Пояснительная записка
География – это наука о мире, в котором мы живем, изучающая природу Земли, население и его хозяйственную деятельность; формирующая целостное представление о нашей планете. География давно ушла от стереотипа только описательной науки и становится все более конструктивной. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру, школьная география сегодня относится к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умения навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.
Поэтому наиболее актуальным в структурировании содержания образования, отборе средств, приемов, методов, форм организации учебных занятий является мотивационный аспект, так как учиться, должно быть интересно! Мотивация (согласно учению П.Я.Гальперина) – это побуждение к активизации учебной деятельности, заинтересованность учащихся учебным материалом. (Гальперин П.Я “Формирование умственных действий” Москва, 1981г.)
В последние годы считаю важнейшим направлением своей работы: “Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающего обучения с применением технологий коллективных способов обучения с использованием технологии игровой деятельности” (тема творческой работы).
“Учебная игра (по определению Г.А.Русских) – это важнейший компонент образовательного процесса в современной школе, так как в игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, формируется общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением”.
Использование учебных игр на уроках географии не только позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, но и вызывает у них стремление к получению новых знаний, стимулирует живой интерес к предмету, развивает общий кругозор.
Развитие и изменение учебной игровой деятельности школьников определяются возрастными особенностями обучающихся. Поэтому, чтобы повысить эффективность использования игр, считаю необходимым начинать применять коллективные способы обучения (игровые технологии) с 5 класса. Но это не означает, что далее каждый урок будет организован, как игра. Я, как учитель, стараюсь постепенно, последовательно формировать игровое пространство, позволяющее использовать данные технологии каждый раз, когда они будут педагогически целесообразны, например, контрольно - обобщающие уроки. На этих уроках не бывает оценки “2”, уровень обученности всегда 100%, качество знаний около 70%. Дети ждут итоговых уроков по той или иной теме, заранее тщательно готовятся, повторяют изученный материал.
Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме
“Наша планета Земля” (5 класс).
Для успешного проведения учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе сотрудничества учителя и ученика.
Подготовительный этап:
- Формулировка темы, целей учебного занятия.
- Разработка методики игровой деятельности.
- Подготовка игрового комплекса в целом.
- Определение состава групп, назначение консультантов.
- Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
- Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
- Учитель совместно с учащимися готовит необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
- Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
- Предварительное воспроизведение игровой ситуации с консультантами.
Триединая дидактическая цель: Создать условия для:
- систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме;
- самостоятельной познавательной деятельности;
- формирования творческих способностей обучающихся;
- развития познавательного интереса к предмету.
Тип урока: Контрольно обобщающий.
Форма организации учебной деятельности: групповая, с элементами технологии к.с.о. с использованием медиаматериалов.
Качественно новый результат урока:
- достижение высоких результатов обучения на основе сотрудничества учителя и ученика;
- формирование общеучебных компетенций;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- развитие в формирующейся личности самостоятельной творческой деятельности;
- осознание школьниками своих внутренних ресурсов и рациональное их использование;
- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
- формирование культуры умственного труда;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- ориентация на монологическую речь;
- формирование навыков межличностного общения.
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, на котором подведем итоги нашей работы по изучению темы “Наша планета Земля”. В чем заключается уникальность планеты Земля? На этот вопрос мы с вами ответим в ходе данного учебного занятия. На протяжении нескольких уроков мы изучали данную тему. Поэтому, на уроке каждому в отдельности предоставится возможность блеснуть своими знаниями, тем более, что здесь собрались лучшие из лучших:
1 группа – Лучшие знатоки Солнечной системы, нашей Галактики, Вселенной в целом!
2 группа – Знатоки, в наибольшей степени познавшие внутренние строение Земли, изучившие поверхность нашей планеты!
3 группа – Эрудиты, обладающие огромным запасом знаний об органическом мире нашей планеты Земля, о происхождении жизни на Земле!
4 группа – Знатоки, владеющие обширной информацией о древних предках человека, о том, как человек заселял Землю!
Сейчас мы проведем необычный обмен знаниями, результатом которого будет расшифровка кода. Это позволит нам открыть новую неизвестную информацию о естественных науках. Для того чтобы успешно провести учебное занятие мы сначала проверим свою готовность к работе – тест-контроль по теме (приложение 1)
Консультанты по ходу урока будут координировать вашу деятельность в группах, оценивать результаты, фиксировать их в зачетных карточках(приложение4). Далее мы приступаем к расшифровке кода, в котором каждая буква скрывается под карточкой с № определенного цвета, соответствующего разделам темы “Наша планета Земля”:
- красный | I. | ВСЕЛЕННАЯ |
- зеленый | II. | ЗЕМЛЯ |
- синий | III. | ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ |
- оранжевый | IV. | ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ |
Технологическая карта урока:
№ п/п |
Структурные компоненты урока | Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Подготовительный этап | Предваритель- ная подготовка (за 3-4 недели) |
Учитель назначает консультантов (ответственных в группах); объясняет сценарий игры, основные этапы работы на уроке; определяет готовность консультантов к работе, оценивая качество ЗУН по данной теме; готовит материальную базу к уроку; мультимедийные материалы и др. средства. | Учащиеся повторяют пройденный материал по теме; выполняют опережающие домашние задания; изучают сценарий игры; консультанты проигрывают с учителем учебную ситуацию, готовят оборудование для игры, дидактические материалы. |
2 | Целеполагание | Вход в учебное занятие по теме: “Наша планета Земля” | Учитель приветствует детей; называет тип учебного занятия; формулирует тему урока; объясняет структуру учебного занятия; акцентирует роль консультантов. | Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока; консультанты координируют деятельность учащихся на уроке. |
3 | Мотивация | Тест-контроль по теме урока | Учитель-контроль; оценивает уровень обученности на основе вводной диагностики в форме тестирования. | Учащиеся самостоятельно проходят тест-контроль, далее проводят взаимоконтроль. |
4 | Актуализация
Мультимедиа- обеспечение урока |
1.Игра “Расшифруй код”.
2.Расшифровка кода-доступа к неизвестной информации…
3.Практическая работа |
Учитель-контроль, коррекция, управление
самостоятельной познавательной деятельностью
учащихся.
Учитель на основе использования медиаматериалов презентует “Естественные науки”, которые открывают доступ к неизвестной информации, всестороннему познанию нашей планеты. Учитель координирует практическую деятельность учащихся, регламентирует учебную деятельность. |
Учащиеся работают в группах устно, заслушивают
монологические ответы одноклассников; обобщают
знания, систематизируют ЗУН, полученные при
изучении темы. Учащиеся заслушивают выступление учителя; просматривают медиаматериалы, совместно с учителем изучают значение естественных наук. Проводят лабораторные опыты, данные фиксируют рабочих тетрадях; применяют теоретические знания на практике. |
5 | рефлексия | Подведение итогов | Создает условия для самооценки деятельности учащихся | Заслушивают выступление консультантов, подводят итоги своей деятельности. |
Игра “Расшифруй код”
Игра целесообразно проводится после изучения определённой темы курса, при этом класс делится на группы, каждая из которых самостоятельно составляет вопросы и задания по разделам темы “Наша планета Земля”. Вопросы пронумерованы в соответствии с цифрами на карточках, закрывающих буквы закодированной фразы: Учитель формулирует закодированную фразу, содержание которой связано с материалом пройденной темы (код: “Естественные науки изучают природу Земли”). Учащиеся отвечают на вопросы по каждому разделу, выполняют задания, при этом зарабатывают баллы.
Как проходит игра?
- Учащимся предлагается расшифровать фразу, написанную на доске.
- Для того чтобы открыть любую букву кода, необходимо правильно ответить на вопрос с соответствующим номером; тогда под карточкой откроется буква, зашифрованная в коде фразы.
- По условиям игры фраза является “кодовым замком”, её расшифровка откроет учащимся доступ к некой секретной информации.
- Каждый правильный ответ – 1 балл,
Учащиеся, которые набрали
10 баллов – “5”
8 баллов и более – “4”
5 баллов и более – “3”
Завершение игры
В ходе расшифровки кода выступают представители всех четырех групп с заданиями и вопросами по основным разделам темы. В конце каждого выступления все учащиеся выполняют практические задания(приложение3)
1 группа – Подпишите планеты Солнечной системы
2 группа – Обозначить на контурной карте материки и океаны Земли
3 группа – Заполнить таблицу “Жизнь на разных материках”(приложение6)
4 группа – Изобразите орудия труда наших далеких предков.
В завершении игры учитель объявляет код расшифрованным и проводит презентацию “Естественные науки” (см. электронное приложение).
Итак, сегодня на уроке мы охарактеризовали нашу планету Земля, как необычную, прекрасную, уникальную!
Как вы думаете, достаточно ли мы знаем о нашей планете? (ответы учащихся).
В дальнейшем, естественные науки вам предстоит познавать в старших классах и помогут в этом замечательные учителя нашей школы, которые здесь присутствуют:
- Химия
- Физика
- Биология
- География.
Все мы работали очень хорошо, так как каждый старался показать свои знания по изученной теме “Наша планета Земля”. Далее мы проведём самооценку своей работы(приложение5)
Спасибо за работу, молодцы!
Вопросы и задания по разделу I. ВСЕЛЕННАЯ
Солнце, солнце! Ты свети
Ярким светом до земли
По лугам и по лесам,
По дорожке, по полям!
1. Что такое Солнце?
2. Какие небесные тела образуют Солнечную систему?
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только –
От него осталась долька.
(Луна)
3.Что такое Луна?
4.Какое влияние Луна оказывает на Землю?
Из какого ковша не пьют, не едят
А только на него глядят?(Созвездие “Большая Медведица”)
5.Что такое звезды? Виды звезд? Что такое созвездия?
Кроссворд “Вселенная”:
- В Вторая планета от Солнца?(Венера)
- С Красноватая планета? (Марс)
- Е Планета, на которой мы живем?(Земля)
- Л Единственный естественный спутник Земли? (Луна)
- Е Световые вспышки космических частиц? (метеор)
- Н Самая малая планета Солнечной системы?(Плутон)
- Н Планета, окруженная яркими кольцами?(Сатурн)
- А Первая планета, открытая с помощью телескопа?(Уран)
- Я Космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль?
Далее выполняется практическое задание “Планеты Солнечной системы”
Вопросы и задания по разделу II. ЗЕМЛЯ
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар!
(Земля)
6. Каково внутреннее строение Земли?
7.Что такое рельеф?
8. Из чего состоит земная кора?
Далее представители второй группы исследователей демонстрируют коллекцию горных пород и минералов, предлагая по описанию определить:
9.Осадочные горные породы?
10.Магматические горные породы?
11.Метаморфические горные породы?
Далее игра “Ромашка”: на лепестках написаны вопросы, дети подходят к доске, отрывают лепестки, читают вопросы и отвечают.
12.Что такое атмосфера?
13.Каков состав воздуха?
14.Почему мы не видим воздух?
15.Какие бывают облака?
16.Что такое ветер?
17.Как происходит гроза?
18.Что такое погода?
19.Что называют климатом?
20.Перечислите ОПЯ в атмосфере?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
21.Что такое гидросфера?
22.Что составляют воды суши?
23.Чем представлена вода в атмосфере?
Далее выполняется практическое задание “Материки и океаны Земли” (Конт. /карта).
Вопросы и задания по разделу III. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
Есть одна планета – сад
В космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Все живое береги,
Ты на этом свете!
24.Что такое биосфера?
25.Что такое озоновый слой?
26. Какова его роль в жизни живых организмов?
Далее учащиеся выполняют практическое задание, заполняя таблицу “Жизнь на разных материках”
Вопросы и задания по разделу IV. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
27. Какие три вида древних людей различают ученые?
28. Какой вид человека первым появился на Земле?
29. Почему невозможна была встреча древнего человека с динозаврами?
Далее учащиеся выполняют практическое задание “Орудия труда наших далеких предков”.
(Все вопросы и задания составляют дети на подготовительном этапе)