Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Организмы и
природная среда» составлена на основе
собственного опыта работы. Учебный материал
адаптирован для учащихся 7 — 8 классов
коррекционных школ VIII вида и является составной
частью экологического воспитания учащихся.
Программа рецензирована отделом экологии
городского экологического центра, апробирована
мной в течение нескольких лет и имеет
положительный результат.
Основная идея факультативного курса — выявление
приспособленности организмов к среде своего
обитания и друг к другу.
Цель курса — создать у детей целостную картину
мира, сформулировать представление о богатстве
природы со всеми взаимотношениями между
организмами, объяснить взаимосвязь и
согласованность элементов животного и
растительного мира.
Данный курс соответствует возрастным и
психическим особенностям детей с отклонениями в
развитии и способствует:
- получению знаний по основным вопросам экологии и формированию начальных представлений об экологических закономерностях в живой природе;
- развитию понятийного аппарата учащегося с психическими отклонениями, когда на своем речевом уровне он получет несколько десятков экологических понятий, отражающих основные закономерности этой науки;
- углублению и расширению имеющихся у школьников бытовых знаний экологии;
- формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействиии живой и неживой природы с человеком, т.е. самими школьниками как частью природы;
- воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
Основные методы и формы организации изучения —
рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия,
рисунок; используются элементы увлекательности,
диалоги нескольких персонажей, учебные
кинофильмы, рассказы писателей — натуралистов,
фольклорный и сказочный материал. Реализуется
региональный компонент.
Программа содержит 5 этапов начального
постижения экологии по мере усложнения
материала.
Первый раздел — факторная экология, видовые
адаптации организмов (аутэкология). Второй
раздел — строение сообществ растений и животных,
конструкции биоцинозов и их функционирование
(биоценология). Третий раздел — жизнь популяций,
популяционные механизмы регуляций (демэкология).
Четвёртый раздел — практикум «Общение с живой
природой». Пятый раздел — практические работы и
экологические экскурсии.
В процессе изучения факультативного курса
реализуются многие коррекционные цели. При
наблюдении за природными объектами производится
коррекция ощущений, восприятий, представлений;
увеличивается поле зрения, скорость обучения,
обозрения; развивается умение устанавливать
связи между видимыми и соседними объектами;
развивается глазомер, корректируются искаженные
представления о жизни, природе, обществе. Идёт
работа над коррекцией памяти: т.к. учащемуся надо
будет последовательно воспроизводить материал,
уметь установить причинно — следственные,
временные связи между отдельными фактами и
явлениями; увеличивается объем памяти,
тренируется образная память.
В процессе общения развивается импрессивная и
экспрессивная сторона речи.
Проводится коррекция мышления, т.к. необходимо
делать словесно — логические обобщения, выводы.
Ребёнок учится строить умозаключения, выделять
главное, существенное. У учащегося
вырабатываются положительные привычки
поведения.
Итогом факультативного курса является то, что:
- ученики знают основные понятия экологии, оперируют ими, имеют представление о полифункциональности природных предметов и событий;
- они умеют наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объясняют увиденное;
- школьники проявляют бережное отношение к живым организмам;
- осуществляется коррекция памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы и поведения;
- учащиеся легче адаптируются к жизни в местных условиях.
Тематическое планирование факультативного курса по экологии
Изучаемая тема |
Кол-во часов |
№ урока |
Тема урока |
1. Введение | 1 |
1 |
Понятие природы, связи между организмами. |
I раздел. Аутэкология 2.
Приспособление организмов к холоду 3. Приспособление организмов к жаре |
8 3 2 |
2 5 |
Основные способы согревания. Приспособленность у растений от перегрева. |
4. Приспособление организмов друг к другу | 3 |
7 |
Защитная окраска и защищающая форма
тела. Защитное поведение. Дружеские взаимоотношения в природе. |
II раздел. Биоценология 5.
Приспособленность организмов к степи и пустыне 6. Особенности жизни в горах 7. Жизнь и ее особенности в океане 8. Лес и его обитатели |
13 4 2 4 3 |
10 14 16 20 |
Приспособительные типы
растительности. Ландшафт гор, физико-климатические
особенности. Морская среда и ее особенности. Растительные ярусы в лесу. |
III раздел. Демэкология 9.
Популяционные особенности размножения 10. Суточные и сезонные колебания в популяциях |
8 4 4 |
23 27 |
Понятия особи, семейной группы, стада. Режим дня у животных. |
IV раздел. «Общение с живой
природой» 1. Не уничтожай напрасно живое 2. «Полезные» и «вредные» организмы 3. Помоги животному, попавшему в беду 4. В нашем доме живут животные 5. Животный мир на улице. 6. Город — тоже природа. |
27 3 3 3 8 6 4 |
31 34 37 40 48 54 |
«Красивые» и «некрасивые» животные. Понятие пользы и вреда в человеческом обществе. Постулаты помощи животному. Приживальщики человека и следы их
деятельности. Флора и фауна палисадника и газона. Убежища животных в городе. |
V раздел. Практические
работы 1. Экскурсии на основные природные
экосистемы 2. Экскурсии на искусственные экосистемы 3. Экологический поход 4. Экологические десанты 5. Заключение |
11 3 3 1 3 1 |
58 61 64 65 68 |
Экскурсия в лес (парк). Экскурсия на станцию юннатов. Экологический поход вокруг школы. Экологический десант в парке. Природа и люди. |
Используемая литература:
- Экология. Программа для средней общеобразовательной школы. 1995 г.
- П.Фарб «Популярная экология» М., «Мир», 1971г.
- Жизнь растений — М., «Просвещение»(в 6 т.)
- Жизнь животных — М., «Просвещение»(в 6 т.)
- И.В.Иванова «Что растет вокруг тебя».
- С.П.Миловидов «Птицы населенных пунктов Западной Сибири, их охрана и привлечение».
- П.П.Второв, Н.Н.Дроздов «Биогеография».
- М.Фройде «Животные строят».
- Н.Н.Плавильщиков «Краткая энтомология».
- Р.Шовен «Поведение животных».
- В.Г.Астахова и др. «Мир вокруг нас».
- Л.Детари «Биоритмы».
- Ж.И.Шиф «Умственное развитие учащихся вспомогательных школ».
- С.Я.Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка».