Система профилактических мер и здоровье населения России в рамках программы "Школа укрепления здоровья"

Разделы: Школьная психологическая служба


ВВЕДЕНИЕ

Это пособие направлено на формирование здорового образа жизни подростков. Создание соревнования продиктовано необходимостью целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в этом возрасте.

В настоящее время не существует целостной системы мероприятий, которые противостояли бы отрицательному влиянию социальной среды, способствующей появлению подобных привычек. Навыки здорового образа жизни формируются стихийно, и, в лучшем случае, усваиваются в ходе семейного воспитания.

В понятие здорового образа жизни включается отсутствие вредных привычек, обладание прочными навыками поддержания и сохранения здоровья, умение противостоять отрицательному влиянию социальной среды, общая гигиеническая грамотность, сознательное предпочтение здорового образа жизни.

Данное пособие ориентировано на средний школьный возраст и построено с учетом возрастно – психологических особенностей.

Среди профилактических задач стоящих перед соревнованием “Класс, свободный от курения”, можно выделить, две основных:

  • проведение специфической профилактики, направленной на борьбу с вредными привычками;
  • неспецифическую профилактику, ориентированную на отработку навыков общения, умения слушать, отстаивать собственное мнение, формирование адекватной самооценки подростка и др.

Данное пособие состоит из трех частей. Первая часть посвящена непосредственно соревнованию, его правилам. Вторая состоит из методических рекомендаций по проведению диагностики и занятий, посвященных профилактике курения. Третья часть содержит блок мероприятий (сценарии конкурсов в рамках соревнования), к которым можно обращаться в ходе соревнования.

В этом учебном году школьный класс вашего ребенка решил участвовать в соревновании классов свободных от курения.

Цель соревнования – предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения молодых людей.

Отказ от курения приносит много выгод для здоровья. На решение молодого человека курить или не курить влияет множество различных факторов, а особенно его друзья. Молодые люди знают о вреде курения, но когда предлагают курить друзья, вред или польза оцениваются уже иначе.

Мы надеемся, что вы родители, будете поддерживать решение вашего ребенка об участии в соревновании и его обещании не курить в период соревнования. Ваша поддержка и общий негативный подход к курению помогут школьнику сдержать свое слово.

Подписав персональное обязательство вашего ребенка, вы обязуетесь всячески поддерживать его. Поддержите его дома в этом прекрасном начинании.

Спасибо за вашу поддержку!

С уважением, организаторы соревнования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ “КЛАСС, СВОБОДНЫЙ ОТ КУРЕНИЯ”

Целью соревнования является уменьшение числа курящих молодых людей, развитие умения принимать свои собственные решения и сопротивляться давлению групп.

Условия соревнования:

  • В соревновании принимают участие учащиеся 8-9 классов.
  • Класс совместно принимает решение быть некурящим в течении 6 месяцев. Не позволяется курить ни в свободное время, ни в выходные.
  • Если класс хочет принять участие в соревновании, заполняется заявка. (Приложение 1)
  • Каждый учащийся, подписывая обязательство, обещает не курить.
  • Обязательство также подписывается родителем.
  • Каждый класс находит себе куратора, который поддерживает учащихся в соревновании.

СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ СОРЕВНОВАНИЯ

Эта часть пособия содержит блок внеклассных мероприятий, которые можно использовать в ходе соревнования.

Примерное распределение мероприятий:

  1. Конкурс газет “Курить не модно, модно не курить”
  2. Конкурс писем (классам дается задание ответить на письма подростков попавших в никотиновую зависимость)
  3. Конкурс газет “Здоровый образ жизни”
  4. Антирекламный ролик “Курить не модно, модно не курить”
  5. Конкурс агитбригад “здоровый образ жизни”.
  6. Оформление отчетов в виде альбомов о проделанной работе класса
  7. Церемония награждения победителей соревнования “Класс, свободный от курения”

АНТИРЕКЛАМНЫЙ РОЛИК “КУРИТЬ НЕ МОДНО, МОДНО НЕ КУРИТЬ”

Главные герои ролика заяц и волк. Эти персонажи уводят нас в мир детства, в мир сказок, в мир, где добро всегда побеждает зло. В этом ролике зло –курение и оно было побеждено.

Фразы из ролика, ставшие крылатыми в нашей школе:

- Что страшно? А 8 Б не страшно, потому, что они не курят, пьют только кефир и едят шашлыки.

- Раньше я курила, и у меня чернели зубы и выпадали волосы. Сейчас я занимаюсь спортом, и мне ничего не страшно. Вы еще курите? Тогда мы идем к вам!

Мальчик курит в туалете, проследите за ним дети.

Сигарету заберите и еще ему скажите:

“С сигаретой не дури, а иди-ка ты в жюри! За 8 Б голосуй никогда ты не дрейфуй! Занимайся больше спортом, кушай фрукты, лучше с тортом. И спустя полсотни лет, ты похвалишь наш совет!”

ВЕСЕЛЫЕ ЧАСТУШКИ К КОНКУРСУ АНТИРЕКЛАМНОГО РОЛИКА

Пусть завидует весь город
В нашей школе ТАСИС есть,
Ну а что это такое
Нужно нам еще прочесть.

А мой миленький курил,
И я его ругала.
Бросить он это решил,
Лучше миру стало.

И мой Гошенька курил,
И я его ругала.
Бросить он это решил,
Чище в мире стало.

А мой миленький курил,
Сигарету проглотил.
Долго я смеялася,
Родня вся ухмылялася.

Мы частушки вам пропели
Просим нам похлопать.
Ведь старались мы для вас
Весь 9 –ый дружный класс.

ПЕСЕНКА О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Колумб Америку открыл!
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира у костра раскуренной вождем
Привычка вредная пошла в масштабе мировом.

Минздрав предупреждает:
Куренье – это яд!
Минздрав предупреждает, Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, ни в чем не виноват.

Колумб, который Христофор,
Не ведал, что творил.
Не мало утекло с тех пор,
Дым сизый наших сил.
Нам слаще аромата роз, табачный перегар.
Мы вводим в дом инфаркт, склероз, рак легких и катар.

Минздрав предупреждает:
Куренье – это яд!
Минздрав предупреждает, Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, ни в чем не виноват

Я лично бросил, не курю,
Я бодр, полон сил.
Родной Минздрав благодарю,
Что он предупредил.
О, Ресси, извини за грустный каламбур:
Куренью с нынешнего дня объявим перекур!

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Занятие № 1. ВВОДНОЕ

“Имя эпитет”

Каждый участник по кругу называет свое имя и эпитет к нему (свое хорошее качество). Хорошее качество должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя.

Правила группы

Обсуждение в классе, подача материала и различные мероприятия проходят боле организованно, когда участники принимают, помнят и соблюдают правила. Правила устанавливаются любые.

Ролевое моделирование “молодежные проблемы”

Из группы выбирается два добровольца, которые при помощи группы называют проблемы современной молодежи. Названые проблемы будут олицетворять уч–ся выбранные этими добровольцами. Все исполнители ролей встают лицом в круг. Добровольцы наделяют каждую из проблем одной фразой. Затем актеры произносят эти фразы.

Занятие № 2. МИФЫ О КУРЕНИИ

“коробочка”

Ведущий кладет цветную коробочку в центр, рядом записку “нельзя”. Коробочка стоит с начала занятия, о в нее нельзя заглядывать. Соображения о том, что может находиться в коробочке передаются с помощью мимики, жестов, движений, без слов. Далее обсуждение.

“любопытство, воля, разум”

Уч-ся делятся на три группы. 1 группа – любопытство, 2 – воля, 3 – разум. Задача воли – выслушать все аргументы, которые приводят любопытство и разум, и в конце принять решение пробовать начать курить или нет. Любопытство склоняет на сторону закурить, разум на противоположную. Обсуждение.

Мини-лекция “мифы о курении”

Курение помогает расслабиться; проще войти в группу; курение приносит свободу; не приносит большого вреда, курение – независимость: брошу когда захочу и т.д.

Занятие № 3. 8 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ НЕТ

“На какой цвет похоже мое настроение”

Называется цвет настроения

“Броуновское движение”

Все участники закрывают глаза и начинают хаотично двигаться. Через некоторое время ведущий по очереди дает сигналы: “соберитесь в группы по 2, 3 и т.д. человека”

ЗАДАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

  • Класс делится на группы по три человека.
  • Группам раздаются анкеты ролевой игры, в которых написаны слова курящего подростка.
  • Группе дается задание написать отсутствующие слова диалога в разных ситуациях. Роли можно добавить или уменьшить в зависимости от состава группы таким образом, чтобы у каждого была своя роль.
  • После разделения на группы каждая группа представляет по очереди свою версию всех ситуаций. Внимание! Предложение покурить надо изображать без реквизитов.
  • Каждому выступлению в ролевой игре аплодируют, и оно обсуждается после представления всеми группами своих версий по каждой ситуации. Темы для обсуждения:
  • Как действовал человек в роли предлагающего покурить (взывал к дружбе, подтрунивал, демонстрировал свою независимость и т.п.)
  • Как бы ты охарактеризовал способ отказа от предложения покурить?
  • Каким образом можно усилить эффективность отказа в данной ситуации?

АНКЕТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1. Часто достаточно вежливого отказа. Предложивший покурить понимает, что вы не курите.

  • закурим?
  •  

2. Иногда простой вежливый отказ недостаточен, предложение покурить повторяется множество раз. Тогда хорошим способом является простое повторение отказа.

  • хочешь покурить?
  • возьми же попробуй!

3. Неплохо, если вы можете объяснить причину вашего отказа.

  • Хочешь покурить?
  • Возьми же, хоть попробуй?

4. Иногда подходит смена темы.

  • Может, закурим?

5. Часто для достижения эффекта достаточно задать ответный вопрос.

  • Возьми сигарету!
  • Что ты за младенец!

6. Иногда лучший выход состоит в том, чтобы просто поменять компанию или идти своей дорогой, не обращая внимания на зовущих

  • покурить.
  • Послушай, пойдем, покурим!

7. Общайтесь с некурящими.

8. Избегайте мест и ситуаций, в которых можете попасть в неприятное положение с предлагающими покурить.

Занятие № 4. ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ

Дискуссия по теме

Примерные вопросы:

  1. Кто такой ответственный человек?
  2. Какие качества присущи ответственному человеку?
  3. Образ ответственного человека? и др.

Мозговой штурм “Наши ценности”

Продолжите следующую фразу: “ для меня самое ценное это …” (записываются на доске названные ценности)

“Потери”

Напишите на трех листочках 3 ценности, связанные с вашим телом, материальным миром, ценности общения.

Листочки с ценностями собираются. Обсуждение ощущений. Ценности возвращаются.

Беседы о правах

Что такое право, обязанности, какие права имеете, кто дает вам права и др.

Занятие № 5. ЧТО ВЛИЯЕТ НА МОЙ ВЫБОР

Вводное слово

Кто или что влияет на наш выбор?

Почему мнение друзей важнее для нас мнения постороннего человека?

Ролевая игра “Влияние сверстников”

На вечеринку где все курят приходит один человек, который не курит. Как может разворачиваться такая ситуация? (уч-ся проигрывают ситуацию). На вечеринку приходят еще несколько человек, которые не курят. Их теперь становится поровну курящих и не курящих. Что будет происходить теперь. (проигрывается ситуация). Обсуждение.

Беседа по теме

  • Влияние семьи;
  • Как могут влиять кумиры на наш выбор;
  • Влияние рекламы;

Занятие № 6. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ

“Незаконченный рассказ”

Каждому участнику дается карточка с описанием начала ситуации, в которой подростку предлагают покурить. Окончание ситуации отсутствует – его необходимо дописать самому уч-ся. Затем обсуждается характер окончания рассказов. Выбираются варианты тактичного отказа

“Ответь – нет”

Учащиеся делятся на группы по два человека. Номер 1 предлагает покурить, номер 2 на всяческие уговоры отвечает отказом, используя тактичные варианты отказа. Затем меняются ролями, номер 2 предлагает номер 1 отвечает отказом.

“Ролевая игра”

Примерные ситуации:

  • Приятели ведут разговор о приятном состоянии, после того как покуришь;
  • Друзья уверяют, что покурив ты избавишься от проблем и д.т.

Ситуации разыгрываются, остальные участники отмечают на листочках, что помогает и что мешает подростку разрешить эту ситуацию. Обсуждение.

Занятие № 7. Я И КОМАНДА

“Мое поведение”

В разных углах класса развешены три таблички – да, нет, не знаю. Читаются утверждения, учащиеся выбирают ответ и подходят к соответствующей табличке.

Утверждения:

  • я готов влиять на отношения в классе
  • мои личные качества нужны нашему классу
  • каждый в праве выбирать, как и с кем, ему общаться и т.д.
  • обсуждение. Является ли класс командой? Что не хватает команде?

“Я готов”

На столе чистый лист. Представьте себе, что это пустая земля. По нашему проекту здесь может вырасти прекрасное дерево – дерево нашей команды. Каждый из нас может помочь росту дерева. На нем столько веточек сколько нас. Напишите каждый на своей веточке качество, которое есть в вас, чтобы сделать наш класс единой командой. Обсуждение.

Занятие № 8. ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Вводное слово

Настроить группу на работу, создать положительную атмосферу.

“Я для группы”

На листе бумаги нарисовать рисунок, который показал бы ваши качества, полезные группе. Чем вы ценны?

“Наши достижения”

Примерные вопросы:

  • Какие были достижения?
  • Кто, какой вклад внес в работу?
  • Все ли удовлетворены результатами? И т.д.

“Портрет нашего класса”

Нарисуй совместно с одноклассниками портрет класса, каким он стал за период соревнования.

Обратная связь

Отзывы о соревновании.

ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ О СОРЕВНОВАНИИ “КЛАСС, СВОБОДНЫЙ ОТ КУРЕНИЯ”

  • Я думаю, что надо чаще проводить такие мероприятия, чтобы все поняли, что можно и без курения жить хорошо…
  • Я думаю, что соревнование это действительно средство от курения. Такие мероприятия надо проводить с 6 –ого класса, т.к. дети начинают рано курить…
  • К этой программе я отношусь положительно, т.к. многие попытались бросить курить. Главное, что в нашем классе проводилось много интересных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни…
  • Это оздоровительная программа для тех, кто хочет бросить курить. Многие из нашей школы после этой программы бросили курить, а те, кто еще курит, по крайней мере, знают какой вред наносит сигарета….

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Оригинальный материал