Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
- Реализовывать представления о климатических зонах земли (пустыня), полученных в ходе поисковой деятельности.
- Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
- Расширять кругозор, словарный запас: бархан, караван – баши, саксаул, жук-скоробей, варан.
Материал: глина, песок, сухие веточки, воронки, картинки с изображением верблюда, варана, змеи эфы, обезьяны, тушканчика. Иллюстрации из книги «Три поросенка».
Для моделирования: песок, кружки из бумаги разного размера.
Подготовка:
- Рассматривание карт.
- Чтение: Ю. Измайлов «Караван»; О. Дыбина «Неизведанное рядом»; В. Степанов «Путешествие в Азию»; В. Флинт « Животные пустыни».
Ход занятия.
Воспитатель (держа в руках шапочку магистра наук):
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?
(Ответы детей – опыты, эксперименты.)
– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
(В руках у вас лопата, ведерко и песок.)
Вы любите, ребята пересыпать? (песок).
Белая, красная и голубая,
Когда я сухая, как камень тверда я.
Размочишь водой, буду влажной и мягкой.
– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Чем отличается песок и глина?».
Дети стоят в кругу, по очереди передают друг другу «волшебную палочку».
– Чем отличаются песок и глина?
(Песок сыпучий, рыхлый, глина твердая; песок состоит из песчинок, глина – из комочков; песок хорошо впитывает влагу, глина плохо, но из нее приятно лепить).
– Что общего у пека и глины?
(И песок и глина используется в строительстве, находятся под ногами, являются почвой).
Воспитатель: предлагает детям разделиться на 2 группы (рассчитаться на первый, второй).
Д/и «Слоеный торт Земли». (Закрепить состав почвы, учить моделировать элементами заменяющими данную часть).
1. На магнитных досках дети составляют структуру почвы из цветных полосок:
Плодородные слои – коричневый.
Песок – желтая.
Глина – красная.
Камни – серая.
После выполнения задания группы проверяют задание друг у друга.
Воспитатель: Будьте внимательны, задание для 1 группы: рассказать о плодородном слое почвы.
(Растут деревья, кусты, цветы, ягоды, грибы, люди выращивают урожай).
2 группе: рассказать, как нужно беречь почву.
(Не засорять мусором, удобрять ее, рыхлить, поливать, пахать, сажать деревья травы, цветы).
Воспитатель (показывает детям глобус):Что это?
(Наша Земля).
- Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым.)
- Каким цветом изображена на глобусе суша (земля)? (Коричневым.)
- Что может обозначать на глобусе желтый цвет? (Дети высказывают предположения.)
Если дети затрудняются с ответом, загадываю загадку:
Вот желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
(Пустыня).
Воспитатель: Как вы думаете, почему это пространство Земли назвали пустыней?
(От слов пусто, пустынно, кругом один песок да камни).
Игра «Что вы знаете о пустыне?»
Дети, стоят в кругу, передают волшебную палочку друг другу, рассказывают о пустыне.
Например.
Пустыни: Сахара, Гоби, Каракумы. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.
Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Весной цветут маки, тюльпаны. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне много птиц, зверей, ящериц, жуков: джейран, кулан, верблюд, тушканчики, феникс, сойка, вороны.
Вывод: Пустыня – это где очень много песка, очень жарко, сухо, обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут растения, которые приспособились к жаркому климату.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется песок. Хотите узнать? Я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки «ученых».)
Опыт 1 (за столами). 2 камня на каждого ребенка, постучать друг о друга, потереть их. Что получилось? (Горочка песка.)
Опыт 2.
- рассмотреть через лупу
- обследовать сухой песок пальцами
- опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Опыт 3.
- В банку с водой опустить немного песка, не размешивать. Что произошло? (Песок осел на дно, на поверхности плавает песочная пыль.)
- Размешать воду, что изменилось? (песочная пыль растворилась, окрасила воду).
Вывод: песок тяжелый, опустился на дно баночки, его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду. Мокрый песок меняет цвет.
Воспитатель: Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?
(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)
Воспитатель: Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?
Опыт 4. Банка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.
- Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.)
- Подобный опыт с кусочками глины. Подумаем. Что теперь видим? (Они труднее сдуваются или совсем не двигаются.)
- Воспитатель сама проводит подобный опыт.
Пояснение: трехлитровая банка, в крышку вставить пластиковую бутылку. Сильно сжимать и разжимать бутылку. Что видите?
Вывод: песок под воздействием воздуха разлетается, затем оседает вниз.
Воспитатель: Так и в природе ветер надувает барханы.
Загадка.
Путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары
2 горба как 2 горы.
(Верблюд.)
Воспитатель (показывает игрушку верблюда).
- Почему про верблюда говорят, что он отважный? (Ответы детей.)
- Что помогает верблюду выжить в пустыне? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)
Воспитатель: У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему широкие?
(Не позволяют ногам провалится в песок).
Воспитатель: Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете?
(Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).
Воспитатель: А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.
Опыт.
Предложить детям подышать на зеркало.
– Что видите?
– Зеркало затуманивается, на нем оседают капельки воды. Объяснить, что воздух, который выдыхает человек, содержит водяной пар. Часть воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой канал у человека короткий и прямой. У верблюда же (обратить внимание на игрушку) этот канал длинный и извилистый. Поэтому при выдохе значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Воспитатель: Какого цвета шерсть у верблюда? (Песочная.)
– Еще она какая? Потрогайте верблюда. (Длинная, густая, волнистая).
Воспитатель: Как вы думаете, почему шерсть песочного цвета? Есть от этого польза? Хотите проверить?
Моделирование.
Подойти к столу, на котором находится «мини-пустыня». Приложить круги разного цвета. Какой цвет не заметен?
Вывод: Чем ярче цвет, тем он заметней на песке. А нам надо, чтобы не было видно. Верблюд песочного цвета. Это ему помогает спасаться от врагов.
Воспитатель: Чем питается верблюд?
(Верблюжьей колючкой.)
Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными ходами и выходами).
Воспитатель: А нужен ли песок людям? (Выставка.)
- Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
- Изготавливают стекла.
- Песочные часы.
- Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
- Делают художественные изделия из стекла, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.
Итог занятия.
– Сегодня мы с вами путешествовали по пустыне на верблюде. Кому что больше запомнилось в путешествии. Кто узнал что-то новое? (Дети с помощью «волшебной палочки» делятся своими впечатлениями.)