В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения, ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.
На открытом уроке- уроке- рекламе (сюжетно-ролевая игра) “ Место, которое я хотел бы посетить”, являющимся итоговым уроком работы над разделом “ How different the world is” УМК “Английский язык” для 10-11 кл под ред. Кузовлева В.П., Лапа Н.М. наряду с традиционными использовались следующие инновационные формы:
- Нестандартный вид урока - урок-реклама;
- Изменение роли учащихся (обучаемые выполняли роль обучающих);
- Изменение роли учителя (учитель выполнял роль координатора);
- Развитие у учащихся фантазии и проявлении инициативы в осуществлении иноязычной деятельности;
- Привлечение гостей, присутствующих на уроке, их непосредственное участие в нем;
- Использование пяти каналов восприятия;
- Учет национально-регионального компонента (диалог культур Англии и России с учетом особенностей Ненецкого автономного округа);
- Применение навыков синхронного перевода.
Традиционно, заканчивая работу над циклом, обсудив различные формы уроков мы с ребятами решили провести урок-рекламу одной из стран, изучаемых при работе над разделом “ How different the world is” УМК “Английский язык” для 10-11 кл под ред. Кузовлева В.П., Лапа Н.М.Выбор пал на Англию, учитывая и то, что некоторые ребята из класса посетили эту великолепную страну.
Обдумав основной ход урока, учащиеся распределили роли работников-туроператоров, выполняющих различные функции и отвечающие за различные аспекты при рекламе страны, я же выполняла роль координатора.
Принимая во внимание возможность присутствия гостей на нашем уроке, вероятно не владеющих англ. языком, основной ведущий частично выполнял роль переводчика, поясняющего некоторые моменты по ходу урока на русском языке.
Готовя кабинет, наряду с различными иллюстрациями, газетами, журналами ребята принесли некоторые вещи, привезенные из Англии.
Главной задачей ребят было заинтересовать гостей (клиентов агентства) в поездке в Англию, а затем на основе этого, учитывая региональную специфику, сделать рекламу своего округа.
Учащиеся были одеты в одежду одного стиля и носили карточки (бэджики) с именами.
Цели урока:
Познавательный аспект: знакомство с историей, культурой, традициями Англии, взаимосвязь культуры родного края и страны изучаемого языка;
Развивающий аспект: развитие чувства национальной самобытности, развитие способностей к логическому изложению, к формулированию выводов, обобщению, анализу, рассуждению, развитию умения доказывать, извлекать нужную информацию, умение вести дискуссию;
Воспитывающий аспект: воспитание положительного, уважительного, толерантного отношения к иноязычной культуре, более глубокое осознание своей родной культуры;
Учебный аспект: совершенствование речевых навыков (навыков монологической речи, навыков синхронного перевода, закрепление лексики по теме).
* Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков.
Оборудование:
Оформление кабинета как туристического агентства - постеры, плакаты, магниты с изображениями достопримечательностей Англии, журналы, газеты, открытки с иллюстрациями аспектов жизни британцев, флаг и карта королевства, футбольный мяч и другая атрибутика;
Надпись темы на доске “The place I would like to visit”, названия турагенства “Dream”с эмблемой, таблица с надписями на двух языках;
Раздаточный материал, список лексических единиц по теме;
Аудио и видеомагнитофоны.
Литература:
Учебник “Английский язык” для 10-11 кл под ред. Кузовлева В.П., Лапа Н.М.;
Книга для учителя к учебнику “Английский язык” для 10-11 кл под ред. Кузовлева В.П., Лапа Н.М.;
Аудиокассета с музыкой из к/фильма “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” - увертюра;
Видеокассета Headway Oxford c фильмом о Лондоне;
Газета “ English”, журнал “Speak Out”, содержащие статьи об Англии;
Страноведческие справочники:
James O‘Driscoll “Britain”. - Oxford, 1999;
Susan Sheerin “Spotlight on Britain”, Oxford English. - 2000;
Сатинова В.Ф.“ Читаем и говорим о Британии и британцах”.- Минск, 1997;
Павлоцкий В.М. “ Знакомимся с Британией” для 9-11 кл.- СПб 1997.;
Учебно-методические разработки:
The Nenets autonomous okrug / Сост.О.Ю.Козицина.-Нарьян-Мар, 2001;
The Nenets autonomous area / Сост.Г.Е.Коровина.-Нарьян-Мар, 1997.
Введение в сюжет урока:
Leading travelmanager (LT): Dear guests!! Welcome to our travelling agency “Dream”. New Year holidays are coming and you dоn‘t know where and how to spend them, what country to choose. Don‘t hesitate, we offer a wide choice of possibilities and countries!
England is the best choice and today our guides-managers will prove it!
Here in our office you see some posters, magazines, trailers, photos, pictures of this country, look at them, but now…..
Звучит музыка из к/фильма “ Шерлок Холмс” и входят два турагента(T1, Т2) одетые как официанты из английского кафе с подносами, на котором чашки со знаменитым английским чаем “Twinnings”
T1, T 2: Ladies and Gentlemen! English tea, please!! Ребята раздают всем гостям чай
( включаются каналы восприятия - вкус и обоняние).
LT: Enjoy your tea, please. And the first question is where England is situated?
Дальнейшая работа ребят строится на основе данной таблицы, находящейся на доске, по ходу урока ячейки снимаются, и под ними обнаруживается надпись WELCOME TO ENGLAND!
General information Общая информация
Symbols Символы
Attractions То, что привлекает
Places of interest Достоприме-чательности
На вопросы, задаваемые ведущим ребята(LT) отвечают все по желанию, но обобщает все один ответственный.
T3: (работа с картой) England is a European country, the largest part of the UK of GB and Northern Ireland, which also consists of Scotland, Wales and Northern Ireland. It is washed by the Irish Sea, the North Sea and the Atlantic Ocean. It is separated with France by the English Channel (сноска на доске English Channel- пролив Ла-Манш).
The emblem of England is Red Rose (все демонстрируется гостям).
The population is 46 million people.
The capital is London.
The official language is English.
The currency is pound.
The largest cities are London, Birmingham, and Liverpool.
No doubt! This country is worth seeing!!
LT: Absolutely, but tourists are tourists, and they must be attracted.
Does England attract many tourists?
T4: (просмотр сюжетов из фильма об Англии с комментариями турагента) (канал восприятия - зрение) England is an amazing country with a lot of attractions for tourists: sights, shops, art galleries, pubs, museums. The climate is ideal, mild, and comfortable. The roads are excellent. The English adore gardening. You’ll see a lot of flowers and green lawns with emerald grass, which stay green throughout a year. People are friendly. The language is great!!
Take a chance and visit this unforgettable, gorgeous and great country.
LT: We are versatile persons and know some information about different countries. All countries have some symbols, and we have some associations with countries. For example- what is associated with the USA, Canada, New Zealand…….What about England?
T5: England is connected with many world famous things. One of them is football (ведущий держит в руках футбольный мяч, подкидывая и крутя его). England is the motherland of this game that milliards of people adore. Manchester United, Chelsea, David Beckham are known all over the world. Now, guys, what also is this country famous for? Name and pass. (Кидает маленький футбольный мячик ребятам-те отвечают, затем передают мяч гостям, гостям задается тот же вопрос). Звучит песня группы “Биттлз”, гости отвечают по-русски, ведущий переводит на английский. При заминке ведущий может подсказать ассоциацию.
( включается канал восприятия осязание).
LT: We respect our language, all nations do, the English is not the exception. They love it very much and adore when foreigners know at least few phrases in their language.
T6: So, not to feel uncomfortable in a foreign country, let’s learn some phrases that will help you.
Here we have some cards. (Турагент раздает карточки гостям и поочередно отрабатывает каждую фразу в разных режимах с другими турагентами, затем с гостями - затем просит нескольких гостей представиться по-английски, используя фразы из карточки. Турагент следит за правильностью прочтения и произношения фразы).
Карточка
1. Hello!!(хэллоу)
Здравствуйте!
2. My name is…. (май нейм из….)
Меня зовут……
3. I am Russian (ай эм рашин)
Я из России.
Now you are absolutely ready to be a dear guest in England!
LT: The heart of England is London. It has a rich history and a lot of wonderful sights. (Работа с картой Лондона и картинками с изображением достопримечательностей, ведущая проводит экскурсию по “офису турагенства”, на стенах которого развешаны достопримечательности, гости по возможности помогают, ведущая переводит).
T7: Big Ben is one of the world biggest tower clock, which is situated near the House of Parliament.
The House of Parliament is the place, where the British Parliament sits; it is the masterpiece of architecture.
Westminster Abbey is the ancient church, where the coronation ceremonies take place and many famous people are buried.
The London Eye is London’s modern sight; it was built in 2000 in the millennium. It is 135 meters high, double higher than Big Ben and in a clear weather you can see 7 countries from it.A 30 minute ride on the London eye will give you a bird’s-eye view of this fast-moving, ever-changing city.
Visit them, feel them and watch them with your own eyes!
LT: Tourists naturally feel like going shopping. There are a lot of shops in London, but if you buy a thing in Harrods that means much.
T8: Harrods is probably the world’s most famous shop. (Ребята показывают вещи, приобретенные в этом магазине).Here you can find everything you dream about. There are 5 stores with libraries, bank, bars, restaurants, cleaners, barbers, even kindergadens, a lot of food demonstrations, legendary food halls, everything except somewhere to sleep the night. Harrods offers the widest choice in the world!! No matter what size your purchase is, it’ll be packed into Harrods moss-green bags!
Visit this wonderful place and you’ll never forget it!!
LT: Подходит к доске и открывает последний листок в таблице, все видят надпись- Welcome to England!!< Рисунок 1 >.
We hope, you have made your mind to go to England, this superb, fantastic, magic country!
All are available, all are inclusive, all are possible! Take your chance!!
But that’s not all! You are presented with these commercial passes to England!!( гостям раздают “путевки” в Англию.
Teacher: Ok, guys, thank you for your work. Your home task will be to prepare an advertisement for the Nenets Autonomous okrug to attract tourists to our beautiful place. Do it according to our table!!
And now, let’s train and let’s ask our dear guests help us!!
Таким образом, во второй половине урока, следуя по данной таблице, ребята с помощью гостей-т.е. гости говорят по-русски, например предложения о достопримечательностях города Нарьян-Мара, а ребята переводят синхронно- раскрывают пункты таблицы, говоря о Ненецком автономном округе и о его столице.<Рисунок 2 >.
General information Общая информация
Symbols Символы
Attractions То, что привлекает
Places of interest Достоприме-чательности
T: Thank you for your work to everybody. You have worked in a proper way, hard. We have discussed, analyzed, revised our words, expressed our points of view. We are all well-dones.