В условиях введения новых форм итоговой аттестации в девятых и одиннадцатых классах перед нами, как учителями математики, возникла проблема организации повторения при подготовке учащихся к экзаменам. В решении вопросов модернизации образования большая роль отводится созданию организационно-педагогических условий, которые способствуют формированию высокого уровня положительной мотивации учебного труда школьников.
В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, идея взаимообучения, идея продвижения в индивидуальном темпе, идея самоконтроля и взаимоконтроля. Большую роль в процессе обучения и в формировании личностных качеств человека имеет диалог. Диалог продуктивен при новизне контакта, при различии в возрасте учеников, при наличии практической направленности рассматриваемого вопроса. Для реализации идей педагогики сотрудничества мы используем возможности работы в разновозрастных группах. Эта форма способствует повышению познавательной активности школьников. В предыдущие годы нами для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предмету: конкурсы, игры, инсценировки. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в привитии интереса к математике, в личностном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков.
Планируя организацию итогового повторения в 2006–2007 учебном году, мы обратили внимание, что в 9 и 11 классах ряд тем совпадают: текстовые задачи, прогрессии, графическое решение уравнений и неравенств. В связи с этим появилась идея проведения разновозрастного урока в рамках итогового повторения. Разновозрастный урок характеризуется особым эмоциональным состоянием учащихся. Девятиклассники испытывают гордость, выполняя задания уровня 11 класса. Ученики 11 класса понимают необходимость подтвердить свой статус старших по возрасту и доказать, что они знают больше девятиклассников, и готовы выступить в качестве консультантов. Младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, как нам кажется, продвигаются вперед успешнее. Особенности психологии учеников 9, 11 классов (стремление к лидерству, к общению) способствуют повышению их активности, работоспособности.Опыт показывает, что когда материал сводится в
крупные блоки, то появляется возможность
значительно увеличить объем рассматриваемого
материала при резком снижении нагрузки на
ученика. Снижению утомляемости служит смена
видов деятельности, использование задач
различной тематики, применение прямых и обратных
задач.
Нами разработан и проведен разновозрастный урок
по решению текстовых задач на проценты. 11 «А»
и 9 «Б» классы, в которых проводился урок, имеют
достаточный запас знаний по рассматриваемому
вопросу. Этим классам предстоит итоговая
аттестация в форме единого экзамена (ЕГЭ, ЕМЭ),
где в КИМах присутствуют задания по данной теме.
У учащихся сформирован единый подход к решению
задач (учебник «Алгебра» А.Г.Мордковича).
Данный урок служит систематизации и совершенствованию знаний учеников выпускных классов.
На уроке рассматривались различные типы задач: по уровню сложности, по методам решения, по способам оформления.
Применялись различные методы и формы работы: устные и письменные, коллективные, индивидуальные, в парах.
Использовались различные формы контроля знаний учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, фронтальный контроль.
Часть текстов заданий, образцов решения и оформления предъявлялись с помощью проектора, что привело к увеличению доли информации, представленной в визуальной форме, снятию проблем технического характера и выдвижению на первый план сути изучаемого вопроса.
Мы считаем, что для проведения разновозрастного урока у классов должен быть хороший запас знаний по рассматриваемому вопросу, высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Благодаря новизне ситуации, связанной с
присутствием учеников другой возрастной группы,
применению технологии УДЕ, практической
направленности урока, использованию современных
информационных технологий ученики не испытывали
перегрузки, были активны, работали творчески,
продемонстрировали свои знания и обменялись
опытом.
Проведенное анкетирование участников урока
показало, что им понравилось:
- работать с учениками другого возраста;
- возможность проявить себя;
- успели много повторить;
- чувство уверенности в себе;
- знакомство с новыми способами решения задач;
- использование новой компьютерной техники
Свою идею разновозрастного урока мы реализовали при проведении открытого урока для учителей математики города. В организации разновозрастных уроков мы видим новизну в подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Решение текстовых задач. Задачи на проценты
Цели урока:
- систематизация знаний учащихся выпускных классов по решению текстовых задач на проценты;
- развитие навыков взаимо и самоконтроля;
- развитие коммуникативных способностей, умения работать в новой обстановке
Урок проведен для учеников 9 и11 класса.
I. Устная работа
Текст заданий проецируется на экран через проектор.
1. Найдите: а) от 40; б) от 72.
2. Найдите число, если а) его равна 40; б) его равны 75.
3. Представьте в виде десятичной дроби: а)70%; б) 7%; в)21,35%.
4. Найдите: 20% от 70.
5. Найдите: Число, если 20% его равны 70.
6. Найдите:а) какую часть 40 составляет от 120;б) сколько процентов 25 составляет от 125.
II. Давайте обобщим то, что мы повторили
Запишите выводы, которые получим при выполнении следующих заданий в тетради.
1. Найти число а, составляющее n% от числа в.
2. Найти число в, если n% от него равны а.
3. Найти, сколько процентов составляет число а от числа в.
III. Сейчас выполним самостоятельную работу на бланках
Текст заданий [4], [5] проецируется на экран через проектор. К каждому заданию даются четыре ответа под буквами А, Б, В, Г. Выберите один из ответов, запишите букву в тетрадь. В бланк поставьте крестик под буквой, которой, по вашему мнению, соответствует правильный ответ.
1. На распродаже цены в магазине были снижены на 30%. Некоторый товар до снижения цены стоил х рублей. Ученик выписал четыре различных выражения для вычисления новой цены товара. Одно из них неверное. Какое?
А |
Б |
В |
Г |
Х – 0,3Х |
0,7Х |
Х – |
Х – |
2. Летом рюкзак стоил 880 рублей. Осенью цена на рюкзаки снизилась на 25%, а зимой – ещё на 25%. Сколько рублей заплатит покупатель, если купит рюкзак зимой?
А |
Б |
В |
Г |
830 руб |
660 руб |
495 руб |
165 руб |
3. В мебельном магазине старые цены заменены новыми. Примерно на сколько процентов снижены цены при распродаже мебели?
цена | шкаф | кровать | стол |
старая | 3999 руб | 1205 руб | 1000 руб |
новая | 3000 руб | 900 руб | 752 руб |
А |
Б |
В |
Г |
на 30% |
на20% |
на 25% |
Определить нельзя |
4. При озеленении территории парка 25% его площади отвели под посадку клёнов, 50% оставшейся площади – под посадку рябин, остальную – под газоны. На какой из диаграмм правильно показано распределение посадок?
IV. Решение задач
Тексты задач, напечатанные при помощи компьютера на цветных листах, выдаются на каждую парту
I часть: задачи на скидки при покупке товаров (I вариант решает задачи 1, 3; II вариант решает задачи 2, 4.)
1. В ТЦ «Рассвет» покупатель набрал продуктов на 1 200 руб. У него имеется карточка на 3%-ую скидку. Сколько рублей заплатил покупатель в кассу?
2. Предновогодняя скидка в магазине «TV- плюс» была 20%. При покупке телевизора покупатель заплатил 24 000 руб. Сколько бы стоил телевизор без скидки?
3. В магазине МБТ действуют накопительные скидки. При покупке стиральной машины стоимостью 12 000 руб. обладатель дисконтной карты заплатил 11 760 руб. Каков процент скидки?
4. Костюм состоит из пиджака и брюк. Стоит он 4500 руб. Пиджак отдельно стоит 2700 руб. Сколько процентов от стоимости костюма составляет стоимость брюк?
– Какие получились ответы?
Спросить по 3 человека с каждого варианта. При разнице в ответах или при отсутствии ответа задача разбирается устно.
V. Проверка домашнего задания
Задача (общая). Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит цинка на 80 кг меньше, чем меди. Этот кусок латуни сплавили со 120 кг меди и получили латунь, в которой 75% меди. Определите массу первоначального куска латуни. [3]
Решение: 75% = 0,75
Масса меди в сплаве (кг) |
Масса цинка в сплаве (кг) |
Масса сплава (кг) |
|
Старый сплав | Х |
Х – 80 |
2Х – 80 |
Новый сплав | Х + 120 |
Х – 80 |
2Х + 40 |
Уравнение:
0,75(2х + 40) = х + 120
1,5х + 30 = х + 120
1,5х – х = 120 – 30
0,5х = 90
х = 90 : 0,5
х = 180
2 • 180 – 80 = 280 (кг) – масса первоначального куска латуни.
Ответ: 280 кг.
VI. Решение задач
II часть: задачи на растворы и сплавы
1. (с места отвечает ученик 9 кл.) Смешали 400 г воды и 100 г поваренной соли. Сколько процентов соли содержится в этом растворе?
Решение:
1) 400 + 100 = 500 (г) – всего
2) 100 : 500 • 100% = 20%
Ответ: 20%
2. (с места отвечает ученик 11 кл) К 400 граммам 9%-го раствора уксусной кислоты добавили 200 г воды. Найти процентное содержание уксусной кислоты в растворе.
Решение:
1) 400 : 100 • 9 = 36 (г) – уксусной кислоты в растворе
2) 400 + 200 = 600 (г) – масса нового раствора
3) 36 : 600 • 100% = 6%
Ответ: 6%
3. (решает у доски ученик 9 кл) К 500 граммам 5%-го раствора соли добавили 25 г этой же соли. Найти процентное содержание соли в новом растворе (ответ округлить).
Решение:
1) 500 : 100 • 5 = 25 (г)– соли в растворе
2) 25 + 25 = 50 (г)– соли в новом растворе
3) 500 + 25 = 525 (г)– масса нового раствора
4) 50 : 525 • 100% = % = % =% = 9% = 9,523…%10%
Ответ: 10%
4. (решает у доски ученик 9 кл) Имеется 500 г латуни, в которой содержится 40% меди. Сколько граммов цинка нужно добавить в расплав, чтобы получилась латунь с 20 %-м содержанием меди?
Решение:
40% = 0,4 20% = 0,2
0,4 • 500 = 200 (г) – меди в латуни
Пусть х г – масса добавленного цинка, тогда 500 + х г – масса новой латуни.
Уравнение:
0,2(500 + х) = 200
100 + 0,2х = 200
0,2х = 200 – 100
0,2х = 100
х = 100 : 0,2
х = 500
Ответ: 500 г цинка нужно добавить.
5. (решает у доски ученик 11 кл) Имеется 500 г сплава, в котором 40% олова. Сколько граммов олова нужно добавить в расплав, чтобы в новом сплаве содержалось 60% олова?
Решение:
40% = 0,4 60% = 0,6
0,4 • 500 = 200 (г) – олова
Пусть х г олова нужно добавить, тогда 200 + х г – масса олова в новом сплаве, 500 + х г – масса нового сплава.
Уравнение:
0,6(500 + х) = 200 + х
300 + 0,6х = 200 + х
300 – 200 = х – 0,6х
100 = 0,4х
х = 100 : 0,4
х = 250
Ответ: 250 г олова нужно добавить.
VII. Проверка домашнего задания (задача 2 – обмен опытом)
Задача 1 (9 кл.). При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800 г раствора с концентрацией соли 21,25%.Сколько граммов каждого раствора было для этого взято? [1] (метод решения – составление системы уравнений).
21,25% = = = = = 40% = 0,4 10% = 0,1
Масса раствора (г) | Масса соли (г) | |
I раствор | х |
0,4х |
II раствор | у |
0,1у |
Новый раствор | 800 |
• 800 = 170 |
Система уравнений:
х + у = 800 0,4х + 0,1у = 170 |
Выразим у из 1-го уравнения: у = 800 – х, подставим во 2-е уравнение и получим:
0,4х + 0,1(800 – х) = 170
0,4х + 80 – 0,1х = 170
0,3х = 170 – 80
0,3х = 90
х = 90 : 0,3
х = 300
х = 300, значит у = 800 – 300 = 500
Ответ: было взято 300 г одного раствора и 500 г другого
Задача 2 (11 кл.). При покупке ребенку новых лыж с ботинками родителям пришлось заплатить на 35% больше, чем два года назад, причем лыжи подорожали с тех пор на 20%, а ботинки на 70%. Сколько процентов от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж? [3] (метод решения – составление уравнения с двумя переменными).
35% = 0,35 20% = 0,2 70% = 0,7
Стоимость лыж (руб) |
Стоимость ботинок (руб) |
Стоимость лыж и ботинок вместе (руб) |
|
Два года назад | х |
у |
х + у |
Сейчас | х + 0,2х = 1,2х |
у + 0,7у = 1,7у |
(х + у) + 0,35(х + у) |
Уравнение:
1,2х + 1,7у = (х + у) + 0,35(х + у)
1,2х + 1,7у = х + у + 0,35х + 0,35у
1,2х + 1,7у = 1,35х + 1,35у
1,7у – 1,35у = 1,35х – 1,2х
0,35у = 0,15х
х = 0,35у : 0,15
х = у
х = у
х = у
• 100% = у : (у + у) • 100% = у : у • 100% = • 100% = 70%
Ответ: 70% от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж.
VIII. Самостоятельное решение задач по образцу
Задача для 9 класса: При покупке ребенку нового спортивного костюма родителям пришлось заплатить на 30% больше, чем два года назад, причем куртка подорожала с тех пор на 15%, а брюки на 65%. Сколько процентов от стоимости костюма составляла два года назад стоимость брюк?
Задача для 11 класса: Имеется два слитка сплава серебра и олова. Процентное содержание серебра в первом слитке 20%, а во втором слитке 5%. При смешении расплавов этих слитков получили 500г расплава с 12,35%-м содержанием серебра. Сколько граммов каждого сплава было взято?
Ученикам на уроке было предложено, по желанию, решить задачи 9 и 11 класса. Многие справились с решением двух задач.
IX. Домашнее задание
9 класс:
1. На базе отдыха после проведения санитарной обработки количество мух уменьшилось на 40%, а количество комаров на 20%. В целом количество насекомых уменьшилось на 25%.Сколько процентов от общего числа насекомых составляли до санитарной обработки комары? [2]
2. Из ведра в бочку перелили сначала половину имевшейся в нем воды, затем 1 л и, наконец, 20% остатка. В итоге количество воды в бочке увеличилось на 10%. Сколько воды было в ведре, если в бочке первоначально было 38 л воды? [5]
11 класс:
1. Имеется три слитка латуни. Масса первого равна 5кг, масса второго 3кг и каждый из них содержит 30% меди. Если первый слиток сплавить с третьим, то получится слиток, содержащий 56% меди. Если второй слиток сплавить с третьим, то получится слиток, содержащий 60% меди. Каким будет процентное содержание меди в сплаве из трех слитков? [1]
2. Из сосуда доверху наполненного 88%-ым раствором кислоты отлили 2,5л жидкости и долили 2,5л 60%-го раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 80%-ый раствор кислоты. Найдите вместимость сосуда в литрах. [2]
Литература:
- Алгебра. 9 кл.: Задачник для ощеобразоват. Учреждений / А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина.– 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2000.
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Математика/ А.Г.Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Единый государственный экзамен: математика: 2004-2005: контрол. измерит. материалы / [Л.О.Днищева, Г.К.Безрукова, Е.М.Бойченко и др.: под ред. Г.С.Ковалевой]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. служба по надзору в сфере образования и науки.– М.: Просвещение, 2005.
- ЕГЭ. Математика. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых текстовых заданий / Л.Д.Лаппо, М.А.Попов.– М: Издательство «Экзамен», 2007.
- ЕГЭ. Математика. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания / Т.В.Колесникова, С.С.Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.