Цели:
- Дидактические: формировать умение звукового анализа, закреплять представление о звуке [щ];
- Развивающие: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, развивать речь, внимание, мышление, познавательные интересы детей;
- Воспитательные: воспитывать информационную компетентность через получение информации из разных источников, воспитывать любовь к печатному слову;
Оборудование: портрет С. В. Михалкова, его книга со стихотворением “Щенок”, предметные картинки на букву щ, схемы слов, слоги с буквой щ, пословицы о здоровье, яркие буквы А, В, С - названия витаминов, настоящие овощи, иллюстрации овощей для сценки, фартук хозяйки, текст с загадками.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на меня все посмотрели.
2. Актуализация знаний.
Сели удобно. Улыбнулись нашим гостям, друг другу и мне. А ты, Ксюша, почему не улыбаешься?
(Девочка читает отрывок из стихотворения С. Михалкова “Щенок”)
- Ребята, что случилось у Ксюши?
- Как вы это поняли?
- А какой у нее щенок? (Озорник, шалунишка, веселый, игривый)
- Чем же мы можем помочь Ксюше? (Надо найти щенка)
- Давайте мы его поищем здесь.
3. Работа с картинками.
На доске картинки: ящик, щетка, ящерица, щит, плащ, осьминог. Дети называют нарисованные предметы, находят общее - звук щ, характеризуют его. Проводится артикуляция и гимнастика для языка.
Учитель называет цель урока и выясняет, почему здесь оказался осьминог. Ученики доказывают, что у него есть щупальца. Учитель снимает картинку осьминога, а под ней картинка щенка. Все рады находке. Учитель благодарит за помощь Ксюше, предлагает сделать схему слова “щенок” и дать кличку, дочитывает стихотворение С. Михалкова до конца.
4. Проверка домашнего задания.
1).Чтение слогов с буквой щ. Придумывание слов со слогом “щи” (пильщик, стекольщик, овощи, вещи, клещи, трещина, ящик, тащить, защита, притащил, трещит, гудящий, пищит, общий и т. д.)
2). Чтение загадок из учебника “Азбука” на странице 188, составление в кассе слов отгадок. Объяснение учителем слова “овощ”.
3). Рассказ учителя о витаминах и выступления детей.
Слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ.
Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово “вита” со словом “амин”, получилось - витамин. Детям 8-9 лет рекомендуется съедать по полкило овощей и фруктов в день.
1-й ребенок (Витамин С): Я - король среди витаминов. Недостаток моего витамина приводит к тому, что нарушается рост костей, сосуды становятся хрупкими, понижается устойчивость к инфекциям. Наступает быстрое утомление, появляется кровоточивость десен, частые простудные заболевания. Меня можно найти во всех фруктах,овощах, ягодах, зелени. Особенно много в цитрусовых, шиповнике, черной смородине, облепихе, петрушке.
2-й ребенок (Витамин А): Если в организме мало витамина А, то появляются проблемы со зрением, шелушение кожи, ломкость ногтей и выпадение волос. Провитамин А содержится в моркови, свекле, салате, в томатах, в сладком перце.
3-й ребенок (Витамин В): Те, кто питается белым хлебом и сладостями, не получают достаточного количества моего витамина. Они быстро утомляются, у них болит сердце, нарушается обмен веществ, появляются болезни губ, кожи, рта и глаз. Витамина В много в крупах, молоке, мясе, сыре, яйцах, горохе, фасоли.
4). Чтение и объяснение пословиц о здоровье.
5. Работа над стихотворением “Овощи”.
1). Чтение учителем наизусть с инсценировкой (надеваю фартук и выкладываю из корзины овощи).
2). Чтение учащимися шепотом с моей интонацией и с моим настроением.
3). Чтение стихотворения учащимися по частям и работа над содержанием.
1 часть:
- Откуда пришла хозяйка7
- Когда? (однажды - словарное слово)
Рассказ учителя о происхождении огорода (ж. Педагогическое творчество №5, 2005 год, стр.4).
2 часть: - О чем спорили овощи?
Сценка “Спор овощей”
3 часть: - Чем работала хозяйка? (Ножиком - орфограмма жи-ши, крошить - значение слова).
Физ. минутка “Заготавливаем капусту”.
- Мы капусту рубим! (2 раза)
- Мы капусту режем! (2 раза)
- Мы капусту солим! (2 раза)
- Мы капусту жмем! (2раза)
- Мы морковку трем! (2 раза)
4 часть: - В чем варились овощи?
Рассказ заведующей школьным музеем о назначении и употреблении в крестьянском быту русской печи, заслонки, чугунки, ухвата.
5 часть: - Какой суп сварили? (Овощной – борщ)
Физ. пауза. Игра “Мы – поварята” (На картинках с изображением трех кастрюль написаны названия блюд. Под ними таблички с названиями продуктов. Задание – убрать лишние продукты).
БОРЩ ВИНЕГРЕТ КОМПОТ Капуста свекла яблоки Картофель капуста изюм Лук рыба банан Морковь картофель чернослив Крупа лук груша Мясо морковь арбуз Свекла сыр курага Горох соленый огурец урюк
6. Работа над выразительностью.
Чтение стихотворения хором, по абзацам, по ролям, с озвучиванием (с радостью, с вопросом, с важностью, с испугом).
7. Рисование отгадок по загадкам по теме “ Овощи”.
8. Подведение итогов урока с использованием карточки настроения и самооценки.
Литература.
- Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, Эксмо, 2005
- Сценарии школьных викторин, конкурсов. Ростов-на-Дону, Феникс,2004
- Журнал “Начальная школа” №6, 2006; №6, 2001
- Газета “Педагогическое творчество” №5, 2005
- Поурочные разработки “Уроки в начальной школе” 3 класс “Когда закончились уроки” Москва, Начальная школа, 2004