Цель урока: создать условия для освоения приёмов составления анкет и проведения анкетирования по определённым проблемам.
Тип урока: комбинированный
ТДЦ
Образовательная:
- Сформировать знания об анкетировании, как методе исследовательской работы, об основах композиции анкеты, о формах анкетирования, о достоинствах и недостатках метода – анкетирование;
- Сформировать новые понятия: анкетирование, анкета, контактный вопрос, открытый вопрос, закрытый вопрос, полузакрытый вопрос, иллюстрированный вопрос, вопросы – фильтры, контрольные вопросы, информационные (основные) вопросы, прямой и косвенный вопросы.
- Изучить классификацию видов вопросов, требования к формулировке вопросов анкет.
Развивающая:
- Развитие процесса – мышления в области исследовательской работы, направленной на получение информации через анкетирование;
- Развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты;
- Развитие умений по составлению анкет и проведению анкетирования;
- Развитие умений по обработке информации и представлению статистических данных, наглядным и интересным способом.
Воспитательная:
- Воспитание самостоятельности, коммуникативности, вежливости и умений самооценки.
Цели учащихся:
- Знать основы композиции анкеты и классификацию видов вопросов.
- Уметь составлять анкеты, проводить анкетирование и наглядно представлять статистические результаты интересным способом.
Прогнозируемый результат: Разработанная анкета по определённой теме, статистические данные, представленные наглядным и интересным способом.
Методы обучения: частично-поисковые, проблемное изложение.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: упражнения по поиску, анализу и представлению информации.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация “Метод исследования – анкетирование”, карточки для самоконтроля и рефлексии учащихся;
для учащихся: рабочая тетрадь, 6 листов бумаги, ручка, цветные карандаши, калькулятор, тематические картинки.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. | Проверка посещаемости и готовности к уроку | Подготовка к уроку |
2. | Целеполагание и мотивация. | Создаёт позитивный настрой на познавательную деятельность, сообщает исторические сведения по теме, напоминает о проектах в которых можно использовать данный метод, сообщает цели урока. | Воспринимают, осмысливают. |
3. | Создание проблемной ситуации. | Сообщает проблемы по которым необходимо получить информацию каждой группе. | Выбирают проблему и обсуждают цели опроса. |
4. | Проблемное изложение нового материала (представление теории урока с помощью презентации после ответов учеников). | Вопрос: Что такое анкетирование? Учитель дополняет ответы. - Существуют две формы анкетирования: домашняя и групповая Вопрос: Объясните, что это за формы? Вопрос: Какие недостатки имеет данный метод? Учитель дополняет Вопрос: Какие достоинства у анкетирования? Учитель дополняет. Вопрос: Что такое анкета? Из чего она состоит? А можете ли вы сказать какие вопросы бывают в анкете? Предлагает рассмотреть классификацию вопросов. Представляет виды вопросов, предлагая ученикам самим дать определения каждого вида, дополняя ответы или отвечая на вопросы. После разбора каждого термина предлагает составить вопрос данного вида. Сообщает основы композиции анкеты, этапы подготовки анкеты<Приложение 4>. |
Дают верные, но не точные ответы. Объясняют. Перечисляют некоторые Затрудняются ответить. Осознают необходимость изучения темы. Некоторые неполные определения дают ученики, осмысливают полную терминологию, формулируют различные вопросы. |
5. | Первичное применение полученных знаний в новой ситуации. | Предлагает составить анкеты по
проблемам:
Сообщает требования, предъявляемые к формулировке вопросов. Наблюдает, отвечает на вопросы. |
Каждая группа составляет анкету по выбранной проблеме, осуществляя самоконтроль <Приложение 1>. |
6. | Применение знаний на практике. | Наблюдает. | Представители групп проводят по очереди анкетирование всего класса, собирают анкеты. |
7. | Выдача задания | Предлагает ученикам подсчитать количество одинаковых ответов, перевести в проценты и составить диаграммы, сопровождая их рисунками. | Выполняют на бумаге графики и диаграммы в оригинальной форме. |
8. | Анализ работы. | Разбор ошибок совершённых при составлении анкет и их апробации. | Сообщают ошибки, предлагают варианты исправления<Приложение 2>. |
9. | Рефлексия | Предлагает оценить степень усвоения нового материала, приобретённых навыков, трудности возникшие в процессе работы. | Отвечают на поставленные вопросы<Приложение 3>. |