Тема: Число "0" (слайд № 1).
Цели: (слайд № 2)
- познакомить детей с числом и цифрой 0, закрепить знания детей о составе чисел,
- совершенствовать вычислительные навыки, расширить представления детей о множестве целых чисел;
- развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, М.И. Моро, тетрадь по математике М.И. Моро, мультимедийная презентация (Приложение), кассы цифр, калька, наборное полотно, наглядность (тарелки, морковь) (слайд № 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку (слайд № 4):
Круглый, румяный.
В печке печён,
На окошке студен.
Дети. Колобок
У. Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием «Цифирия». Почему эту страну так назвали?
Д. Потому что там живут цифры.
2. Актуализация знаний
У. Катится, катится Колобок по стране «Цифирия» и докатился до станции «Счёт». А главный на этой станции Заяц (слайд № 5): «Не пущу тебя дальше – пока не выполнишь мои задания. А не справишься, я тебя съем.»
Два ученика у доски вспоминают состав чисел 6 и 7 (слайд № 6).
У. Если возникнут сложности, можете воспользоваться наборным полотном.
+ = 6 + = 6 + = 6 |
+ = 7 + = 7 + = 7 |
Остальные ребята вместе с учителем работают с кассами, показывая ответы на предложенные вопросы (слайд № 7).
У. Какое число называют при счёте после числа 8?
Д. 9.
У. Перед числом 7?
Д. 6.
У. Между числами 4 и 6?
Д. 5.
У. Какое число больше на 1, чем 7?
Д. 8.
У. Увеличьте 6 на 1.
Д. 7.
У. Увеличьте 8 на 1.
Д. 9.
У. Уменьшите 6 на 2.
Д. 4.
У. Уменьши 5 на 1.
Д. 4.
Игра « Называй – не зевай!» (слайд № 8)
У. Назови числа в порядке увеличения, а потом уменьшения.
На данные вопросы отвечают любые два ученика.
У. Стоит в поле дуб. На дубу три ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок можно собрать?
Д. Нисколько.
У. А теперь мы с вами проверим индивидуальную работу у доски. Приготовьте карточки.
3. Постановка проблемы
У. Заяц вам даёт ещё 1 задание. Морковки разложил на тарелки, а цифры под ними подписать не может. Помогите, соедините числа с тарелками (слайд № 9).
У каждого ученика на парте лежит шаблон, с которым они работают. Затем задание проверяется.
У. А здесь можем выполнить?
Д. Нет
У. Почему?
Д. Так эта тарелка пустая, и подходящей цифры нет.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с цифрой 0.
4. Работа над новой темой
У. А следующая станция «Сделай сам». И командует на ней Серый Волк (слайд № 10). Он даёт вам такое задание.
При выполнении задания один ученик работает у доски, а остальные на местах с кассами.
У. Положите 4 кружка. Уберите 1 .Сколько кружков осталось?
Д. 3.
У. Уберите ещё 1. Сколько осталось?
Д. 2.
У. Сколько останется, если убрать ещё один кружок?
Д. 1.
У. А если убрать последний кружок?
Д. Ни одного.
У. Выложите последний пример у себя на партах:
Д. 1 – 1.
У. Кто знает, сколько получится?
Д. 0.
У. Вот он, посмотрите на него (слайд № 11). Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорят: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль.
Д. 20, 30, 100 и т.д.
У. В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Волк доволен нашей работой, можем с Колобком двигаться дальше.
5. Физкультминутка (слайд № 12)
– Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
– Сколько здесь у нас кружков (слайд № 13),
Столько сделаем прыжков.
– Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки (слайд № 14).
6. Работа по учебнику
У. А теперь снова в путь. Катится
Колобок, а навстречу ему Медведь со станции «Сообразилия»
(слайд № 15).
– Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня.
– Если выполнишь мои задания, я тебя отпущу.
Дети открывают учебник «Математика» на стр. 64.
У. Сколько листочков было на веточке?
Д. 3.
У. Что случилось?
Д. Упал один листок.
У. Сколько осталось листочков?
Д. 2.
У. Как его записали?
Д. 3 – 1 = 2.
У. Увеличилось или уменьшилось число листочков?
Д. Уменьшилось.
У. Как это записать?
Д. 2 < 3.
У. Сколько листочков осталось, когда упал последний лист?
Д. Нисколько.
У. Как это записали?
Д. 1 – 1 = 0.
У. Что меньше: 0 или 1?
Д. 0 < 1.
У. Где займёт место число 0 в ряду чисел?
Д. Перед 1.
У. Почему?
Д. Так как 0 меньше 1.
У. Сколько всего было ягод на ветке?
Д. 5.
У. Сколько стало?
Д. 0.
У. Как это записали?
Д. 5 – 5 = 0.
Аналогичная работа проводится с наглядностью (3 – 3 = 0, 6 – 6 = 0).
У. Что заметили? Как можно получить 0?
Д. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.
7. Физминутка для глаз
8. Работа в тетрадях
У. Катится Колобок, а на встречу ему
Лиса со станции «Чистописание» (слайд
№ 16).
– Колобок, Колобок, я тебя съем! И ребята тебе не
помогут.
– Не ешь меня, Лиса!
– Хорошо только при одном условии. Если в стране
«Цифирия» найдётся цифра, похожая на тебя, я тебя
отпущу!
У. Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра.
Д. Да. Это цифра 0.
У. Конечно же, это нуль. А на что ещё похож нуль?
Выходит ученик и читает стихотворение:
Цифра вроде буквы 0 –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не знает ничегошеньки.
У. Давайте научим Колобка и Лису писать эту замечательную цифру.
Дети открывают рабочую тетрадь по математике на стр. 17.
– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.
У. Взяли кальку – обвели чёрный нуль. Обведите три нуля и сравните с образцом. Где будете писать следующий 0?
Д. Через клетку.
У. Допишите до конца, подчеркните самую удачную и оцените себя:
К – красиво,
П – правильно
У ребят в тетради начерчены две шкалы, на которых они оценивают себя.
У. Научились писать 0?
Д. Да!
У. А теперь сможем выполнить наше задание, которое делали вначале?
Д. Да!
У. Допишите эту цифру. Соедините тарелки с числом (слайд № 17).
9. Итог урока
У. Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А помогли ему в этом вы, ребята. Посмотрите, какой путь проделал Колобок (слайд № 18). На что он похож?
Д. На нуль.
У. Молодцы! Оцените свою работу по «Лесенке успеха».