Формирование патриотического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Патриотизм – категория нравственная, неотделимая от индивидуальных и гражданских качеств личности.
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присуще любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, активная гражданская позиция.
Воспитание нравственного начала в ребенке всегда было делом нелегким, тем более в настоящее время: слишком велико влияние недоброго внешнего на хрупкий внутренний мир маленького человека. Непросто убеждать, что Красота и Доброта спасут мир, когда бездуховность и апатия, равнодушие и эгоизм правят в мире.
Трудно говорить о добре, еще труднее делать его!
И вопреки и наперекор вселенскому прагматизму ты проповедуешь вечные ценности, ибо во все непростые времена они помогали объединиться, выстоять, выжить, не растерять человеческое в человеке.
Помогай нуждающимся, почитай отца и мать своих, люби и береги свой дом, Отечество свое. Полюбивший малую толику России, обязательно полюбит и большую Родину.
Помочь прорасти этим качествам должен взрослый: семья, учитель, классный руководитель. И как велика ответственность, которую мы берем на себя! Ведь время, проведенное с учеником – это не только твоя жизнь, но и его. Ты в ответе за то, как он проживет эти минуты, часы, дни, годы. Только полная самоотдача, сопереживание и сорадость, сотворчество и сострадание помогает настроить многоголосый детский ансамбль звучать в унисон. Это, пожалуй, отправная точка в формировании патриотического мировоззрения.

Работа предполагает три этапа, три ступени в воспитании.

I ступень. Формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке.

Задачи: развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II ступень. Воспитание любви к малой родине, повышение уровня гражданской ответственности.

Задачи: изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций народа. Участие в работе органов самоуправления школы.

III ступень. Воспитание любви к Отечеству, стремление к его процветанию и могуществу.

Задачи: формирование высокого патриотического долга и прочной гражданской позиции.

Распространенными формами работы на данном этапе являются: научно – исследовательская деятельность по истории, литературе, русскому языку; классные часы, уроки Мужества «Отечества верные сыны, классный театр «Памяти павших будьте достойны», беседы о символах Российской Федерации, конкурсы стихотворений о Родине, природе.
Цикл бесед о чести, достоинстве, совести. Военно-спортивная игра «Зарница».

Разные, как вы заметили, формы работы я использую, но на что хочу обратить внимание: все они составляющие проектной деятельности.
Замечательной находкой, объединившей усилия учащихся, родителей, родственников, явился проект «Целую руки матери моей». В рамках которого проведен конкурс стихов «Маме посвящается», конкурс сочинений, подготовлена выставка «Золотые руки бабушки моей», где демонстрировались связанные, сшитые для любимых внуков вещи.
На уроках истории Хакасии дети с интересом составляли родословную своих семей, рисовали герб семьи. Венчал проект большой праздник, который собрал и бабушек и мам. Несколько смущенные вниманием, яркими персональными поздравлениями, они освоились и с удовольствием рассказывали о своем детстве, о друзьях, о работе и, конечно же, о всепоглощающей любви к внукам, в которых видят смысл своей жизни.
Не менее трогательным был конкурс «Узнай бабушку по рукам», а мамы, взрослые мамы, тоже держали экзамен: с завязанными глазами узнавали своих мам.
Песни, стихи, частушки, конкурсы для бабушек и мам – это дань любви и уважения самым родным сердцу людям.
Воспитательный потенциал данного проекта велик. Во-первых, произошло единение трех поколений. Жизнь старших из родословной ребенка явилась ярким примером трудолюбия, самоотдачи, доброжелательности, любви к окружающим.

Экскурс по творческим работам учащихся

Павел Долгоруков о своей маме Долгоруковой Наталье Венарьевне:

«Мама – самое дорогое, что есть у человека. Мама дарит своему ребенку ласку, тепло, заботу и частичку себя. Мама дает жизнь на Земле, передает свой опыт, накопленный в жизни, и главное, свою большую любовь.
Но есть дети, которые живут совсем одни в этом жестоком мире, и никто их не приласкает, не поддержит в трудную минуту, не пожелает спокойной ночи, не споет колыбельную. Таких детей очень много. Каждый день они просыпаются с мечтой: «Когда же мама придет и приласкает, поцелует, погладит по головке?» – но видят лишь стены детского дома.
Я за все благодарен своей маме. Мама подскажет, что надо сделать в трудную ситуацию, она делает все, чтобы нам было хорошо. Мне нравится, когда она добрая, веселая и ласковая, потому что ты сам становишься таким же веселым, добрым и ласковым.
Хочу, чтобы мама всегда была со мной, ведь я ее очень люблю!»

Юлия Толстокорова о бабушке Антонине Лаврентьевне:

«Моя бабушка Толстокорова Антонина Лаврентьевна, родилась в 1927 году. Но, несмотря, на солидный возраст, она молода душой. В ней столько энергии, жизни, стремления, что позавидует каждый молодой.
Она с детства мечтала помогать животным, лечить их, поэтому, наверное, и выбрала профессию ветеринара.
У нее до сих пор большое хозяйство. Животные требуют внимания, заботы, а бабушка моя на доброту щедра.
Живи долго, моя родная, мы тебя так любим.»

Юлия Пантелеева о маме Татьяне Борисовне:

«Моя мама – Пантелеева Татьяна Борисовна, очень интересный человек. С ней можно поговорить на любые темы. Она знает все. Но такой уж это неугомонный человек! Она не останавливается на достигнутом. Всегда энергичная, веселая, она вдохновляет меня на учение, помогает преодолеть трудности, смотреть на мир добрыми глазами.
Поражаюсь, как она успевает все: и работать, и отдохнуть, и заниматься семьей.
Мне нравиться ее девиз: «Если не я, то кто».
Я очень люблю маму и хочу быть похожей на нее».

Активная гражданская позиция старших – яркий пример как жить, каким быть. И поэтому школьная акция «Доброе сердце», «Посылка солдату» становится акцией добра и милосердия всех семей нашего класса. Вещи, игрушки, книги два раза в год мы передаем в детский дом «Аленка», «Малышок»
«Память нам не даст забыть о прошлом» – еще один проект класса.
Его задача: формирование патриотического мировоззрения через привлечение внимания к великому историческому событию страны, побуждение к изучению материалов о Великой Отечественной войне, включение в поисковую операцию «Награда в твоем доме», организация встреч с участниками Великой Отечественной Войны, оказание им посильной помощи, оформление выставки «Помните, какой ценой завоевано счастье!» Написание открытых писем родственникам, воевавшим на войне.

Итоговое мероприятие – литературно-музыкальная композиция «Памяти павших будьте достойны!», основанное на материалах, собранных учащимися (медали, орденская книжка прадеда Придановой Тани, военные фотографии прадеда Карнаушенко Влада, материал о дедушке Кожуховской Лиды, прошедшем фронтовые дороги на востоке).

Письмо прадеду Кожуховскому Алексею Ефремовичу, солдату-пулеметчику, погибшему в 1941 году под Смоленском, не могли не затронуть сердца ребят. Участие Лизы Кожуховской в классном проекте переросло в участие во Всероссийский конкурс «Открытого письма»:

«Дорогой родной солдат! Здравствуйте! Я пишу Вам письмо из 2007 года. Вы погибли под Смоленском в 1941 году, попав в окружение. Давайте знакомиться. Вы мой прадедушка Кожуховский Алексей Ефимович, солдат – пулеметчик. Я ваша правнучка Кожуховская Лидия Алексеевна. Моя мама, ваша внучка Людмила, сохранила вашу фамилию, мне дала имя вашей жены Лидии Фроловны, а отчество мое Алексеевна не только по имени моего отца, но и в вашу честь. Именем Алексей назван мой дядя и двоюродный брат. Так, что, не зная вас, в нашей семье храниться память о вас.
Вы ушли на фронт с первых дней войны, оставив молодую жену с тремя детьми. В августе 1941 года родился ваш четвертый ребенок – мой дедушка Иван. Тяжело было бабушке Лиде с четырьмя детьми. Работала она с раннего утра до позднего вечера за трудодни. Жили впроголодь, потому, что все до крошки отсылали солдатам на фронт. «По ошибке» с бабушки брали налог: должна была сдать государству налог продуктами с подворья: молоко, масло, шерсть. Доит бабушка Лида корову, а младшенький сынок Иван стоит с кружкой и просит: «Мама, дай молока». А мама отвечает: «Не дам сынок, товарищам надо». Не растерялся сынок и сказал: «Я тоже товарищ и мне молоко положено». Не было сепараторов в деревне. Сливки собирали, отстаивая молоко. Чтобы дети не выпили, прабабушка Лида ставила бидон в погреб. Только стала замечать, что сливки исчезают. Попал под подозрение кот Васька. И был он жестоко наказан. Посадила его прабабушка в мешок и давай его крутить приговаривая: «НЕ воруй, шкода». После такой экзекуции кот с вытаращенными глазами от ужаса искал пятый угол, а сливки продолжали исчезать, пока не был пойман настоящий воришка. Дедушка Иван, отощав летом без мяса на щавеле и картошке, был застигнут вылезающим из погреба с большой деревянной ложкой. И смех и слезы.
От инфекционной болезни умерла ваша дочь Валя, а вторая дочь Галя – чуть было не ослепла, но спасли.
Сын Николай едва не умер, наевшись картофельных очистков, отравившись солонинном. Да, приходилось, есть очистки, не хватало картошки, не говоря уже о хлебе и мясе.
Когда пишут о войне, всегда говорят о подвиге и на фронте и в тылу. Да, был подвиг, но было и другое. Это когда одни работали честно и жили впроголодь, а другие воровали. Один из таких обвинил сторожа зернового склада. Невиновного осудили – и сгинул он неизвестно куда. Только попались и те, кто наживался.
Женщины и дети вынесли тяготы войны, приближая победу.
Дорогой прадедушка Алексей! Вы можете гордиться вашими детьми. Ваша дочь Галина стала детским врачом, сын Николай – моряком, а Иван – механизатором. У вас 6 внуков, 7 правнуков. Я живу в красивом и солнечном городе Абакане. Учусь в большой школе. Еще я занимаюсь пением и фортепиано. Через три года закончу музыкальную школу, займусь танцами. Хочу работать в страховом бизнесе.
Дорогой прадедушка! За 65 лет жизнь здорово изменилась. Появилось много машин, тракторов, люди полетели в космос, изобрели компьютеры, сотовые телефоны.
1 мая мы поздравляли твою дочь Галину с днем рождения, вспомнили о тебе. Ведь скоро 9 мая – День Победы. Мне рассказали, что видел тебя одноклассник. Вы попали в окружение. Ты прислонился к березке, обессиленный, раненый.
Тысячи наших солдат остались в светлом березовом лесу под Смоленском, единицам удалось прорваться к нашим войскам. Это было самое тяжелое время для нашей страны. Родные получили письмо «Ваш муж пропал без вести!» Но надеялись на чудо и продолжали ждать.
Ждала ваша жена, ваша дочь, которой уже 70 лет, недавно сказала с надеждой: «А может, удалось выжить отцу?»
Пишу тебе письмо, рыдаю. Мама успокаивает, говорит, что если человека помнят родные, значит, он жив.
Спасибо вам, Алексей Ефремович, низкий поклон за то, что исполнили свой солдатский долг, не сдались врагу. Ваша гибель не была напрасной.

Мы с тобой никогда не встретимся,
Не увидишь ты солнечный свет.
Но спасибо большое, огромное
За мирный и тихий рассвет!

Твоя благодарная правнучка – Лидия».

Все, что пережили дети, познавая все новые и новые страницы страшной войны, которая не обошла стороной их родных, глубоко запало в душу каждого:

«Чем им обязан, знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их!»

Хочу, чтобы наши ученики не выросли Иванами, не помнящими родства, чтобы они любили свою культуру, семью, край, Родину.
Родной дом, родные люди, родной край, Родина… Как научить любить ее всем сердцем, нежно, трепетно?
Любовь – любить – любоваться, любование… Слова одного корня. Именно через любование красотами земли своей и приходит любовь.
Наши походы в природу, экскурсии по историческим местам построены на любовании. Нужно лишь настроить эмоционально – чувственную сферу ребенка на восприятие.
Увидеть не серую степь, а полей разлет, распахнувшуюся даль, не ландыши, а белые звоны колокольчиков, лучи солнца, дарящие небу многоцветные радуги.
Вот так, шаг за шагом, мои ученики осознают ценность слова «Родина», многомерность слова «Любовь», гуманность слова «Человек», «Гражданин», «Патриот».
Я уверена, что понятие совести, добра, милосердия останутся не на бумаги, не в словах стихотворений, не в стенах класса, а в умах, сердцах и делах их.