне “Я на горку шла”.

(Девочки исполняют куплеты, мальчики – припев).

Учитель: - Молодцы. Русский народ очень любил и любит шутить. А в каких произведениях это отражается?

Дети: - В частушках.

Учитель: - Верно. Прежде, чем исполнить частушки, ответьте на вопрос: что такое частушки?

Дети: - Смешные, короткие четверостишия.

Учитель: - Да, это озорные, весёлые куплеты. Достаётся в них лодырям, лентяям, неряхам. Слово “частушка” происходит от слова “частый”, т. е. быстрый. Они возникли в России в конце 60-х годов XIX века.

- Исполним детские частушки!

(Дети поют частушки).

Учитель: - Ребята, вы сегодня говорили и о звучании народных инструментов. Назовите инструменты русского народного оркестра, мы с вами их изучали, вспомните.

Дети:

1) Струнные щипковые (балалайка, домра, гусли, гитара).

2) Язычковые (гармонь, баян, аккордеон).

3) Духовые (рожок, жалейка, береста, флейта).

4) Ударные (бубен, деревянные ложки, трещотки).

Учитель: - Хорошо, ответы правильные. Назовите инструмент, с которого начался русский народный оркестр, я рассказывала вам эту историю.

Дети: - С балалайки.

Учитель: - Верно. Более ста лет тому назад в Петербурге был создан русский народный оркестр молодым музыкантом Василием Андреевым. Этот оркестр прославил русскую музыку во всём мире.

- Под звучание народного оркестра мы с вами попробуем станцевать русскую плясовую “Светит месяц”, а некоторые ребята подыграют нам на шумовых инструментах.

(Дети вместе с учителем исполняют танец)- музыкальная пауза.

Учитель:

- Спасибо, молодцы.

“Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка Дон из Ростова,
Это матушка Волга в пути”.

- Ребята, мы столько говорим о русской музыке, а какова главная песнь нашей страны – России?

Дети: - Гимн. Он исполняется в торжественные моменты для страны.

Учитель: - Я попрошу исполнить Гимн нашей Родины.

Дети стоя исполняют Гимн России (муз. А. Александрова).

Учитель: - Спасибо, ребята.

- Россия, Украина, Белоруссия – это что за государства, почему я их объединила?

Дети: - Это славянские государства, похожие своей музыкой, культурой, языком.

Учитель: - Давайте вспомним песни этих славянских народов.

Дети исполняют:

1) “Жнец раньше солнышка поднимался” (украинская народная песня).

2) “Весёлые гуси” (украинская народная песня).

3) “Бульба” (белорусская народная песня).

Учитель задаёт вопросы между исполнением песен:

1) Приведите примеры украинских песен.

2) Приведите примеры белорусских песен.

3) Что такое бульба?

- Спасибо за прекрасное исполнение.

- С незапамятных времён песня, ставшая выразителем высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

“Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг, и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда, и нигде не пропадёт!”

Учитель: - Приведите примеры полюбившихся композиторских песен.

Дети:

1) “Пингвины” муз. В. Куприянова (Исполняют в танце)

2) “Новый день” муз. А. Ермолова (Исполняют все)

3) “Наш сосед” муз. Потёмкина (Исполняет ансамбль девочек)

Учитель: - Спасибо, у меня хорошее настроение от сегодняшней встречи с вами, а как у вас, ребята, улучшилось настроение? Я очень рада. И в этом помогла нам – МУЗЫКА, ваша замечательная и дружная работа на уроке, я всех благодарю!

- “Через годы, через расстояния,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!”

Заканчивается урок песней “Разноцветные шары” (муз. Н. Тимофеевой).