Тема урока: «Второе склонение имен существительных»
Цели и задачи:
- Развитие умения различать существительные второго склонения, сравнивать падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода.
- Совершенствовать умения выделять из предложений словосочетания.
- Продолжить работу над формированием умения отличать один падеж от другого: вопросы, предлоги, значение, окончание, синтаксическая функция.
- Прививать у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
- Развивать речь, память, внимание.
- Воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, картина «Кремль.
Царь-колокол», серия слайдов, обозначающих
значение слова «язык»; перфокарты; детская
энциклопедия «Все обо всем», сборники
произведений М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина,
карточки со словами на -оло-.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Минутка чистописания
Рр ру рр яз
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык!»
И.С.Тургенев.
– Как богат русский язык! Как много в нем метких
слов. Русский язык – язык мира и дружбы. Наш
родной язык – русский. На русском языке мы
говорим и пишем. Внимательно изучайте русский
язык!
( Работа с предложением, записанном в минутке
чистописания.)
- Выделение орфограмм.
- Списывание предложения.
- Значение слово «язык», демонстрация слайдов.
– Что обозначает слово «язык»?
Язык – многозначное слово.
- Орган полости рта, в виде мышечного выроста.
- Орган речи.
- Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем, и служащая средством общения (иностр. языки)
- Пленный, от которого можно узнать нужные сведения.
- Металлический стержень в колоколе, который ударяясь производит звон.
- Языки огня у пламени.
– На уроке мы будем общаться, употребив значение слова «язык».
III. Подготовка к УПД на основном этапе
а) повторить об имени существительном;
б) повторить о склонении существительных;
в) работа с перфокартами, запись слов по
вариантам ( отметить +)
1 в. багаж a |
2 в. Люба |
– Какую орфограмму вы встретили в данных
существительных?
– Как пишутся данные существительные?
– Так какие же имена существительные относятся к
1 скл? ко 2 скл.? к 3 скл.?
(С опорой на иллюстрацию проверяем умение
определять склонение по роду и по окончанию в
начальной форме).
IV. Актуализация опорных знаний, умений и определение стержневых
1. Работа по картинке «Кремль. Царь-колокол». (Заочное путешествие в Москву.)
– Побываем в Кремле около Царь-колокола. Звонил ли когда-нибудь Царь-колокол? Этот вопрос интересует всех, кто бывает в Кремле и подходит полюбоваться этим великаном (масса – 202 т). В 1730 году решили отлить новый огромных размеров колокол. За это взялся русский колокольный мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.
– Кто закончил эту работу?
– Почему Царь-колокол пролежал в литейной яме свыше 100 лет?
– Сколько весит кусок бронзы?
– Кому удалось вытащить Царь-колокол из ямы и водрузить на гранитный пьедестал?
– На все эти вопросы вы найдете ответы в детской энциклопедии «Все обо всем» т.7 (демонстрация книги).
2. Правописание слов с сочетанием -оло-
– Какое слово часто употреблялось в моем рассказе? (Царь-колокол)
– Определите склонение? Почему?
– Определите орфограмму? Почему? (сочетание -оло-, -оро- пишут с буквой «о»)
– Назовите имена существительные 2 скл. с сочетанием -оло-. (Запись слов с комментированием).
Хохолок, холод, холодец, колос, долото, молот, молоток, олово, колобок, золото, волокно, осколок, колокольчик, волос, голос, молоко, солома
- Повторить правило по теме «Состав слова»;
- Разобрать по составу 2 любых слова.
(Выяснить лексическое значение слов: долото, олово, золото, волокно, молот)
3. Творческое задание. «Конкурс предложений»
- С данными словами составьте и запишите
предложения.
а) повторить синтаксический разбор предложения, части речи;
б) разобрать составленные предложения по членам (с опорой на памятку) и указать части речи. Например. Подруги вытащили по большому снопу соломы. В монастыре трезвонят колокола. - Назовите существительные 2 скл.?
- Определите падеж?
- Определите окончание?
Вывод: (правило на с.90–91. Учебник для 4 кл. (1–4) Программа «Школы России» Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)
4. Игра «Во всех падежах».
– Послушайте стихотворение Ю. Карасевой «Приключение листа». С помощью карточек покажите в каких падежах стоит существительное «лист».
«Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый (И.п.)И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа (Р.п.)Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу (Д.п.)
Лапой – хвать зеленый лист (В.п.)Дескать поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом (П.п.)
– Какое это существительное «лист»?
– В каких падежах у неодушевленных существительных нулевое окончание?
– С каким прилагательным употреблено существительное? (Прилагательное зеленый употребляется в том же роде, числе и падеже, что и существительное лист.)
V. Сравнение падежных окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода, второго склонения
Работа по таблице (учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, упражнение № 49).
– Сравните падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода 2 склонения.
– В каких падежах окончание существительных 2 склонения совпадают? Как различать эти падежи? (Чтение правила на с. 92)
– Сравните ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения мужского рода с твердой и мягкой основой.
– Можно ли по ударным падежным окончаниям существительных 2 склонения мужского рода проверить правописание безударных падежных окончаний существительных того же склонения?
Вывод: написание падежных окончаний у существительных 2-го склонения зависит от типа основы, одушевленные они или неодушевленные.
Коллективная работа. Склонение существительного «язык». Определение типа основы, написание падежных окончаний.
VI. Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…, рассказ о труженик…, о геро…, в туман…, в воздух…, на барабан…, о львенк…, в берет…, в атлас…, о лыжник…, без праздник…, в дом…, на диван….
VII. Обобщение и систематизация знаний
Работа на интерактивной доске.
Счастье не в воздух… вьется, а трудом достается.
Жить с народ… в ладу – не попасть в беду.
В каком народ… живешь, такого обычая и держишься.
На вкус, на цвет товарищ… нет.
– О чем эти пословицы? Какие еще вы знаете?
– Назовите имена существительные второго склонения. Определите их окончания.
– Прочитайте строки из поэмы К.Д. Рылеева «Наливайко»
«Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!»
– Назовите имена существительные второго склонения, которые оканчиваются на –ий? (название металлов, минералов, хим.элементов: калий, магний, кремний; мужские имена: Анатолий, Василий, Дмитрий и др.; санаторий, гербарий, гений, жребий).
– В каком падеже употребили слово «жребий»?
– В каких падежах имена существительные отвечают на вопрос где?
– Какое окончание имеют сущ. на -ий, -ие в П.п.?
– Назовите слова на -ие, которые относятся ко 2 скл. и изучаются в школе на уроках? (Рисование, черчение, пение, чистописание, предложение, склонение, окончание, сочинение, изложение и т.д.)
Работа в группах из 4 человек. Склонение
существительных на -ий, -ие
(жребий, гений, склонение, окончание, сочинение,
изображение).
Проверка самостоятельной работы через
демонстрацию слайда «Падежные окончания
существительных на -ий, -ие»
– Сегодня весь урок мы с вами общались на родном языке. Но есть язык, как средство бессловестного общения (язык формул, язык музыки, язык любви, язык дружбы).
– М.Ю.Лермонтов (показ книги) вот что написал в своем стихотворении
О любви
Язык любви, язык чудесный.
Одной лишь юности известный
Кому, кто раз хоть был любим,
Не стал бы языком родным.
VIII. Творческое задание
– А сейчас мы с вами поговорим о языке дружбы. Посидим около костра (картина), полюбуемся языками пламени, сядем плечом к плечу и поведем задушевный разговор.
– О чем бы вы могли написать, сидя у костра? Обратите внимание на существительные второго склонения. Проверяйте безударные падежные окончания по таблице в упражнении № 49–50./(Составить мини-сочинение на тему «Разговор у костра»)
– Вспомните, в каком стихотворении описывается разговор детей у костра? (И.З.Суриков « В ночном».)
…И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную,
Далеко и ярко/
Проверка самостоятельной работы. Чтение учащимися мини-сочинений.
IX. Подведение итога урока
– Что нового узнали на уроке?
– От чего зависит написание падежных окончаний существительных мужского рода второго склонения?
– Как проверить написание безударных окончаний существительных второго склонения?
– Перечислите какие имена существительные второго склонения встречались на протяжении всего урока.
X. Оценивание деятельности учащихся на уроке
XI. Информация о домашнем задании (стр. 94, упражнение 53).
Инструктаж о его выполнении.