Используемая литература:
- Н.К. Винокурова “Развитие творческих способностей учащихся”. Москва, “Педагогический поиск”, 1999.
- Н.Д. Гальскова “Современная методика обучения иностранным языкам”. Пособие для учителя. Москва, 2004.
- Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова “Учитель иностранного языка. Мастерство и личность”. Москва, “Просвещение”, 1993.
- И.Б. Смирнов “Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе”. Учебно- методическое пособие для учителя. Санкт-Петербург, “КАРО”, 2005.
- Г. И. Воронина “Немецкий язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений”. Москва, “Просвещение”, 2006.
1. Введение.
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
Все необходимое для реализации требований предлагают современные педагогические технологии, внедряющиеся в преподавание немецкого языка. Одними из самых эффективных в обучении ИЯ, на мой взгляд, выступают проектные технологии, основой, составной частью и разновидностью которых являются творческие самостоятельные работы, обуславливающие самореализацию личности учащихся на уроках немецкого языка.
2. Творческие работы. Что же это такое?
Занимаясь этой проблемой в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что творческая самостоятельная работа – это изложенный устно или написанный на немецком языке материал по определенной теме, красочно оформленный учеником в соответствии с его способностями и представленный для оценивания.
Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством немецкого, а не родного языка.
Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам.
При разработке заданий учитываю:
- общий уровень развития ученического коллектива;
- возрастные особенности формирования креативной среды;
- личностные особенности учащихся;
- специфические черты и особенности учебного предмета.
3. Классификация творческих работ. Типы и виды.
Исходя из собственного практического опыта, я выделяю 2 типа творческих работ:
- обязательные;
- по желанию.
К этим типам мною разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с большим желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкого языка.
Виды творческих заданий, развивающие:
- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);
- речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).
Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:
- книжка-малышка “Овощи. Фрукты”;
- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;
- немецко-русский иллюстрированный словарь “Квартира. Предметы домашнего обихода”;
- план-схема квартиры;
- кроссворды по темам “Осень”, “Германия”.
Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:
- изготовить веселого человечка, устно его описать;
- иллюстрированные сочинения “Моя любимая картина”, “Мое любимое место”, “Моя семья”, “Моя квартира”;
- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;
- мини-исследование с анализом немецких стихов;
- художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;
- изготовить макет “Город моей мечты”, устно его описать.
Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:
- иллюстрированный реферат “Мой любимый художник. Его творчество”;
- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;
- написание немецкого адреса;
- сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;
- написание письма.
Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении, с формированием способности и потребности к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в немецком языке.
4. Цели и задачи творческих работ.
- Формируют культурную социально активную языковую личность.
- Помогают лучше усваивать грамматику, запоминать новые слова и выражения, грамотно использовать их в устной и письменной речи.
- Способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения.
- Являются инструментом самостоятельного познания поликультурной картины германского народа во всем ее многообразии; географии, истории, культуры.
- Побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. Творческие работы учащихся, выполненные с помощью таких технологий, поощряются дополнительно.
- Повышают интерес к изучению немецкого языка. Даже самые слабые ученики всегда с удовольствием выполняют работы, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности.
- Создают положительные мотивы учения. За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал на немецком языке (в зависимости от трудности темы качество успеваемости – от 50% до 85%); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики – “всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению” (Ю.К. Бабанский).
- Ориентируют на позитивные результаты обучения. Творческие задания приносят несомненный эффект, т.к. опираются на положительные результаты учебной деятельности ребенка.
- Вызывают сильные эмоции. Учащиеся приобретают “опыт эмоционального отношения к своей деятельности, преломленный через систему ценностей личности” (И.А. Лернер).
Развивают умения подойти творчески к решению поставленной задачи.
Предоставляют свободы выбора действий, вариативность работы.
Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); укреплению взаимоотношений с родителями (ограниченная помощь родителей не запрещается); помогают учителю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.
5. Заключение.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие самостоятельные работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка.
Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности по немецкому языку.
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: “Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться”.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины души.