Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных; показать актуальность изучаемой темы воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

Таблица с изучаемой буквой, рисунки для звукового анализа слов, фотографии исторических мест Москвы, фотографии мам учащихся, отрывной календарь на 2007 год, схемы московского метрополитена, карточка с текстом о Москве, аудиозапись с песней “Гимн Москвы”, поздравительные открытки для мам.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Какой сейчас урок? (Урок обучения грамоте.)
  • Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Изучаем звуки и буквы.)
  • А для чего надо изучать звуки и буквы? (Чтобы уметь правильно произносить и писать слова, чтобы лучше понимать друг друга.)

2. Актуализация знаний.

Мы уже изучили много важных звуков и букв. Пробежим по “лесенке” важных букв.

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. (О, у, а, ы, и, е.)

Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. (Н, л, р, к, с, т, в, п.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные звуки протяжные и при их произнесении не встречаются преграды, согласные звуки произносятся коротко и встречают преграду при произнесении.)

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквой, а насколько они важные, сделаем вывод в конце урока.

3.Постановка темы и цели урока.

Какие слова зашифрованы рисунками на доске? (Слова “дом” и “семь”.)

Составьте схемы этих слов.

Сколько в словах слогов? (В словах один слог.)

Какое правило помогает определить количество слогов в словах? (Сколько в слове гласных - столько и слогов.)

Какой вывод делаем дальше? (Если в слове один слог, то ударение не ставится.)

4. Работа над новым материалом.

Назовите последний звук в словах. (Это звуки [м] и [м’].)

Произнесите эти звуки. Сделайте вывод. (Звуки произносятся коротко, встречают преграду – сомкнутые губы; в ушках звенит, слышен голос – это звуки согласные, звонкие.)

Какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (Буквой М.)

Учащиеся:

Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.

Учитель:

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!

(Учитель печатает букву М м на доске, а учащиеся в тетрадях.)

5. Физкультминутка.

Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Мы – туда, мы – сюда,
Повернись вокруг себя.
От разминки польза есть!
Что ж пора на место сесть.

Какое слово в считалочке часто упоминалось? Почему? (Слово “мы”. Это слово начинается со звука [м].)

6. Упражнения для развития речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика. Упражнение “Воздушный шарик”. Полностью выдохнуть весь воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких активных вдохов через нос.

Артикуляционная разминка. Упражнение “Сластёна”. Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губу слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такие же движения сделать верхней губой.

 Работа над дикцией.

Прочитайте слоги, записанные на доске, добавляя по одной букве.

ма ма ма ма
мо мо мо мо
му му п му пр к му пр
мы мы мы мы
ми ми ми ми
ме ме ме ме

Игра “Пирамида”. Прочитайте слова.

м о р е
м ы л о
к о м а р
м а я к
г а м а к
м а с л о

Объясните смысл слов “маяк” и “гамак”.

7. Продолжение изучения материала.

Вернёмся к рисунку. Где можно встретить такие дома? В городе или в деревне? (В городе.)

Как вы думаете, о каком большом, красивом городе я сейчас подумала? (О Москве.)

Почему? (Потому, что слово “Москва” начинается со звука [м], с буквы М.)

Посмотрите на фотографии нашего города. Как красива Москва! Давайте, исполним второй куплет “Гимна Москвы”.

Важное ли это слово? Почему?

(Москва – город, в котором мы живём, столица нашей Родины.)

Напечатайте в тетрадях слово “Москва”. Какое правило надо помнить? (Слово должно начинаться с заглавной буквы.)

Сейчас мы отправимся в самое сердце Москвы. Это? (Кремль.)

Где в слове “Кремль” изучаемый звук? (Звук [м] в середине слова.)

Поедем на самом быстром подземном транспорте. На каком? (На метро.)

Где в слове “метро” изучаемый звук? (Звук [м’] в начале слова.)

Московское метро не только самое быстрое, но и самое красивое и большое в мире. Посмотрите на схему московского метрополитена. Как разобраться? Чтобы быстро добраться до нужного места, надо хорошо читать вывески с названиями станций. Давайте попробуем. Где в названиях изучаемый звук?

маяковская менделеевская
измайловская семёновская
молодёжная медведково

Выходим из метро, а здесь вокруг дома и сооружения. Как много вывесок, начинающихся со звуков [м] и [м’]! Назовите их. (Милиция, музей, мастерская, мебель, магазин, метро, мороженое…)

Вот мы и в центре Москвы. Откройте учебники на странице 88 в “Русской азбуке”. Что перед нами? (Красная площадь и Кремль.)

Рассмотрите иллюстрацию и послушайте рассказ.

Рассказ ученика.

Московский Кремль.

Туристы и москвичи гуляют по Красной площади. Сама площадь необычна. Она вымощена булыжниками. Справа один из самых красивых храмов в мире – храм Василия Блаженного. Слева – высокая башня. Она называется Спасская. На ней главные часы страны – Куранты. Впереди красивое здание с башенками. Это Исторический музей. За кирпичной стеной – Кремль. Там видна Соборная площадь с высокой колокольней Ивана Великого. Над зданиями Кремля развеваются российские флаги. Красиво в Кремле!

  • Ответьте на вопросы.
  • Чем интересно покрытие Красной площади?
  • Как называется самый красивый храм?
  • Как называются главные часы страны?
  • На какой башне они находятся?
  • Как называется колокольня на Соборной площади?
  • Найдите на доске схему последнего предложения.

Какие важные слова прозвучали на уроке со звуками [м] и [м’]? (Слова “Москва”, “Кремль”.)

Прочитайте текст на странице 89.

Какие ещё важные слова встретились в рассказе с изучаемой буквой? (Слова “мама” и “мир”.)

Чем важно слово “мир”? (Мир – это счастье, радость. Это когда нет войны, никто не погибает, никто не страдает, никто не плачет.)

Объясните смысл второй пословицы на странице 88.

Напечатайте в тетрадях слово “мир”.

А чем так важно слово “мама”? (Мама – это самый близкий и любимый человек.)

Напечатайте в тетрадях слово

“мама”.

8. Физкультминутка.

Мамам помогаем дружно:
Сами в тазике стираем.
А потом всё также дружно
Выжимаем, выжимаем.
Через двор растянем ловко

Для одежды две верёвки.
Дует ветер шалунишка.
Сохнут платья и штанишки.

9. Продолжение изучения материала.

Мамы довольны помощниками. Посмотрите на фотографии ваших мам на доске. Какие они? Используйте слова со звуками [м] и [м’]. (Милые, молодые, мудрые, модные,…)

А ещё они отличные хозяйки. Вот сколько они всего приготовили. Давайте выберем блюда. Помните тему урока.

Мясной бульон – рыбный бульон.
Салат из моркови – салат из свёклы.
Яблоки печёные – яблоки мочёные.
Мороженое
– торт.
Черника – малина.
Морс – компот.

Объясните свой выбор. (Слова начинались со звуков [м] и [м’].)

Зачем мамы столько всего приготовили? Заглянем в календарь. (25 ноября у всех мам праздник – День Матери.)

Давайте подпишем мамам поздравительные открытки. Теперь вы умеете писать слово “мама”. Прочитайте поздравление, которое у вас получилось.

Милая мама! Тебя поздравляю!
Счастья, здоровья, удачи желаю!
Обещаю не лениться,
Хорошо всегда учиться,
Никогда не обижать
И почаще обнимать!

10. Подведение итогов урока.

С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)

Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает звонкие, согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м’].)

Почему эти звуки и эта буква такие важные? (С них начинаются самые дорогие слова – “мама” и “Москва”.)