Цель: углубление и закрепление знаний о народной и композиторской музыке (урок-обобщение).
Задачи:
1) актуализация прежних знаний,
2) осваивать классическое наследие,
3) формировать нравственное и душевное богатство.
Оборудование: хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальный центр, аудио-кассеты,CD, шумовые инструменты, иллюстрации инструментов, историко-этнографический справочник “Народы мира”.
Ход урока
1. Вступление. Организационный момент (2 мин. ):
а) распевки “Здравствуйте, ребята”,
б) “Музыкальный урок” муз. Е. Тиличеевой,
в) “Музыка” муз. Г. Струве.
2. Основная часть (40 мин. )
Учитель: - Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, своё настроение в цвете. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(Дети рисуют под спокойную музыку).
Учитель: - Есть ребята, у которых сегодня плохое настроение. Посмотрите, что они нарисовали? (показывает рисунки, в них преобладают тёмные цвета)
- Попробуем избавиться от этого мрачного настроения. Ведь плохое настроение вредит нашему здоровью. А что поможет исправить нам эту ситуацию?
Дети: - Доброе слово, улыбка, верные друзья, и, конечно, хорошая музыка!
Учитель: - Попытаемся улучшить наше самочувствие. Положите руки себе на щёчки, закройте глаза и скажите себе: “У меня всё будет хорошо! Со мной верные друзья и добрый учитель. Прочь плохое настроение!”
- Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, положите руки своему соседу на плечи и передайте ему положительные эмоции – подарите улыбку. Молодцы!
“Если непогода надоела,
Если голова вдруг заболела,
Вы, друзья, таблеток не глотайте,
Лучше песню сразу запевайте!
Рано утром стоит вам проснуться -
Не забудьте миру улыбнуться.
Со здоровьем, чтоб не расставаться -
Надо чаще петь и улыбаться!” (О. Ю. Макаров)
Дети исполняют песню “Здравствуй, детство!” муз. И. Космачёва.
Учитель: - Мне кажется, что эта песня немного улучшила вам настроение, потому что она какая по своему характеру? Загляните в словарик эмоциональных переживаний…
Дети: - Весёлая, бодрая, жизнерадостная, добрая…
Учитель: - Всё верно. И сегодня мы поговорим о разнообразной песенной музыке. Ведь, песня – самый древний и самый распространённый в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят даже, что она родилась вместе с человеком. В древнегреческих мифах, появившихся за тысячи лет до нашей эры, мы находим рассказы о силе влияния песен. Пение муз, покровительниц искусств, в сопровождении звуков золотой кифары, на которой играл бог солнца Аполлон, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывал о шуме кровавых битв.
Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфей стало синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, стала эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово – музыка.
- Ребята, обращали ли вы внимание на то, что среди песен, которые мы с вами пели и слушали, одни назывались народными, а другие – написаны композиторами?
Дети: - Да.
Учитель: - Сейчас вы прослушаете фрагменты двух песен. Ваша задача определить, какая из них народная, а какая – написана композитором?
Звучат песни: “Вниз по матушке по Волге” (русская народная песня),
“Песня о волшебниках” (музыка Г. Гладкова).
Дети:
1) народная,
2) композиторская.
Учитель: - Правильно. Вот видите, вы уже интуитивно можете услышать это.
И всё же, по каким признакам вы выделяете народные песни?
Дети:
1) Распевы, протяжность.
2) Шутливость.
3) Старинные слова.
4) Звучание народных инструментов.
Учитель: - Верно. Приведите примеры песен и исполните их.
Дети: - Протяжность встречается в песне “Вниз по матушке по Волге”.
(Дети исполняют 1 фразу. )
Учитель: - Много песен о Волге сочинил русский народ, а почему, как вы думаете?
Дети: - Волга – главная и самая длинная река в России.
Учитель: - Хорошо. Приведите пример песни, где можно услышать старинные слова…
Дети: - В песне “Я на горку шла”.
(Девочки исполняют куплеты, мальчики – припев).
Учитель: - Молодцы. Русский народ очень любил и любит шутить. А в каких произведениях это отражается?
Дети: - В частушках.
Учитель: - Верно. Прежде, чем исполнить частушки, ответьте на вопрос: что такое частушки?
Дети: - Смешные, короткие четверостишия.
Учитель: - Да, это озорные, весёлые куплеты. Достаётся в них лодырям, лентяям, неряхам. Слово “частушка” происходит от слова “частый”, т. е. быстрый. Они возникли в России в конце 60-х годов XIX века.
- Исполним детские частушки!
(Дети поют частушки).
Учитель: - Ребята, вы сегодня говорили и о звучании народных инструментов. Назовите инструменты русского народного оркестра, мы с вами их изучали, вспомните.
Дети:
1) Струнные щипковые (балалайка, домра, гусли, гитара).
2) Язычковые (гармонь, баян, аккордеон).
3) Духовые (рожок, жалейка, береста, флейта).
4) Ударные (бубен, деревянные ложки, трещотки).
Учитель: - Хорошо, ответы правильные. Назовите инструмент, с которого начался русский народный оркестр, я рассказывала вам эту историю.
Дети: - С балалайки.
Учитель: - Верно. Более ста лет тому назад в Петербурге был создан русский народный оркестр молодым музыкантом Василием Андреевым. Этот оркестр прославил русскую музыку во всём мире.
- Под звучание народного оркестра мы с вами попробуем станцевать русскую плясовую “Светит месяц”, а некоторые ребята подыграют нам на шумовых инструментах.
(Дети вместе с учителем исполняют танец)- музыкальная пауза.
Учитель:
- Спасибо, молодцы.
“Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка Дон из Ростова,
Это матушка Волга в пути”.
- Ребята, мы столько говорим о русской музыке, а какова главная песнь нашей страны – России?
Дети: - Гимн. Он исполняется в торжественные моменты для страны.
Учитель: - Я попрошу исполнить Гимн нашей Родины.
Дети стоя исполняют Гимн России (муз. А. Александрова).
Учитель: - Спасибо, ребята.
- Россия, Украина, Белоруссия – это что за государства, почему я их объединила?
Дети: - Это славянские государства, похожие своей музыкой, культурой, языком.
Учитель: - Давайте вспомним песни этих славянских народов.
Дети исполняют:
1) “Жнец раньше солнышка поднимался” (украинская народная песня).
2) “Весёлые гуси” (украинская народная песня).
3) “Бульба” (белорусская народная песня).
Учитель задаёт вопросы между исполнением песен:
1) Приведите примеры украинских песен.
2) Приведите примеры белорусских песен.
3) Что такое бульба?
- Спасибо за прекрасное исполнение.
- С незапамятных времён песня, ставшая выразителем высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.
“Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг, и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда, и нигде не пропадёт!”
Учитель: - Приведите примеры полюбившихся композиторских песен.
Дети:
1) “Пингвины” муз. В. Куприянова (Исполняют в танце)
2) “Новый день” муз. А. Ермолова (Исполняют все)
3) “Наш сосед” муз. Потёмкина (Исполняет ансамбль девочек)
Учитель: - Спасибо, у меня хорошее настроение от сегодняшней встречи с вами, а как у вас, ребята, улучшилось настроение? Я очень рада. И в этом помогла нам – МУЗЫКА, ваша замечательная и дружная работа на уроке, я всех благодарю!
- “Через годы, через расстояния,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!”
Заканчивается урок песней “Разноцветные шары” (муз. Н. Тимофеевой).