Цели:
- Познакомить учаащихся с царством грибов.
- Выделить группы съедобных и несъедобных.
- Развивать воображение, мышление.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности.
- Развивать деловые отношения в совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока: учебник-тетрадь для 1-го класса «Окружающий мир» О.Т.Поглазова; картинки грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежки, опята съедобные и ложные, маслята, лисички, рыжики, мухоморы (красный и белый), бледная поганка, сатанинский гриб; пенёк, белка, деревья, восклицательный знак; конверты с разрезанными грибами, листы бумаги, клей на каждую парту; аудиокассета «Голоса леса».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Целеполагание
Учитель. Наш урок начну с загадки, отгадав её, вы узнаете, что мы сегодня будем изучать.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
– Сегодня мы с вами отправимся за грибами. Кто знает, где они растут?
3. Знакомство с царством грибов
Учитель. Сейчас мы отправимся в лес, закрываем глаза (аудиозапись « Голоса леса »), включаем воображение, вспоминаем лето, пение птиц, видим высокие сосны, стройные берёзки, пушистые ели, кустарники, травы.
– Ой, ягодка, ещё одна! Их целая полянка !
– Смотрите! (На доске грибы, деревья, белочка.)
На пригорке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
На доске тема: «Царство грибов».
– Кто может прочитать куда мы попали?
– Почему «царство»? – Какие красивые, душистые, молоденькие. Мы и суп сварим, и с картошечкой пожарим, все без исключения! (Беру мухомор.)
– А этот, наверное, самый вкусный, он такой красивый! (Кладу в корзину)
Дети. Нельзя, он несъедобный! (Высказывания детей.)
Учитель. Молодцы!
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!
– А вы знаете, что у мухомора может быть и белая шляпка? (Иллюстрация ) У всех мухоморов обязательно есть бородавки, по ним мы легко сможем его узнать.
– Давайте тогда раздавим мухоморы, чтобы никто не отравился!
Выслушиваем мнение детей.
Учитель. Тише! Мне белочка что-то хочет сказать. (Озвучиваю слова белочки.)
– Нельзя давить! Несъедобные грибы лечат некоторых животных, помогают деревьям добывать питание, служат домом для насекомых.
– Ребята,оставим мухоморы? Пусть они помогают лесу! А мы запомним, что в нашей корзинке им нет места! (Крепим мухоморы на доску около «!» знака)
Учитель. Вижу вы хорошие грибники, помогите мне разобраться с другими грибами.
Дети. Это – белый гриб (боровик). Он самый главный гриб, самый вкусный.
Учитель. Боровик редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать ещё.
Вот и гриб-боровик,
И красив он и велик-
В тёмной шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Учитель. Какие грибы вы ещё знаете?
Дети. Подосиновик. Назвали его так потому, что он часто растёт под осинками.
Учитель. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
Он в осиннике родился,
Как в траве не притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.
Дети. Подберёзовик. Часто растёт под берёзками.
Лета первая примета:
Под берёзой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
Сыроежки с разноцветными шляпками.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай-
Это…(сыроежки).
А вот весёлые ребята –
Тонконогие опята –
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!»
– Давайте сравним съедобные и ложные опёнки. (Находим отличительные признаки грибов, съедобные кладём в корзинку-несъедобные вешаем около «!») Отличительный признак ложных опят-отсутствие на ножке кольца из остатков плёнки (юбочки), более яркая окраска шляпки, горький вкус, зеленоватые пластинки под шляпкой.
(Собираем и кладём в корзинку другие съедобные грибы: лисички, рыжики,маслята. Дети запоминают как выглядят грибы, узнают, почему они так называются.)
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Учитель. Но в нашем лесу ещё остались грибы! (Бледная поганка, сатанинский гриб). Кто знает как они называются? (Выслушиваем ответы детей.)
Учитель. Отличие сатанинского гриба от белого-мякоть на изломе сначала краснеет, потом белеет. Ножка при основании-с красным сетчатым узором.
(Берём ядовитые грибы и вешаем около «!».)
Учитель. Посмотрите на доску. Мы грибы разделили на две группы.Какие? (Съедобные и несъедобные или ядовитые).
– Как вы считаете, нужно ли людям знать грибы? Зачем?
Вывод. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут.
Физкультминутка
Упражнение
По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.
4. Первичное закрепление
Учитель. Кто может назвать грибы, которые мы собрали? (Дети показывают и называют грибы).
Конкурс на лучшего грибника
Выполнение задания учебника:
- читаем стихотворение;
- находим гриб, отмечаем.
5. Работа в парах
Дети пересаживаются по своему желанию,
составляя пару по интересу.
Учитель раздаёт конверты с разрезанными
картинками грибов.
Каждая пара получает один конверт, один клей,
один лист белой бумаги.
Учитель. Необходимо собрать гриб, аккуратно наклеить на лист, подготовить небольшое сообщение (название, где растёт, отличительный признак, съедобный или ядовитый), выбрать выступающего из пары.
(Аудиозапись «Голоса леса», дети самостоятельно работают, учитель оказывает индивидуальную помощь).
После завершения работы, представитель каждой пары показывает собранный гриб и крепит на доску в группу съедобных или ядовитых.
Обсуждение. Получилась совместная работа или нет, почему? Понравилось работать в паре? Смогли ли договориться, уступить друг другу?
(Дети подходят к своим партам).
Физкультминутка
6. Беседа о правильном сборе грибов
Выслушиваем мнение детей.
Учитель. Нельзя собирать грибы в полиэтиленовый пакет т.к. они мнутся, разлагаются, возможно отравление. Грибы многие годы растут на одних и тех же местах, но только в том случае, если при сборе не разрушаются грибницы, поэтому нельзя вырывать грибы. Можно аккуратно выкрутить, не ломая ножки, или срезать ножом. Старые и червивые грибы собирать не следует, но и не сбивать т.к. они необходимы лесу.
7. Итог урока.