Цель:
- понимание роли человека – творца, человека – труженика.
Задачи:
- подвести детей к пониманию того, что искусство помогает людям оценить красоту жизни;
- формировать умение воспринимать и чувствовать настроение картины;
- формировать умение проводить параллели рукотворная красота – музыка, рукотворная красота – литература;
- развивать умение воспринимать и анализировать произведения живописи,
- развивать воображение и ассоциативное мышление;
- воспитывать отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра;
- воспитывать уважение к труду;
- подвести к мысли, что дети сами могут быть творцами.
Материал:
- салфетки кружевные разной формы, цвета и плетения;
- картина Василия Тропинина “Кружевница” (“Рисунок 1”);
- музыкальные произведения Э.Грига “В пещере горного короля” и Бетховена “Лунная соната”,
- салфетки и платки из бумаги голубого цвета,
- белая гуашь,
- кисточки.
Ход занятия:
(Для создания положительной эмоциональной атмосферы на занятии использую социо-игровой прием “Настроение”.)
- Здравствуйте, дети!
- Какое у вас настроение?
- Давайте наше хорошее настроение подарим своим соседям:
- поздоровайтесь, улыбаясь, с соседом справа;
- поздоровайтесь и загляните в глаза соседу слева.
(В “Центре искусства” организована выставка, на которой представлены: картина В.Тропинина “Кружевница”, разнообразные кружевные изделия – салфетки, вязанные крючком, платки-паутинки, шали-паутинки, скатерти и др.)
-Посмотрите вокруг.
- Вы знаете, куда мы с вами попали? Где можно увидеть различные произведения, созданные человеком? (выставка картин и салфеток)
- Вам нравится? Красиво, не правда ли?
-Давайте походим, посмотрим на все внимательнее.
- Что такое кружево?
- Из чего созданы салфетки?
- Они похожи друг на друга? Чем? Чем отличаются? На что похожи? (обратить внимание на ритм, симметричность, частоту и редкость рисунка)
- Для чего скрепляются узоры?
- Какой цвет преобладает в изделиях? (белый – холодный, но светлый) Какие чувства он вызывает? (чистоту, нежность, легкость)
- Что мы чувствуем, когда прикасаемся руками к такой красоте?
- А сейчас давайте послушаем музыкальные произведения, подумаем и скажем, какое больше подходит к нашей выставке?
Звучит запись музыкальных произведений Грига и Бетховена.
- Вы видели когда-нибудь, как создается такое чудо? Кто сотворил эту красоту? Для чего она создана?
- На нашей выставке находится картина.
- Кто пишет картины? (художники). Эту картину написал художник В.Тропинин.
- Кто изображен на картине? (Художник изобразил девушку, которая создает кружево плетением.)
-Обратите внимание на ее руки, которые выполняют очень тонкую работу.
- Чем она плетет? (Коклюшками)
- Как художник изобразил девушку? Можно сказать, что она грустная?
- Какое у нее лицо, какой взгляд? (Взгляд ее сосредоточен на работе, которая требует особого внимания.)
- Девушка работает с удовольствием или ее кто-то заставляет?
- Каких красок в картине больше – холодных или теплых?
- Как вы думаете, что произойдет после того, как она выполнит свою работу?
- Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину?
- Как бы вы назвали эту картину? (варианты ответов детей)
-Художник В.Тропинин назвал ее “Кружевница”.
- А вы знаете, как еще можно создать кружево? (крючком и спицами)
- Как мы должны относиться к вещам, чтобы не нарушить этой красоты?
Человек создал эту красоту. А где он мог все это увидеть?
- Где в природе можно увидеть узоры, напоминающие эти салфетки или шали? (узоры на окнах, снежинки на ладошке и на шубе, и т.д.)
- Кто зимой создает эту красоту?
Послушайте стихотворение:
Мороз – волшебник! Это видно сразу:
Сначала речку в льдину заковал,
Потом, шутя, без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал!
- Почему автор назвал мороза волшебником?
Сегодня мы с вами познакомились с рукотворной красотой.
- Почему такое название? (Красота, созданная руками человека.)
- Сейчас я предлагаю вам побыть кружевницами-мастерицами и создать кружево на салфетке или платке.
Под музыку Бетховена и Грига дети рисуют белой гуашью на альбомных листах голубого цвета.