Конспект занятия "Путешествие на верблюде"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как  камень – глина).
  • Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
  • Реализовывать представления о климатических зонах земли (пустыня), полученных в ходе поисковой деятельности.
  • Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
  • Расширять кругозор, словарный запас: бархан, караван – баши, саксаул, жук-скоробей, варан.

Материал: глина, песок, сухие веточки, воронки, картинки с изображением верблюда, варана, змеи эфы, обезьяны, тушканчика. Иллюстрации из книги «Три поросенка».

Для моделирования: песок, кружки из бумаги разного размера.

Подготовка:  

  • Рассматривание карт.
  • Чтение: Ю. Измайлов «Караван»; О. Дыбина «Неизведанное рядом»; В. Степанов «Путешествие в Азию»; В. Флинт « Животные пустыни».

Ход занятия.

Воспитатель (держа в руках шапочку магистра наук):

Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.)

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

(В руках у вас лопата, ведерко и песок.)

Вы любите, ребята пересыпать? (песок).

Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я.
Размочишь водой, буду влажной и мягкой.

– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Чем отличается песок и глина?».

Дети стоят в кругу, по очереди передают друг другу «волшебную палочку».

 – Чем отличаются песок и глина?

(Песок сыпучий, рыхлый, глина твердая; песок состоит из песчинок, глина – из комочков; песок хорошо впитывает влагу, глина плохо, но из нее приятно лепить).

 – Что общего у пека и глины?

(И песок и глина используется в строительстве, находятся под ногами, являются почвой).

Воспитатель:  предлагает детям разделиться на 2 группы (рассчитаться на первый, второй).

Д/и «Слоеный торт Земли». (Закрепить состав почвы, учить моделировать элементами заменяющими данную часть).

1.  На магнитных досках дети составляют структуру почвы из цветных полосок:

Плодородные слои – коричневый.

Песок – желтая.

Глина – красная.

Камни – серая.

После выполнения задания группы проверяют задание друг у друга.

Воспитатель: Будьте внимательны,  задание для 1 группы: рассказать о плодородном слое почвы.

(Растут деревья, кусты, цветы, ягоды, грибы, люди выращивают урожай).

2 группе: рассказать, как нужно беречь почву.

(Не засорять мусором, удобрять ее, рыхлить, поливать, пахать, сажать деревья травы, цветы).

Воспитатель (показывает детям глобус):Что это?
(Наша Земля).

  • Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым.)
  • Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым.)
  • Что может обозначать на глобусе желтый цвет? (Дети высказывают предположения.)

Если дети затрудняются с ответом, загадываю загадку:

Вот желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется,  как волна.
(Пустыня).

Воспитатель: Как вы думаете, почему это пространство Земли назвали пустыней?

(От слов пусто, пустынно, кругом один песок да камни).

Игра «Что вы знаете о пустыне?»

Дети, стоят в кругу, передают волшебную палочку друг другу, рассказывают о пустыне.

Например.

Пустыни: Сахара, Гоби, Каракумы. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.

Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Весной цветут маки, тюльпаны. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне много птиц, зверей, ящериц, жуков: джейран, кулан, верблюд, тушканчики, феникс, сойка, вороны.

Вывод: Пустыня – это где очень много песка, очень жарко, сухо, обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут растения, которые приспособились к жаркому климату.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется песок. Хотите узнать? Я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки «ученых».)

Опыт 1 (за столами). 2 камня на каждого ребенка, постучать друг о друга, потереть их. Что получилось? (Горочка песка.)

Опыт 2.

  • рассмотреть через лупу
  • обследовать сухой песок пальцами
  • опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Опыт 3.

  • В банку с водой опустить немного песка, не размешивать. Что произошло? (Песок осел на дно, на поверхности плавает песочная пыль.)
  • Размешать воду, что изменилось? (песочная пыль растворилась, окрасила воду).

Вывод: песок тяжелый, опустился на дно баночки, его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду. Мокрый песок меняет цвет.

Воспитатель: Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?

(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)

Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?

Опыт 4. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.

  • Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.)
  • Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)
  • Воспитатель сама проводит подобный опыт.

Пояснение: трехлитровая банка, в крышку вставить пластиковую бутылку. Сильно сжимать и разжимать бутылку. Что видите?

Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.

Воспитатель: Так и в природе ветер надувает барханы.

Загадка.

Путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары
2 горба как 2 горы.
(Верблюд.)

Воспитатель (показывает игрушку верблюда).

  • Почему про верблюда говорят, что он отважный? (Ответы детей.)
  • Что помогает верблюду выжить в пустыне? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)

Воспитатель: У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему широкие?

(Не позволяют ногам провалится в песок).

Воспитатель: Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете?

(Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).

Воспитатель: А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

Опыт.
 
Предложить детям подышать на зеркало.

 – Что видите?

– Зеркало затуманивается, на нем оседают капельки воды. Объяснить, что воздух, который выдыхает человек, содержит водяной пар. Часть воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же (обратить внимание на игрушку) этот канал  длинный и извилистый. Поэтому при выдохе значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему  дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Воспитатель: Какого цвета шерсть у верблюда? (Песочная.)

 – Еще она какая? Потрогайте верблюда. (Длинная, густая, волнистая).

Воспитатель: Как вы думаете, почему шерсть песочного цвета? Есть от этого польза? Хотите проверить?

Моделирование.

Подойти к столу, на котором находится «мини-пустыня». Приложить круги разного цвета. Какой цвет не заметен?

Вывод: Чем ярче цвет, тем он заметней на песке. А нам надо, чтобы не было видно. Верблюд песочного цвета. Это ему помогает спасаться от врагов.

Воспитатель: Чем питается верблюд?

(Верблюжьей колючкой.)

Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными  ходами и выходами).

Воспитатель: А нужен ли песок людям? (Выставка.)

  • Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
  • Изготавливают стекла.
  • Песочные часы.
  • Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
  • Делают художественные изделия из стекла, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

Итог занятия.

 – Сегодня мы с вами путешествовали по пустыне на верблюде. Кому что больше запомнилось в путешествии. Кто узнал что-то новое? (Дети с помощью «волшебной палочки» делятся своими впечатлениями.)