Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Многообразие звезд. Созвездия"

Разделы: Биология


Тема: «Многообразие звезд. Созвездия».

Задачи:

  • познакомить учащихся с созвездиями (как участками звездного неба);
  • учить находить на звездном небе и звездной карте самые узнаваемые созвездия;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: карта звездного неба, телевизор, видеомагнитофон, папки с дополнительным материалом, атласы, рабочие тетради, учебники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке.

III. Сообщение темы урока

IV. Изучение нового материала

– Вы уже знаете, что звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном ночном небе лишь мерцающими точками. Невооруженным глазом люди могут увидеть примерно 6000 звезд, а в бинокль или телескоп – гораздо больше.

1. Самостоятельное чтение дополнительного материала № 1 из папок (см. Приложение). Обсуждение прочитанного.

Вопросы:

  • В какую ночь и сколько звезд можно увидеть невооруженным взглядом?
  • Что считалось созвездием в древности?
  • Что считалось созвездием в современном мире?
  • Сколько созвездий на небесной сфере?
  • Существуют ли четкие границы между созвездиями?
  • Сколько созвездий на территории нашей страны?
  • Как получали созвездия свои названия?

2. Просмотр видеофрагмента о созвездиях.

3. Знакомство с легендами о созвездиях.

Самостоятельное чтение дополнительного материала № 2 из папок (см. Приложение). Обсуждение прочитанного.

Вопрос:

  • Легенда о каком созвездии понравилась больше и почему? Найти это созвездие в атласе и показать на карте звездного неба (на доске).

4. Звезды в созвездиях.

– В созвездия не все звезды одинаковой яркости. Самые яркие звезды в созвездиях тоже имеют свои названия.

Вопрос:

  • Как называются самые яркие звезды Большой и Малой Медведиц?

– А вот как некоторые поэты смогли зарифмовать и названия созвездий и названия их самых ярких звезд. (Дополнительный материал № 3 из папок – см. Приложение).

5. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом и тетрадью.

– Зарисовать понравившиеся созвездия в тетрадь, подписав созвездие и самые яркие звезды в нем.

V. Итог урока.

  • Понравился ли вам урок и чем?
  • Что нового для себя узнали на уроке?
  • Что больше всего запомнилось?

VI. Домашнее задание

– Текст на стр. 35 учебника, придумать и нарисовать свое созвездие и написать «легенду» о нем.