Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме "Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела"

Разделы: Начальная школа


Тема: Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Цели:

  • научить ориентироваться среди книг;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг о Великой Отечественной войне;
  • развивать интерес к литературному, музыкальному творчеству;
  • обогащать чувственный опыт ребенка через музыкальные произведения.
  • использовать книги и песни о войне для воспитания патриотических чувств.

Оборудование:

  • Картинки о войне.
  • Карточки с названиями:
  • Серия книг «Дедушкины медали». Серия книг «Легендарные герои».
  • Серия книг «Солдатская слава».

Книги для выставки:

  • С.Алексеева «Последний штурм»
  • А. Нагибов «Оборона Кавказа»
  • А.Цесарский «Операция мост»
  • Е.Воробьев «Последний выстрел»
  • В. Воскобойников «В городе на Каме»
  • С.Алексеев «Рассказы о маршале Коневе»
  • С.Алексеев «Рассказы о маршале Рокоссовском»
  • Н. Ермолович «Дорога солдата»
  • С.Смирнов «Мы из Бреста»
  • И. Кожедуб «Друзья-однополчане»
  • С. Алексеева «Последние метры»

ТСО: аудиозапись песен:

  • «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова;
  • «День Победы» сл. Вл. Харитонова, муз. Д. Тухманова

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Сегодня мы познакомимся с сериями детских книг о Великой Отечественной войне и вспомним песни, которые привели наш народ к Победе.

III. Мотивационное начало

Учитель. Послушайте стихотворение. (Рассказывает ученик.)

Про войну немало песен спето
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, опять про это
Про давно минувшую войну.

(В. Лифниц)

Учитель. Скажите, ребята, о какой войне вспоминает поэт? (О Великой Отечественной войне.)

Учитель. Да! Многие годы отделяют нас от суровых и грозных дней войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

IV. Работа над песней «Священная война»

1) Подготовительная беседа.

Учитель. В начале урока мы услышали строки стихотворения: «Про войну немало песен спето».

Учитель. Какие песни о войне вы знаете? («Шумел сурово Брянский лес», «Соловьи», « Дороги» и т.д.)

Учитель. С первых дней войны появились десятки новых песен. Большинство, из которых, сразу же «ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в партизанские отряды и даже в тыл врага. Но есть песни, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Послушайте одну из них.

2) Прослушивание песни.

Звучит песня «Священная война» сл. В. Лебедева- Кумача, муз. А. Александрова.

Учитель. Как называется эта песня?
Учитель. Какие чувства она у вас вызвала?
Учитель. Кто написал слова? Музыку?

3) История написания песни.

Учитель. Написана была эта песня через два дня после начала войны. Впервые были опубликованы слова в газете «Известия». А 27 июня песня впервые исполнялась на Белорусском вокзале, в зале ожидания. В зале шум, резкие команды, звуки радио. Но вот звучит начало песни и зал затихает. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как во время исполнения Гимна. На суровых лицах волнения, слезы. Песня утихла, но бойцы потребовали повторить. Пять раз подряд исполняли «Священную войну» Позже поэты и писатели назвали эту песню: «Песня – призыв, песня – воин, песня – полководец, песня – пророк».

Учитель. Почему такие названия получила песня?

Учитель. С этого дня песня прошла долгий и славный путь. И сегодня ее нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озаренные пламенем дни войны, она напоминает нам о мужестве советских людей.

V. Внеклассное чтение

1) Постановка проблемного вопроса, его решение.

К классу обращается ученица:

– Ребята, я иногда думаю о том, что мы спокойно каждый день ходим в школу. Занимаемся разными интересными делами, играем с друзьями, веселимся, иногда грустим. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, кто боролся за жизнь и не смог выжить?

Учитель. Давайте попробуем ответить на этот вопрос?

Учитель. Часто ли мы вспоминаем о тех, кто воевал и не вернулся?

Учитель. А что же мы должны делать, чтобы помнить о тех, кто воевал? (Чтить память, читать книги о войне, чтобы лучше знать тех, кто сражался.)

Учитель. Правильно, чтобы помнить – надо читать, тем самым мы будем знать, уважать и события и тех, кто воевал.

VI. Рассматривание детских книг

Учитель. Посмотрите и скажите, на какую тему эти книги? (Эти книги о войне.)

Учитель. Назовите, какие книги о войне вы читали и кто их автор?

VII. Физминутка

Ученики слушают мелодию любой военной песни.

VIII. Работа в группах. Проверка домашнего задания

Учитель. Какое домашнее задание вам было подготовить? (Прочитать книги о войне, выбрать в группе понравившуюся книгу и сделать небольшой отзыв об этой книге.)

От каждой группы выступает один ученик. Групп может быть 3–5.

IX. Знакомство с сериями книг о войне

Учитель. Ребята, я тоже хочу познакомить вас с книгами о войне. Но не просто книгами, а сериями детских книг о войне. Мне помогут ребята нашего класса, которые много читают, с помощью книг узнают много увлекательного и интересного.

Учитель. Но сначала объясните, как вы понимаете значение слова «серия»?

Учитель. Давайте уточним значение этого слова, прочитав вместе.

Серия – это ряд предметов, которые обладают каким-то общим существенным признаком и объединены сходным назначением, поэтому и составляют одну группу.

Учитель. Обычно книги одной серии однотипно оформлены и имеют свои отличительные знаки.

А) Серия книг «Дедушкины медали».

1-й ученик. В этой серии рассказывается о событиях Великой Отечественной войны. На каждой книге нарисована медаль и, если вы прочитаете, то узнаете, за что данную медаль получил дедушка. Я советую из этой серии прочитать следующие книги:

  • С.Алексеева «Последний штурм»
  • А. Нагибов «Оборона Кавказа»
  • А.Цесарский «Операция мост»
  • Е.Воробьев «Последний выстрел»
  • В. Воскобойников «В городе на Каме» и др.

Б) Серия книг «Солдатская слава».

2-й ученик. Если вы хотите прочитать о подвигах солдат во время войны, о том, как они храбро защищали нашу Родину, то вам помогут
книги из серии, которая так и называется «Солдатская слава». Это:

  • С.Смирнов «Мы из Бреста»
  • И. Кожедуб «Друзья-однополчане» и др.

В) Серия книг «Легендарные герои».

3-й ученик. Эта серия книг о тех, кто руководил операциями, фронтами, сражениями во время Великой Отечественной войны. Серия так и называется «Легендарные герои». Вы можете прочитать о них в книгах.

  • С.Алексеев «Рассказы о маршале Коневе»
  • С.Алексеев «Рассказы о маршале Рокоссовском»
  • Н. Ермолович «Дорого солдата» и др.

Учитель. Ребята, а для чего вообще нужны серии книг, для чего нужно их знать? (Чтобы быстро выбрать книгу по теме.)

Учитель. Книги, какой серии вы хотели бы прочитать?

Учитель. Во всех сериях этих книг герои храбро сражаются. Задумывались ли вы откуда у героев этих книг храбрость, позволившая им совершить подвиг? (Они выполняли свой долг – защищали Родину, кроме того, ненавидели врага, были смелыми и отважными.)

X. Домашнее задание

Прочитать книги из серии, которая вам больше всего понравилась.

XI. Самостоятельное чтение и отзыв о прочитанном

Учитель. Сейчас, ребята прочитайте рассказ С. Алексеева «Последние метры».

Учитель. Понравилось вам это произведение?

Учитель. О чем вы сейчас прочитали? (В этом рассказе говорится о конце войны, о Победе.)

ХII. Работа над песней «День Победы»

Учитель. Что вы знаете о празднике День Победы?

Учитель. Как вы думаете, есть ли песни о конце войны, о Дне Победы?

Учитель. Какие? Назовите?

Учитель. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война. Но появляются новые песни о войне. Главная мысль, которую несут песни, написанные после войны – это ответственность за будущее, за мир на земле. Одна из таких песен «День Победы».

Учитель. Кто написал эту песню? (Муз. Д. Тухманова, сл. Вл. Харитонова.)

Учитель. Она родилась через три десятилетия после войны и сразу стала близкой и необходимой.

Учитель. Давайте послушаем эту песню и подпоем все вместе.

Вопросы после прослушивания.

Учитель. От имени кого звучат слова песни? (Солдат, тружеников тыла, командиров, всего нашего народа.)

Учитель. Почему «это праздник со слезами на глазах»?

Учитель. Каких вы знаете героев- земляков?

XIII. Итог

Учитель. С какими сериями книг вы познакомились?

Учитель. Какие песни о войне вы знаете?

Учитель. Ребята, давайте закончим наш урок замечательными строками из стихотворения Л. Некрасовой. (Читают все вместе.)

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
И травы будут зеленей!

Учитель. В конце нашего урока я хотела вас поблагодарить за хорошую работу.

Учитель. Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну. И если у вас возникло желание прочитать хотя бы одну книгу об этом, то тем самым вы почтите память всем погибшим и защищавшим наше Отечество в этой войне.

Литература.

1. Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге « В одном счастливом детстве» 3 класс. М. Баласс, 2004 г.
2. Рассказы о песнях – М.: Музыка, 1995.
3. Чуйков В.И., Рябов Б.С. Великая Отечественная. Фотоальбом. М. Планета, 1992 г.
4. Песни, рожденные в боях.- М: Музыка, 1995.
5. Черепанин М.В. Нас песня вела к победе. Жур. «Начальная школа», 1988 № 4 с.83.