Конспект занятия по синтезу искусств для детей подготовительной группы "Рукотворная красота. Кружево"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • понимание роли человека – творца, человека – труженика.

Задачи:

  • подвести детей к пониманию того, что искусство помогает людям оценить красоту жизни;
  • формировать умение воспринимать и чувствовать настроение картины;
  • формировать умение проводить параллели рукотворная красота – музыка, рукотворная красота – литература;
  • развивать умение воспринимать и анализировать произведения живописи,
  • развивать воображение и ассоциативное мышление;
  • воспитывать отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра;
  • воспитывать уважение к труду;
  • подвести к мысли, что дети сами могут быть творцами.

Материал:

  • салфетки кружевные разной формы, цвета и плетения;
  • картина Василия Тропинина “Кружевница” (“Рисунок 1”);
  • музыкальные произведения Э.Грига “В пещере горного короля” и Бетховена “Лунная соната”,
  • салфетки и платки из бумаги голубого цвета,
  • белая гуашь,
  • кисточки.

Ход занятия:

(Для создания положительной эмоциональной атмосферы на занятии использую социо-игровой прием “Настроение”.)

- Здравствуйте, дети!

- Какое у вас настроение?

- Давайте наше хорошее настроение подарим своим соседям:

- поздоровайтесь, улыбаясь, с соседом справа;

- поздоровайтесь и загляните в глаза соседу слева.

(В “Центре искусства” организована выставка, на которой представлены: картина В.Тропинина “Кружевница”, разнообразные кружевные изделия – салфетки, вязанные крючком, платки-паутинки, шали-паутинки, скатерти и др.)

-Посмотрите вокруг.

- Вы знаете, куда мы с вами попали? Где можно увидеть различные произведения, созданные человеком? (выставка картин и салфеток)

- Вам нравится? Красиво, не правда ли?

-Давайте походим, посмотрим на все внимательнее.

- Что такое кружево?

- Из чего созданы салфетки?

- Они похожи друг на друга? Чем? Чем отличаются? На что похожи? (обратить внимание на ритм, симметричность, частоту и редкость рисунка)

- Для чего скрепляются узоры?

- Какой цвет преобладает в изделиях? (белый – холодный, но светлый) Какие чувства он вызывает? (чистоту, нежность, легкость)

- Что мы чувствуем, когда прикасаемся руками к такой красоте?

- А сейчас давайте послушаем музыкальные произведения, подумаем и скажем, какое больше подходит к нашей выставке?

Звучит запись музыкальных произведений Грига и Бетховена.

- Вы видели когда-нибудь, как создается такое чудо? Кто сотворил эту красоту? Для чего она создана?

- На нашей выставке находится картина.

- Кто пишет картины? (художники). Эту картину написал художник В.Тропинин.

- Кто изображен на картине? (Художник изобразил девушку, которая создает кружево плетением.)

-Обратите внимание на ее руки, которые выполняют очень тонкую работу.

- Чем она плетет? (Коклюшками)

- Как художник изобразил девушку? Можно сказать, что она грустная?

- Какое у нее лицо, какой взгляд? (Взгляд ее сосредоточен на работе, которая требует особого внимания.)

- Девушка работает с удовольствием или ее кто-то заставляет?

- Каких красок в картине больше – холодных или теплых?

- Как вы думаете, что произойдет после того, как она выполнит свою работу?

- Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину?

- Как бы вы назвали эту картину? (варианты ответов детей)

-Художник В.Тропинин назвал ее “Кружевница”.

- А вы знаете, как еще можно создать кружево? (крючком и спицами)

- Как мы должны относиться к вещам, чтобы не нарушить этой красоты?

Человек создал эту красоту. А где он мог все это увидеть?

- Где в природе можно увидеть узоры, напоминающие эти салфетки или шали? (узоры на окнах, снежинки на ладошке и на шубе, и т.д.)

- Кто зимой создает эту красоту?

Послушайте стихотворение:

Мороз – волшебник! Это видно сразу:
Сначала речку в льдину заковал,
Потом, шутя, без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал!

- Почему автор назвал мороза волшебником?

Сегодня мы с вами познакомились с рукотворной красотой.

- Почему такое название? (Красота, созданная руками человека.)

- Сейчас я предлагаю вам побыть кружевницами-мастерицами и создать кружево на салфетке или платке.

Под музыку Бетховена и Грига дети рисуют белой гуашью на альбомных листах голубого цвета.