Цели урока:
- Развитие познавательного интереса к предмету. Обобщение и систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие зрительной памяти, умение анализировать и сопоставлять разные по масштабу карты.
- Развитие интереса к чтению дополнительной литературы. Использовать межпредметные связи с уроками литературы, математики, истории.
- Развитие творческих навыков учащихся
- Воспитание чувства ответственности, формирование умения выступать перед аудиторией.
- Профориентационная работа – знакомство с разными морскими профессиями.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта океанов, рисунки кораблей, рисунок острова Робинзона, карточки задания каждой команды, кружки-баллы, выставка книг.
ХОД УРОКА
Класс разделен на три команды. Каждая команда выбирает название, капитана, лоцмана, подбирает вопросы командам соперников, готовит сценку-пантомиму (за 3 – 4 дня).
Учитель: Читая замечательный роман
Д.Дефо «Робинзон Крузо», вы наверно задумывались
над тем, существовал ли этот мужественный герой в
действительности, и если да, то где расположен
этот остров.
Робинзон не вымышлен. В основу романа положен
действительный факт. Изменена лишь фамилия
героя. Один из группы островов архипелага Хуан
Фернандес, остров Мас-а-Тьера, переименован в
остров Робинзона Крузо. Площадь этого острова
144*23 км. По особенностям рельефа он гористый.
Климат там мягкий, океанический. Огромное
разнообразие растений, свыше 100 видов. Растения
уникальны, это пальма, разные виды папоротники и
цветы. А в водах острова кипит жизнь: здесь
водятся черепахи, морские львы, лангусты, тюлени.
Обитают на острове и знаменитые козы – потомки
тех, которых оставили здесь в 1563г.
2 февраля 1709 г военные английские корабли «Дюк» и
«Дюшес» обнаружили на острове человека, им
оказался Александр Селькирк. Он зарос густой
бородой, с длинными волосами, одежда была сшита
из козьих шкур. Матрос провел на острове почти 5
лет – с 1704 – 1709 г. Он тщетно пытался объяснить
капитану, кто он, так как мог произнести лишь
нечленораздельные звуки, отдаленно напоминающие
английский язык. Александр Селькирк был матросом
на судах английского военного флота. В сентябре
1703 г. Он вышел в плаванье в грабительский
пиратский рейс. Эскадра захватила у берегов Перу
нагруженные золотом испанские корабли и
двинулась в обратный путь, но, поврежденный
штормом корабль, стал на якорь возле острова
Мас-а-Тьерра, где произошел раздор между
капитаном и помощником (Селькиром). В результате
последнего высадили на необитаемом острове с
небольшим запасом пороха и пуль. Сначала им
овладело отчаяние и безразличие, но он пересилил
себя и начал приспосабливать свой быт к условиям
жизни на безлюдном острове. «Если меня что-то и
спасло, – так это труд», – говорил он позже.
Пусть эпиграфом нашего урока будут слова К.
Паустовского: «Познания и странствия
неотделимы друг от друга. Это непременное
качество всех путешествий – обогащать человека
огромностью и разнообразием знаний».
Цель нашего урока в форме заочного путешествия –
достичь берегов необычного острова Робинзона,
показать и закрепить навыки работы с картой,
обобщить знания по теме «Мировой океан».
У нас три команды смелых и знающих моряков,
решившихся на столь отчаянное плаванье. Ведут
корабли увлеченные и эрудированные капитаны
(учитель представляет капитанов кораблей). На
каждом корабле есть лоцманы, которые проложат
наш маршрут и юнги без них плаванье просто
невозможно.
Представляю наше жюри: это ваш классный
руководитель, ученик вашего класса …, гость
нашего урока ….
А теперь, юные искатели приключений, – в путь! Он будет не прост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
1. «Лоцман»
Наши корабли покидают морской порт его
координаты (59 с.ш., и 31в.д.) определите его название
(Санкт-Петербург). Остров Робинзона лежит на 80з.д.,
и 33ю.ш. определите и проложите наш маршрут
путешествия.
Первый лоцман, верно проложивший маршрут,
получает 3 мили продвижения вперед (красные
кружки), 2 – получает 2 мили продвижения (синие
кружки), 3 – продвигается на 1 милю (зеленые
кружки). Победивший лоцман прокладывает маршрут
по карте океанов. Один из членов жюри выставляет
кружки (мили) по количеству набранных баллов на
карте. В дальнейших конкурсах набранные мили
(кружки) выкладываются на карте в маршрут
путешествия,
2. «Юнги»
Плаванье наше началось, корабли набирают скорость, а мы узнаем на каком корабле самые знающие юнги. Я задаю вопросы для каждой команды, верный ответ – это 1 миля.
3. «Черная жемчужина»
- Какой материк омывают 4 океана? (Евразия)
- Какое море омывает Аравийский полуостров и полуостров Индостан? (Аравийское)
- Назовите самый большой остров у берегов России? (Сахалин)
- Назовите пролив, разделяющий берега Африки и Евразии? (Гибралтарский)
- Какой залив омывает западный берег материка Африки? (Гвинейский)
- При какой температуре замерзает морская вода? (– 2, – 3)
- Как называют место капитана на корабле? (Капитанский мостик)
4. «Аврора»
- Какое море самое большое по площади? (Филиппинское море)
- Назовите остров ,у восточных берегов материка Африки? (Мадагаскар)
- Назовите пролив разделяющий материк Евразия и материк Северная Америка? (Берингов)
- В чем измеряют соленость? (Промилле)
- Как называется самое мощное холодное течение? (Течение Западных ветров)
- Как называют группу островов? (Архипелаг)
- Что такое кубрик на корабле? (Каюта)
5. «Санта-Мария»
- Какой океан напоминает английскую букву, «s»? (Атлантический океан)
- Назовите, какое море не имеет берегов? (Саргассово)
- Назовите, самое мощное теплое течение? (течение Гольфстрим)
- Как называются самые опасные волны в океане? (цунами)
- В каком океане находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина? (в Тихом океане)
- Как называется полуостров, расположенный в северо-западной части материка Евразия? (Скандинавский)
- Как называют повара на судне? (кок)
Учитель: Пока жюри выставляет заработанные мили, мы с вами продолжаем путешествие, и нас ждет следующее испытание.
6. «Морские странствия»
Учитель: Ребята все вы любите сказки и вот задание. За 2 минуты вы должны вспомнить как можно больше и записать сказки, сюжет которых или герои, находились в плавании или связаны с морем. Затем каждая команда называет сказку по цепочке, названия не должны повторяться – чья команда больше назовет сказок, та выигрывает и получает – 3 мили, вторая – 2 мили, 3 – 1 милю.
(Сказки «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «Русалочка», «Аленький цветочек», «О попе и работнике его Балде»)
7. «Узнай событие»
Каждая команда показывает пантомиму, посвященную известному открытию команды должны догадаться и узнать событие.
- 1 команда – открытие Америки.
- 2 команда – открытие Антарктиды.
- 3 команда – путешествие Магеллана.
Одна команда показывает пантомиму, а две стараются узнать событие. Команда – угадавшая первой фрагмент пантомимы – получает 3 мили. Затем пантомиму показывает вторая команда, а за ней третья.
Учитель: Сейчас ребята мое задание всем командам. Посмотрите фрагмент видеофильма, и постарайтесь узнать это путешествие. (показ фрагмента об открытии Австралии).
8. «Перестрелка»
Каждая команда задает по одному вопросу командам соперникам, верный ответ жюри оценивает в 1милю.
9. «Морские волки»
Учитель: На доске закреплены прозрачные кармашки. Капитаны команд должны вставить в кармашки разрезанные части объекта, собрать и определить его. Первый верно собравший объект получает 3 мили, второй – 2 мили, третий – 1 милю.
(У капитанов должны получится очертания материков: 1капитан – Евразия, 2капитан – Африка, 3 капитан – Северная Америка).
10. «Кроссвордов»
Команды получают задания время 2 – 3мин, выигрывает та команда, которая больше угадала ответов. 1 – 3мили, 2 – 2мили, 3 – 1миля.
11. «Путаница»
На доске для каждой команды закреплены
названия географических объектов, надо найти
ошибки и исправить их. Чья команда справляется
быстрее, та выигрывает.
Член жюри после каждого конкурса отмечает
набранные мили.
12. «Загадки»
Учитель читает загадку. Отвечает игрок из команды поднявший быстрее руку и дающий верный ответ – команда получает 1милю.
1. Рядом, рядом острова,
Не один да и не два,
А десятки, сотни, сотен.
Жить в соседстве им охотней.
Все родные как никак
Значит, здесь … (архипелаг).2. Кругом вода, а пить нельзя. (Море)
3. Плещут волны на просторе
Берегов не видно в … (море)4. В сто морей тот великан, он зовется … (океан).
5. Чтоб узнать глубины вод,
Что применим … (эхолот).6. Ветер в море бушевал,
Превращая волны в вал
Натворил немало дел
И куда Нептун смотрел … (шторм)
7. Это бывает политическое, научное, быстрое, холодное, теплое, ветров … (течение)
8. Бывает материковый, вулканический, песчаный, коралловый, необитаемый … (остров)
9. Бывает звуковая, воздушная, ударная, короткая, сейсмическая, ветровая, приливная, морская, океаническая … (волна).
Подведение итогов путешествия
Учитель: Итак, мы на острове. Нам предстоит еще его изучить. Я предлагаю вам пофантазировать, представить свое морское путешествие и дома написать стихи, сказку, рассказ, а помогут вам в этом замечательные книги, работа с компьютером в сети Интернета, представить книги с выставки.
Награждение победителей. Выставление оценок за урок.
Самоанализ урока
Тип урока. Комбинированный, урок-путешествие, игра. Постановка задач перед учащимися, которыми они должны овладеть на уроке.
Логика изложения материала. Урок состоит из нескольких смысловых блоков (этапов) и познавательных задач к каждому из них. Соотношение эмпирических (знание номенклатуры, фактов, развитие представления) и теоретических (знание понятий, закономерностей, теоретических вопросов) знаний: соотношение основного и дополнительного материала, связь обучения с жизнью, знакомство с профессиями.
Методы. На уроке использовала работу в
группах, индивидуальные задания. Уровень
сложности вопросов соответствует программе
обучения для 6 кл. большую часть заданий ребята
выполняли самостоятельно. организовала работу
команд с атласами, провела несколько заданий у
доски, использовала наглядные пособия.
На уроке преобладающими формами деятельности
были: коллективная, индивидуальная, фронтальная
в разных сочетаниях.
На каждом этапе урока решались конкретные
задачи. «Лоцман» проверка знаний по теме:
«координаты», знакомство с профессией лоцман.
«Юнги» – проверка теоретических знаний,
определений, правил, умение их анализировать,
выделять главное.
- «Морские странствия» – здесь прослеживается четкая межпредметная связь с литературой, умение применять знания на разных уроках, это расширяет и обогащает кругозор ребят.
- «Узнай событие» – этот этап урока способствует развитию творчества, фантазии, воображению, дети легко включаются в такую игру, им интересно совершать воображаемое путешествие. Но этот этап требует предварительной подготовки вместе с учителем.
- «Перестрелка» в этой части ребята самостоятельно подбирали вопросы, что способствует работе учащихся с дополнительной литературой, а, следовательно, ребята расширяют и углубляют свои знания, не только в пределах программы.
- «Морские волки» – собрать разрезанную на части карту, такие задания требуют точного знания карты, развивают зрительную память, учат анализировать маленькие фрагменты представить в целую карту, это очень сложно.
- «Кроссворд» такие задания ребята любят, если не знаю я, то знает товарищ, более слабые ребята не боятся высказывать свои мысли, ведь если не верно, то найдется верный ответ, это тоже способствует развитию памяти и воспитывает коллектив.
- «Путаница» задания такого плана не только развивает зрительную память, ведь видели названия на картах, но и дает возможность представить карту. Учит анализировать, находить ошибки, ведь ошибки находят ученики сами, а не учитель и поэтому активность ребят высокая.
- «Загадки» одна из любимых игр на уроке, с их помощью ребята не только закрепляют знакомый материал, но и знакомятся со стихами, пословицами, узнают новое.
Приложения к уроку.
К заданию «Путаница»
1-й команде:
- Карибское море;
- Остров Лаптевых;
- Гвинейский полуостров;
- Гибралтарский залив.
2-й команде:
- Море Дрейка;
- Мексиканский пролив;
- Остров Мадагаскар;
- Полуостров Гренландия.
3-й команде:
- Бенгальское море;
- Остров Сахалин;
- Берингов полуостров;
- Красный залив.