Краеведение как одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Ученые- педагоги начального звена образования, школьные учителя ищут различные подходы для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Проведение в младших классах занятий, направленных на включение ребят в постоянную поисковую деятельность создает условия для развития у них любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения, познавательных интересов, побуждает их к размышлению, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.

Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей младших школьников, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности, по нашему мнению, приобретает краеведение - всестороннее, синтезированное изучение родного края.

Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.

Работая над проблемой “Формирование краеведческой компетентности младших школьников на основе изучения природы Белгородской области” в рамках муниципального эксперимента “Формирование краеведческой и этнокультурной компетентности школьника в условиях современного социума”, мы не только знакомим учащихся с “малой Родиной”, но и используем материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности.

Главное назначение краеведческого принципа в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать природоведческую (или иную) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов, (по образному выражению Н. Н. Баранского, помочь “увидеть мир в капле воды”) и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования определенных научных понятий. [2] То есть, имея представление о природе и ее закономерностях, местоположении, формах рельефа “малой Родины”, учащимся легче усваивать, к примеру, географию более отдаленных районов России.

Исходя из выше изложенного, в рамках предметной недели по природоведению в 4-м классе был дан урок-панорама по теме: “Наш край. “Мой дом – родное Белогорье”. [5] Учащиеся на уроке работали с картами России и Белгородской области, определяли географическое положение нашего края, границы, формы поверхности, природные богатства его недр. В процессе работы с картами, другими источниками по краеведению, на основе полученных ранее наблюдений во время экскурсий, ребята сравнивали, анализировали, делали соответствующие выводы о географии “малой” и “большой” Родины.

Таким образом, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его педагогическая и практическая ценность.

Хорошим подспорьем в краеведческой работе являются выпущенные в последние годы школьные дневники Белгородской области. На страницах этих дневников имеется немало компактной полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы дневника как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.

Помимо выше изложенного, краеведение представляет отличную возможность широко использовать межпредметные связи на различных уроках. Так, например, урок- зачет по русскому языку в 4-м классе (Приложение 1) показал, что орфографические правила и грамматический материал можно обобщить с использованием природоведческих понятий, что значительно повысило познавательную ценность урока. Ребята не только закрепили знания об имени существительном, но и провели комплексную лексическую и грамматическую работу по исследованию понятия “заповедник” на материале об одном из участков заповедника “Белогорье” - “Лес на Ворскле”.

На уроках математики цифровые сведения краеведческого характера используются в арифметических диктантах, при решении задач, преобразовании величин. Учащиеся сравнивают реки Белгородской области по их протяженности, находят общую длину рек, вычисляют площади и периметры заповедных участков нашего края и т. д.

Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся к уроку, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические или природоведческие сведения о родном крае.

Краеведческий материал широко применяется и во внеклассной работе.

Школьные олимпиады по природоведению, включающие задания по краеведению, викторины, конкурсы рисунков и плакатов по экологической тематике (“Сохраним почву и богатства недр родного края!”, “Береги первоцветы!”, “Живи, елка!” и др.), различные интеллектуальные игры (“Самый умный”, “Кто хочет стать отличником?”, “Интеллектуальный аукцион” и т. д.), изготовление книжек-малышек, альбомов наблюдений за родной природой формируют позитивное отношение учащихся ко всему разнообразию живой природы, интерес к ее познанию, расширяют кругозор, а также позволяют учащимся младших классов показывать хорошие результаты на районных предметных олимпиадах.

Большое значение для развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников имеют экскурсии в школьную и районную детские библиотеки. Побывав в районной детской библиотеке, ребята приняли активное участие в устном журнале “Белгородские писатели – детям” и встретились с местным детским писателем и художником Вячеславом Колесником. Дети подготовили и прочитали стихи белгородских авторов о Родине, о природе, о наших братьях меньших, сопроводив свое выступление красочными рисунками. Некоторые из учащихся представили и свои собственные творения (стихи о природе, рассказы- зарисовки, сказки), а в награду получили книги писателя с его автографом. Не так давно один из рассказов ученицы 4-го класса Фалометовой Ольги был опубликован в областном сборнике “Родная лира”.[1]

Богатое историческое и культурное наследие, красивые заповедные места Белгородской области позволяют одновременно с географическими наблюдениями проводить знакомство с историческими и духовно-культурными объектами родного края. Большой познавательный интерес у учащихся вызывают поездки в историко - краеведческий музей г. Белгорода, экскурсия по духовным центрам - храмам города и его окрестностей, поездки в историко - культурный центр с. Купино Шебекинского района, в заповедный участок “Лес на Ворскле” Борисовского района. Ребята не только прикасаются к славному историческому прошлому своего народа, узнают немало интересного, любуются изделиями мастеров, но и пробуют свои силы в ткачестве, изготовлении глиняной посуды, а также пытаются почувствовать и увидеть духовную красоту белгородских храмов, слушают зыбкую тишину заповедной дубравы. Свои впечатления и полученные знания ребята используют на уроках, выполняя задания учителя, а также выражают в творческих работах (рисунках, рассказах, сочинениях).

Таким образом, при правильной организации краеведения в начальной школе обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным.

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает правильные взгляды, воспитывает активное природоохранительное отношение к окружающей среде. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своей местности также открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей “малой Родины”.

Литература:

  1. Ред.-сост. Черкесов, В. Н. Родная лира: стихи и проза юных авторов [Текст]/В. Н. Черкесов – Белгород: Константа, 2007 – 110 с.
  2. Строев, К. Ф. Краеведение: учебное пособие [Текст]/К. Ф. Строев – изд. 2-е испр. - М.: Просвещение, 1974 -144с.
  3. Отв. ред. Папков, А. И. Белгородский краеведческий вестник: сборник [Текст]/А. И. Папков – выпуск №6 – Белгород, Везелица, 2006 – 138 с.
  4. Туранина, Н. А., Божко, И. М. Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст]/Н. А. Туранина, Н. А. Божко – Белгород, Сигма – 2001
  5. Плешаков, А. А. Природоведение: учебник для 4-го класса [Текст]/А. А. Плешаков - М., Просвещение - 2001