Жизнь в современных условиях многообразия является одной из серьезных проблем для нашего общества. В нашем мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение навыкам “жизни сообща” становится первоочередной задачей воспитания.
Мне, кажется, что сейчас очень важно осознать самим и научить наших детей тому, что наша способность ценить каждого без исключения человека является основой мира и безопасности.
Урок: Сходство и различие
“Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее”Е. А. Евтушенко
Каждый урок желательно начинать с правил поведения на занятиях:
- Слушаем всех
- Делимся с другими своими мыслями и идеями
- Если не хочешь говорить, можешь промолчать
- На столе стоят миски с солью, сахаром, мукой. Просим учеников описать, как выглядит каждый продукт. Дети по очереди высказывают свои мнения. На доске можно записать в чем различие и в чем схожесть данных продуктов.
- Можно попросить ребят провести еще примеры схожести и различия между собой каких-нибудь вещей (одежда, напитки, дома , времена года и т. д. )
- Делим учеников на пары , просим их обсудить себя. Каждый должен описать себя буквально тремя предложениями. Например: “Я – блондин. У меня есть собака. Я люблю играть в футбол”. На данном этапе, можно спросить у ребят, что они чувствуют, когда замечают свое отличие друг друга или что-то общее, пусть попробуют описать свои чувства.
- Можно предложить учеников рассказать бывали ли в их жизни ситуации, когда они чувствовали себя не похожими на других. Что они при этом чувствовали?
- Обсудите с ребятами, чем люди похожи между собой
и чем отличаются (пол, национальность, внешность ,
религия и др.).
Как мы все, относящиеся к разным группам, можем ощутить свою общность и единство?
Это вводное занятие должно помочь детям понять, что сходства и различия являются частью нашей жизни и что все люди чем-то похожи , а в чем-то отличаются.
В этом многообразии – сила и красота нашего общества.
Урок исключительности
“Человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное”
Л. И. Собчик
Цель занятия: научить детей принимать и понимать тех, кто кажется непохожим, странным, необычным.
Как часто мы в школе сталкиваемся с очень неоригинальной проблемой: наши дети жестоко высмеивают всех, кто чем-то выделяется в классе: одеждой, цветом волос, умом, фигурой.
Можно провести занятие по данной проблеме.
На доске записано одно слово: “Исключительный”.
Можно спросить у ребят: что означает это слово? Что делает нас всех исключительными, неповторимыми, единственными?
После высказываний учащихся по данной теме, на доске появляется силуэт человека, разделенный двумя горизонтальными линиями на три части: голову, туловище, ноги.
Предложить ребятам обсудить, какие бывают головы. Все идеи и предложения записываются на доске. Затем также обсуждается туловище и ноги.
Затем ученикам раздаются листочки бумаги и предлагается каждому на одной стороне написать свое имя, а на другой нарисовать голову - единственную и неповторимую (попросить изобразить как можно больше деталей, подробностей,
передать характер). Затем дается второй листочек , на котором дети рисуют туловище. На третьем- ноги персонажа. Самое главное, чтобы ребята передавали больше деталей, сделали свои рисунки уникальными.
Затем все листочки перемешиваются и каждому раздаются три листочка. Ребята соединяют все части фигуры , у каждого получается неповторимый персонаж. Можно предложить ребятам дать имя своему герою и придумать рассказ про него.
Затем все фигурки помещаются на доске.
Все мы разные, уникальные, и то, как мы выглядим снаружи, не всегда связано с тем, что творится у нас в душе. Каждый из нас талантлив, интересен по своему.
И надо радоваться такому разнообразию.
Урок: Конфликт
“Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной боли…”
Эрих Фромм
Конфликт - присутствует практически во всех человеческих обществах. Можно даже сказать, что конфликт- это необходимое условие жизни. Конечно, масштабы у конфликтов бывают разные: от выяснения в детском саду, чья игрушка лучше, до крупных вооруженных столкновений и войн. Умению вести себя в конфликтной ситуации нужно и можно обучать в любом возрасте. Ведь тот, кто не умеет достойно выйти из конфликтных ситуаций , прибегают к насильственным методам, что делает этот конфликт разрушительным.
На первом этапе разговора можно показать ученикам, что конфликты сопровождают человека всю жизнь, начиная от борьбы с самим собой при принятии личных решений и кончая международными скандалами, вооруженными столкновениями и войнами.
Важно дать понять ученикам, что не все конфликты разрушительны. Конфликты могут играть и положительную роль, когда они завершаются справедливо и ненасильственно.
Конечно, самым лучшим выходом будет , когда все стороны удовлетворены.
Разрешение конфликта - это задача, поддающая определенному алгоритму.
Существует множество приемов выхода их конфликта.
Мы остановились на адаптированной версии “шести шагов” , созданная но основе программы по разрешению конфликтов Американского общества друзей.
ШЕСТЬ ШАГОВ К ПОБЕДЕ БЕЗ ПРОИГРАВШИХ
1. Подготовка
- дай время успокоиться эмоциям
- определи интересы противника
- что может улучшить ситуацию
2. Обсуждение и определение проблемной ситуации
- слушай других
- покажи, что ты уважаешь и ценишь другого человека
- обсуждай проблему, а не человека
- настойчиво объясни, что ты чувствуешь
3. Быстрый поиск решений
- перечисли как можно больше решений данной проблемы
- не давай им оценку
- выслушай другую сторону
4. Определение последствий своего выбора
- представь возможные последствия каждого решения
- оцени достоинства и недостатки каждого решения
5. Выбор лучшего решения
- откажись от нежелательных решений
- найди то решение, которое наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон
6. План действий для претворения в жизнь вашего решения
- составь план того, кто, что будет делать и когда
- найди то, что будет гарантией реализации принятого решения
Разделите класс на группы по 5-7 человек. Раздайте им статьи из газет , описывающие конфликты(другой вариант: учащиеся могут подобрать статьи дома). Попросите их найти разрешение для ситуаций с помощью этой процедуры. На следующем занятии попросите каждую группу рассказать о своем решении.
Обратите внимание, что существует много возможностей выйти из конфликтной ситуации, избегая насилия.