Основание: Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача- создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин. Причины здоровья – это категория, характеризирующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки. Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- уровень учебной нагрузки на организм учащихся;
- состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
- уровень психологической помощи учащимся;
- состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, организация здоровьесберегающего образовательного процесса, в котором обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится концептуальной основой для возникновения в школе Центра здоровья. Для осуществления данной цели нами разработана целостная методологическая система. Предпосылками создания данной методологической системы явились мониторинговое исследование состояния здоровья учащихся, организация ученического самоуправления под названием « Министерство здравоохранения», работа экологического лагеря «Силис» по сбору лекарственных трав и растений, связь с медицинскими учреждениями.
Цель Центра здоровья: создание и координация целостной системы по обеспечению организационно-педагогических, санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения.
Актив Центра: директор, руководитель, медицинский персонал, преподаватель физической культуры, работник общепита, заместитель директора по воспитательной работе, министр здравоохранения самоуправления школы, руководитель летнего экологического лагеря «Силис».
Центр здоровья разработал программу целостной
методологической системы. Основополагающими
материалами программы послужили
Республиканская целевая программа Республики
Саха (Якутия) «Здоровый человек – успешное
общество» на 2006-2010 годы, публикации об
инновационной общеобразовательной школе г.
Дмитрова Московской области в библиотечке
журнала «Вестник образования №4 за 2006 год, о
школе развития «Эврика» Олекминского улуса под
названием «Инновационная школа и проблема
здоровья», о средней общеобразовательной школе
№7 п.Чульман Нерюнгринского района в статье
«Здоровьесберегающие технологии и
охранительные педагогические режимы как основа
решения проблемы повышения качества
образования», о средней школе Сунтарского улуса
в статье «Фитобар «Нюргусун» в средней школе
экологического направления», изданные в серии
«Педагогика здоровья» Министерством
образования Республики Саха (Якутия) в 2004 году.
Согласно этой программе организация
здоровьесберегающего образовательного процесса
в нашей школе наряду с отбором содержания
начального, предпрофильного, профильного
образования и применением технологий,
отвечающих целям и задачам инновационного
образовательного учреждения, предполагает:
- производственный контроль;
- работу с администрацией школы по организации рационального режима;
- работу с ученическим самоуправлением Министерства здравоохранения;
- организацию научно-познавательной деятельности учащихся;
- сотрудничество с экологическим клубом «Силис».
1. Производственный контроль
Производственный контроль в школе ведется на
основании федерального закона Российской
Федерации № 52-Ф3 от 30 марта 1999 года «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения». Целью производственного контроля
является обеспечение безопасности и
безвредности человека и среды обитания путем
должного выполнения санитарных правил,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, организации и
осуществления контроля за их соблюдением. Для
выполнения данного закона директором школы
издан приказ за № 04-62 от 12.12.2005 г., где назначены
ответственные лица за санитарно-гигиенические
требования расписаний уроков, за безопасность
жизнедеятельности как учащихся, так и
работников, за питание школьников, за
профилактику и диспансеризацию школьников.
Производственный контроль ведется за
соответствием школьной мебели
санитарно-эпидемиологическим правилам, за
составлением рациональных расписаний уроков, за
воздушно-тепловым режимом школы, за естественным
и искусственным освещением учебных кабинетов,
мастерских, лабораторий. Программы, методики и
режимы воспитания и обучения, технические,
аудиовизуальные и иные средства обучения и
воспитания, учебная мебель, а также учебники и
иная издательская продукция допускаются к
использованию при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии их санитарным правилам.
2. Рациональный режим школы
Центр здоровья ведет работу с администрацией по составлению рационального режима школы. Рациональный, с точки зрения сохранения здоровья учащихся, режим школы организуется согласно инструкциям СанПина, где недопустимым фактором обучения считается перенагрузка учащихся. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся II и III ступени – на 2-3-4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни в расписание уроков включаются ли наиболее трудные предметы, ли более средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольной работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день. при составлении расписания уроков
пользуемся таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой
трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
К наиболее трудным предметам относят
информатику, профильные дисциплины, их следует
оценивать не менее чем в 10 баллов.
В оздоровительных целях в нашей
общеобразовательной школе создаются условия для
удовлетворения биологической потребности
обучающихся в движении. Эта потребность
реализуется посредством ежедневной
двигательной активности обучающихся в объеме не
менее 2 ч. Такой объем двигательной активности
слагается из участия обучающихся в комплексе
мероприятий дня: в проведении гимнастики до
учебных занятий, физкультминуток на уроках,
подвижных игр на переменах, спортивного часа в
продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных
спортивных занятий и соревнований, дней
здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
3. Введение оздоровительного компонента в обучении и воспитании
В младших классах ведется адаптационный курс «Введение в школьную жизнь», проводится «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки в1-х классах. На уроках физической культуры внедрили элементы лечебно-физической культуры. Применяют комплекс дыхательных упражнений ,направленных на тренировку дыхательной мускулатуры. Все занятия физической культуры направлены на приобретение навыков выполнения физических упражнений, воспитание культуры здоровья и стремление выработать привычку постоянно заботиться о своем здоровье ,физическом совершенствовании. Во время физкультминуток ведутся обучающие занятия учителями по снятию утомления с органа зрения, по релаксации легко возбудимых учащихся. Творчество рассматривается как один из путей оздоровления учащихся и дает возможность обучать и обучаться интересно:
- по методике Эльконина-Давыдова, Петерсона, Школа-2100;
- организовывать деятельность творческих мастерских;
- применять проектную методику.
Результативность проведенных мероприятий видна из мониторирования групп здоровья учащихся. По сравнению с 2005 учебным годом число учащихся первой группы увеличилось в два раза, стало 41 учащихся (4,2%).Позитивным показателем явилось снижение количества учащихся третьей группы от 168 до137 учащихся, что составляет 14%.
4. Работа с ученическим самоуправлением «Министерство здравоохранения»
Руководитель ЦЗ тесно сотрудничает с демократично выбранным активом учащихся, министерством здравоохранения для внесения данных о состоянии здоровья в систему АИАС «Директор». В результате выборов 2007 года, министром здравоохранения стала ученица 9 «б» класса Павлова Изабелла. В свою очередь Министр консолидирует начальников здравоохранения, избранных по параллелям в среднем и старшем звене. Заседания Министерства здравоохранения планируются 4 раза в год для организации научно – познавательной деятельности учащихся.
Цель: пивлечение внимания учащихся к ведению научно-исследовательской работы по теории и практике мониторинга здоровья, к изучению проблем здоровьесберегающих технологий, многообразий подходов к проблеме питания, двигательной активности, психологического комфорта.
Задачи:
- Выявление учащихся, имеющих интерес к исследовательской работе, консультация при выборе направления и формы исследовательской работы.
- Координация работы с библиотечно-информационным отделом школы и содействие созданию необходимых условий для способных к таковой деятельности учащихся.
Для осуществления этой цели руководитель Центра здоровья прошла краткосрочные курсы повышения квалификации в Межотраслевом институте квалификации кадров МГТУ им. Н.Э.Баумана по направлению «Научные исследования в школе» в ноябре 2005 г. Учащиеся вместе со своими учителями и руководителем Центра здоровья, проводят большую исследовательскую работу. Совместные заседания Центра здоровья и Министерства здравоохранения учащихся проходят как элективные курсы еженедельно по четвергам. На этих элективных курсах учащиеся учатся мониторированию состояния здоровья учащихся по аналитико-информационной автоматизированной системе под названием «АРМ Директор» . Результаты исследования оформляют в виде рефератов, докладов, тезисов, выступают с ними перед одноклассниками, родителями в школе, после доработки и дополнения участвуют на школьной, городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».
5. Организация школьного фитобара на базе экологического клуба «Силис»
Одним из самых значимых и ведущих факторов,
влияющих на здоровье детей, является качество
питания. Если белками, жирами, углеводами нормы
питания в детских дошкольных и школьных
учреждениях худо-бедно выполняются, то
выполнение норм по сокам и фруктам составляет
30–50% (2004 год). Витаминизация, обязательная в
соответствии с действующими санитарными
нормами, в детских учреждениях не осуществляется
или проводится эпизодически химическими
препаратами. Дефицит жизненно необходимых для
детского организма витаминов и других
микронутриентов, таким образом, не
компенсируется. Это ведет к нарушению обмена
веществ, снижению иммунитета, росту острой
заболеваемости; в результате ухудшается
функциональное состояние, замедляется
физическое и умственное развитие детей.
Правительство Российской федерации и Главный
государственный санитарный врач на данную
ситуацию реагируют ежегодными постановлениями и
распоряжениями. Была утверждена «Концепция
государственной политики в области здорового
питания населения РФ на период до 2005 года» (№ 917
от 10.08.98), где приоритетным направлением
обеспечения здорового питания являлась
ликвидация микронутриентной недостаточности. Во
всех государственных и правительственных
документах лишь предлагалось использовать в
рационах организованных коллективов продукты,
обогащенные витаминно-минеральными комплексами.
Но эти предложения, как правило, не
финансировались.
Все вышеперечисленное свидетельствует о
необходимости разработки и внедрения в
учебно-воспитательный процесс
научно-обоснованной системы реабилитационных
мероприятий в сочетании с индивидуальным
подходом и обязательной оценкой эффективности.
Существующая реальная действительность диктует
необходимость поиска новых форм организации
оздоровления в условиях школы. Один из вариантов
решения данной проблемы школа видит в
организации экологического клуба «Силис».
Цель: организовать экспедицию по сбору лекарственного сырья.
Задачи:
- Узнать и изучить по научным источникам сведения о лекарственных растениях Якутии.
- Изучить методику сбора и хранения лекарственного сырья, способы приготовления и применения лекарственных препаратов.
Для восполнения суточной потребности детского организма в витаминах для ежедневного приема рекомендованы поливитаминные чаи, тонизирующие организм и активизирующие обменные процессы. Следует отметить, что естественные витамины, содержащиеся в растениях, обычно более эффективны, чем синтетические, поскольку чаще всего находятся в оптимальных соотношениях, близких к потребностям человеческого организма, поэтому решено было на базе экологического клуба организовать фитобар.
Задачи школьного фитобара:
- Составить рецепты лекарственных сборов для школьного фитобара.
- Пакетировать и написать аннотацию к лекарственному сырью.
- Организовать употребление лекарственных сборов в виде фиточаев при содействии школьной столовой.
Собранные учащимися лекарственные растения
успешно применяются нами для приготовления
физиологически полноценных травяных чаев,
отваров. На данном этапе выводы о результате
деятельности фитобара можно сделать по
сравнению заболеваемостью школьников в течение
последних лет : если в 2003 году заболеванием
органов дыхания переболело 559 школьника, то в 2005
году зарегистрировано 275 случая , в 2003 году – 322
случая заболевания острой респираторно-вирусной
инфекцией, то в 2005 году – всего 182 случая .
Таким образом, работа по первому приоритетному
направлению «Организация здоровьесберегающего
образовательного процесса» охватывает все
структуры нашей общеобразовательной школы,
начиная с администрации, включая ученическое
самоуправление,заканчивая деятельностью
школьного фитобара . Каждая отдельно взятая
структура имеет свои определенные цели, задачи
,но они подчинены единой концепции Центра
здоровья , поэтому он является главным
координатором всей деятельности.
Ожидаемые результаты по реализации программы Центра здоровья
Создание в школе единого здоровьесберегающего процесса через реализацию программы Центра здоровья позволит:
- улучшить материально-техническую базу общеобразовательной школы;
- создать внутришкольную систему по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в СОШ;
- обеспечить внедрение здоровьесберегающих технологий в школе;
- ввести медико-физиологический контроль показателей физического состояния обучающихся в СОШ;
- устранить негативные факторы образовательного процесса, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся ;
- снизить количество заболеваний и улучшить успеваемость обучающихся за счет уменьшения психофизиологической “стоимости” процесса обучения.
Использованная литература:
1. Библиотечка журнала «Вестник образования»
№ 4, 2006.
2. Библиотечка журнала «Вестник образования»
№6, 2006.
3. Будникова О.И. Основные направления
создания здоровьесберегающей среды. Фестиваль
педагогических идей. Раздел: Администрирование
школы. Диск № 2.
4. Ветлугина Н.А. Спортивно-семейное событие
«Мама, папа, я – спортивная семья».Фестиваль
педагогических идей. Раздел: Классное
руководство. Диск № 2.
5. Голяковская Е.Ю. Основы здоровьесохранной
педагогики. Фестиваль педагогических идей.
Раздел: Спорт в школе и здоровье детей. Диск №
2.
6. Казак Н.А. Здоровьесберегающие технологии.
Фестиваль педагогических идей. Раздел:
Общепедагогические технологии. Диск № 2.
7. Павлова А.Н. Система вовлечения
обучающихся, учителей и родителей в программу
укрепления здоровья. Фестиваль педагогических
идей. Раздел: Спорт в школе и здоровье детей. Диск
№ 2.
8. Современная школа и здоровье детей. Серия
«Педагогика здоровья». Я., 2004.
9. Тарасова Р.Н. Как сделать ребенка здоровым?
(Из опыта работы). Фестиваль педагогических идей.
Раздел: Спорт в школе и здоровье детей. Диск №
2
10. Ткачук Е.В. Создание условий,
способствующих саморазвитию личности детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
освоению ими способов сохранения своего
здоровья. Фестиваль педагогических идей. Раздел:
Преподавание ОБЖ. Работа с дошкольниками. Диск
№ 2.
11. Тупицина Т.Б. Модель «Школы, содействующей
здоровью». Фестиваль педагогических идей.
Раздел: Администрирование школы. Диск № 1.