Цели урока:
- Формирование понятия “орфограмма”.
- Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.
- Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
- Развивать умение строить предложение.
- Расширять словарный запас.
- Воспитывать аккуратность.
- Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Схема-опора “Ёлка”;
- Веер с гласными;
- Конверт с заданиями;
- Искусственная ёлка;
- Ёлочные игрушки;
- Предметные картинки;
- Карточки-снежинки;
- Таблички.
1. Организационный момент:
Учитель:
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Ход урока
2. Подготовка к изучению темы урока.
Учитель показывает конверт.
- Его принёс почтальон, но он не открывается.
Отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:Дни его всех дне короче,
Всех ночей длиннее ночи,На поля и на луга
До весны легли снега.Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
- Какое сегодня число? Месяц? (19 декабря)
- Что за слово декабря? (словарное)
- Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)
- Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)
- Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)
- Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)
- Прочтите пословицу: “Декабрь год кончает, зиму начинает”.
- Как вы понимаете её смысл? Объясните.
3. Чистописание.
а) Дети произносят хором:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
И от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число.
б) Целеполагание.
Схема-опора.
- Посмотрите на таблицу. - Какие тут спрятаны буквы?
- Как одним словом их можно назвать?
- Какая цель нашей работы на уроке?
(Правописание безударных гласных.)
- Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.
в) Письмо цепочки букв: о а е я и
г) “Вопросы задаёт декабрь”.
- Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные.)
- Почему? (Они слышатся нечётко.)
- Какие слова являются проверочными? (Где гласный стоит под ударением.)
- Как найти проверочное слово? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная чётко слышалась. Подобрать однокоренное слово.)
Дети произносят хором стихотворение о проверке слов с безударной гласной:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
4. Словарная работа (с предметными картинками).
Учитель:
- Декабрь будет загадывать вам загадки, а вы должны записывать ответы в два столбика: с непроверяемыми безударными гласными, с проверяемыми безударными гласными.
- Какие это слова?
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
(ворона - ворон)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(снегирь – снег)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа.
(сова – совы)
Проверка:
- Какие слова являются словарными?
- Какие слова можно проверить?
Итог
- Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
5. Развитие речи
- Как назвать одним словом всех этих птиц? (Зимующие.)
Учитель: “Сели на ёлку ворона, снегирь, синица, сорока”.
(Прикрепляет на искусственную ёлку картинки птиц.)
- Как помочь зимующим птицам? (Их надо подкармливать.)
- Закончить предложение с доски:
Всю зиму в наших лесах живут … (снегири, дятлы, сороки, вороны.)
(галки, клесты, синицы.)
Учитель:
“Декабрь рассыпал снежинки на парты”.
Задание по вариантам на бумажных снежинках: вставьте в словах пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения.
1 вариант - Наступили сильные м_розы.
2 вариант - Снег завалил с_довые дорожки.
3 вариант - Птицы з_мой голодают.
4 вариант – Дети устроили для птиц к_рмушки.
5 вариант – Девочки насыпали пш_на.
6 вариант – Г_лодные птицы быстро склевали корм.
Проверка
- Взаимопроверка.
- Общая проверка: Какие буквы вставили? Назовите главные члены предложения.
- Прочитайте предложения по порядку.
- Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)
- Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)
6. Фонетическая разминка.
- Прослушайте стихотворение Дьякова “Зима”:
Ой, ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила.
Задание:
- Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.
зам_ла - мёл зав_лила - завал зам_розила - мороз
Итог
- Безударную гласную нужно проверять ударением.
7. Физкультурная минутка.
А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
- А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
- А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги: топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка!
Здравствуй, зима!
8. Работа над закреплением правописания безударных гласных в корне слова.
а)- Отгадать надо загадку:
Гость гостил, мост мостил
Без топора, без клиньев.
(мороз)
б) - Образуйте однокоренные слова с корнем – мороз -.
(морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить)
в) - Разберите по составу слова: заморозки, морозный.
г) - Самопроверка (на табличке)
Учитель:
- Ребята, я прочитаю предложения, а вы должны назвать слова-синонимы, близкие по значению слову мороз.
- Подула зима … , шлёт мороз за морозом. (холодом)
- Скоро выйдут муравьи после зимней … . (стужи)
- Объясните смысл этих слов:
ХОЛОД – низкая температра воздуха.
СТУЖА – сильный холод, мороз.
Итог
- Молодцы! Все справились с заданием. Придумали много слов с одинаковым корнем, правильно подобрали синонимы, без ошибок разобрали слова по составу.
9. Устная орфографическая разминка (с веером) – обратная связь.
Показ буквы и название проверочного слова:
Б_льшой, в_твистый, в_здушный, д_лёкий, кр_кливый, с_сновый, зам_рзать, высл_дил, записать.
Итог
- Учились подбирать проверочные слова.
10. Запись “снежных” слов под диктовку.
Задание:
- Выделить корень и поставить знак ударения.
Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежник, снегирь.
Проверка выполнения задания:
- В каких словах гласная в корне безударная?
(снежинка, снеговик, снегирь)
- Какие слова можно считать проверочными?
(снег, снежный, подснежник)
- Назовите два признака, по которым вы определили проверочные слова.
Подбираются однокоренные слова.
Сомнительная гласная стоит под ударением.)
Итог
- Молодцы! Не дали “снежным” словам заморозить нас. Правильно выделяли корни в словах, ставили ударение и находили проверочные слова.
11. Закрепление
Учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Ель”.
Беседа:
- Приближение какого праздника описывает в своей сказке Андерсен? (Новый год)
- Что является главным украшением праздника? (Ёлка)
Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, названия которых мы проверим:
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки.
Обобщение
- Понравилось ли вам сегодня на уроке?
- Почему?
- Что вам запомнилось?
- О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
- Какие задания у вас вызывали затруднения?
- Что мы должны помнить, чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова?
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. И за это дедушка Декабрь прислал вам приглашение на ёлку. Молодцы!