Программа факультативного курса по экологии "Организмы и природная среда"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Организмы и природная среда» составлена на основе собственного опыта работы. Учебный материал адаптирован для учащихся 7 — 8 классов коррекционных школ VIII вида и является составной частью экологического воспитания учащихся.
Программа рецензирована отделом экологии городского экологического центра, апробирована мной в течение нескольких лет и имеет положительный результат.
Основная идея факультативного курса — выявление приспособленности организмов к среде своего обитания и друг к другу.
Цель курса — создать у детей целостную картину мира, сформулировать представление о богатстве природы со всеми взаимотношениями между организмами, объяснить взаимосвязь и согласованность элементов животного и растительного мира.
Данный курс соответствует возрастным и психическим особенностям детей с отклонениями в развитии и способствует:

  • получению знаний по основным вопросам экологии и формированию начальных представлений об экологических закономерностях в живой природе;
  • развитию понятийного аппарата учащегося с психическими отклонениями, когда на своем речевом уровне он получет несколько десятков экологических понятий, отражающих основные закономерности этой науки;
  • углублению и расширению имеющихся у школьников бытовых знаний экологии;
  • формированию экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействиии живой и неживой природы с человеком, т.е. самими школьниками как частью природы;
  • воспитанию экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.

Основные методы и формы организации изучения — рассказ беседа, сюжетная игра, экскурсия, рисунок; используются элементы увлекательности, диалоги нескольких персонажей, учебные кинофильмы, рассказы писателей — натуралистов, фольклорный и сказочный материал. Реализуется региональный компонент.
Программа содержит 5 этапов начального постижения экологии по мере усложнения материала.
Первый раздел — факторная экология, видовые адаптации организмов (аутэкология). Второй раздел — строение сообществ растений и животных, конструкции биоцинозов и их функционирование (биоценология). Третий раздел — жизнь популяций, популяционные механизмы регуляций (демэкология). Четвёртый раздел — практикум «Общение с живой природой». Пятый раздел — практические работы и экологические экскурсии.
В процессе изучения факультативного курса реализуются многие коррекционные цели. При наблюдении за природными объектами производится коррекция ощущений, восприятий, представлений; увеличивается поле зрения, скорость обучения, обозрения; развивается умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами; развивается глазомер, корректируются искаженные представления о жизни, природе, обществе. Идёт работа над коррекцией памяти: т.к. учащемуся надо будет последовательно воспроизводить материал, уметь установить причинно — следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями; увеличивается объем памяти, тренируется образная память.
В процессе общения развивается импрессивная и экспрессивная сторона речи.      Проводится коррекция мышления, т.к. необходимо делать словесно — логические обобщения, выводы. Ребёнок учится строить умозаключения, выделять главное, существенное. У учащегося вырабатываются положительные привычки поведения.
Итогом факультативного курса является то, что:

  • ученики знают основные понятия экологии, оперируют ими, имеют представление о полифункциональности природных предметов и событий;
  • они умеют наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объясняют увиденное;
  • школьники проявляют бережное отношение к живым организмам;
  • осуществляется коррекция памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • учащиеся легче адаптируются к жизни в местных условиях.

Тематическое планирование факультативного курса по экологии

Изучаемая тема

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

1. Введение

1

1

Понятие природы, связи между организмами.
I  раздел. Аутэкология

2. Приспособление организмов к холоду

3. Приспособление организмов к жаре

8

3

2

 

2
3
4

5
6

 

Основные способы согревания.
Снег-термозащитный покров для животных и растений.
Передвижение по снегу, в снегу, под снегом.

Приспособленность у растений от перегрева.
Приспособленность у животных от перегрева.

4. Приспособление организмов друг к другу

3

7
8
9

Защитная окраска и защищающая форма тела.
Защитное поведение.
Дружеские взаимоотношения в природе.
II раздел. Биоценология

5. Приспособленность организмов к степи и пустыне


6. Особенности жизни в горах

7. Жизнь и ее особенности в океане


8. Лес и его обитатели

13

4


2

4


3

 

10
11
12
13

14
15

16
17
18
19

20
21
22

 

Приспособительные типы растительности.
Пищевые связи в степи.
Особенности природы в пустыне.
Особенности животных в пустыне.

Ландшафт гор, физико-климатические особенности.
Приспособленность растений и животных к горным условиям.

Морская среда и ее особенности.
Морские растения.
Морские животные.
Жизнь на планете начиналась в океане.

Растительные ярусы в лесу.
Взаимоотношения животных в лесу.
Взаимодействие растений и животных в лесу.

III раздел. Демэкология

9. Популяционные особенности размножения


10. Суточные и сезонные колебания в популяциях

8

4


4

 

23
24
25
26

27
28
29
30

 

Понятия особи, семейной группы, стада.
Время размножения.
Зависимость размножения от различных факторов.
Выражение заботы о потомстве.

Режим дня у животных.
Дневные и ночные животные.
Зависимость деятельности животных в популяциях от сезона.

IV раздел. «Общение с живой природой»

1. Не уничтожай напрасно живое

2. «Полезные» и «вредные» организмы

3. Помоги животному, попавшему в беду

4. В нашем доме живут животные






5. Животный мир на улице.




6. Город — тоже природа.

27

3

3

3

8






6




4


 

31
32
33

34
35
36

37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47

48
49
50
51
52
53

54
55
56
57

 

«Красивые» и «некрасивые» животные.
«Некрасивые» животные — зачем им это нужно.
Жизнеспособность у растений.

Понятие пользы и вреда в человеческом обществе.
«Вредные» животные, приносящие пользу человеку.
Животные — друзья человека, приносящие ему вред.

Постулаты помощи животному.
Оказание помощи пострадавшему животному.
Подкормка птиц зимой.

Приживальщики человека и следы их деятельности.
Собака и кошка в доме.
Аквариум, его организация.
Аквариумные рыбки.
Птицы в клетке.
Вольеры с грызунами в нашей квартире.
Другие животные, которых можно содержать в доме.
«Дебри» растительности на пустыре.

Флора и фауна палисадника и газона.
Деревья вокруг нашего дома.
Животные и птицы, живущие на чердаках, карнизах, в кронах деревьев.
Насекомые вокруг дома.
Дерево — многоэтажное жилище для массы насекомых.

Убежища животных в городе.
Пища животных в городе.
Хищные животные в городе.
Сравнение города с природной экосистемой.

V раздел. Практические работы

1. Экскурсии на основные природные экосистемы

2. Экскурсии на искусственные экосистемы

3. Экологический поход

4. Экологические десанты

5. Заключение

11

3

3

1

3

1

 

58
59
60

61
62
63

64

65
66
67

68

 

Экскурсия в лес (парк).
Экскурсия на луг.
Экскурсия на водоем.

Экскурсия на станцию юннатов.
Экскурсия на выставку «Подводный мир».
Экскурсия в краеведческий музей.

Экологический поход вокруг школы.

Экологический десант в парке.
Экологический десант на территории школы.
Экологический десант вокруг школы.

Природа и люди.

Используемая литература:

  1. Экология. Программа для средней общеобразовательной школы. 1995 г.
  2. П.Фарб «Популярная экология» М., «Мир», 1971г.
  3. Жизнь растений — М., «Просвещение»(в 6 т.)
  4. Жизнь животных — М., «Просвещение»(в 6 т.)
  5. И.В.Иванова «Что растет вокруг тебя».
  6. С.П.Миловидов «Птицы населенных пунктов Западной Сибири, их охрана и привлечение».
  7. П.П.Второв, Н.Н.Дроздов «Биогеография».
  8. М.Фройде «Животные строят».
  9. Н.Н.Плавильщиков «Краткая энтомология».
  10. Р.Шовен «Поведение животных».
  11. В.Г.Астахова и др. «Мир вокруг нас».
  12. Л.Детари «Биоритмы».
  13.  Ж.И.Шиф «Умственное развитие учащихся вспомогательных школ».
  14. С.Я.Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка».