Цели:
- Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
- Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
- Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
- Продолжить формирование навыков проведения эксперимента, развивать мышление, заставить детей задуматься о воздействии человека на состояние окружающей среды.
Оборудование и реактивы:
- карта путешествия,
- рисунок реки на доске,
- магнитная доска,
- карточки для схем и с формулами кислот,
- штативы с пробирками,
- 3 стакана,
- колба,
- ложечка для сжигания веществ,
- сера, СаО,
- вода, NaOH, HCl,
- универсальный индикатор,
- лимон,
- уксус,
- кефир,
- сода пищевая,
- пачка поваренной соли,
- мыло,
- спиртовка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
II. Обобщение знаний по изученным классам веществ.
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Быстро подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания и отмечать результаты в своих оценочных листах.
1-я станция: Кислоты.
Выберите из предметов, которые находятся на столе, что относится к кислотам, и кратко расскажите о них.
Ученик: выбирает лимон, уксус, кефир. Рассказ ученика о кислотах.
Задание. Терминологический диктант. (Если ученик ответил про себя правильно, ставит себе в оценочном листе +, если неправильно, то -).
Учитель: Я показываю формулу кислоты, вы сначала ее называете, затем отвечаете на вопрос: какая она по основности? (азотная, серная, угольная, кремниевая, азотистая, соляная). (Показывает карточки с формулами кислот).
Задание. Перед нами на доске мы видим реку. Это Река Знаний. Задание вам - перейти через реку, где это возможно, т. е. дописать возможные уравнения реакций, и поставить в этом месте мостик. Где реакция не идет, объясните, почему, там мостик не ставим. Если ответ правильный, садитесь и ставите себе в оценочном листе +, если неправильный, то - . Вещества называем и объясняем, почему эта реакция идет. Все остальные ученики записывают реакции в тетрадь.
Типичные реакции кислот.
2-я станция : Основания.
Учитель: выбрать из предметов, что можно связать с классом оснований и кратко рассказать об этих веществах.
Ученик: выбирает мыло. Рассказ об основаниях.
Задание: Эксперимент. Мы сейчас с вами дали определения кислот и оснований. А как распознать среди трех выданных веществ, где находится кислота, где - основание, а где - вода?
Ученик: действует на растворы универсальным индикатором. Делает вывод.
Садится, ставит себе +.
Задание: перейти реку. Типичные реакции оснований.
3-я станция: Оксиды.
Ребята, какие группы оксидов мы с вами изучили? Мы с вами составляли в тетради схему соответствия и взаимодействия кислот, оснований, кислотных оксидов и основных оксидов. Пока один из вас будет рассказывать об оксидах, кто-то пойдет к магнитной доске и составит эту схему.
1-й ученик: на магнитной доске составляет схему.
2-й ученик (в это время): выбирает песок, глину и воду. Рассказ об оксидах.
3-й ученик: рассказ об оксиде водорода (воде).
4-й ученик: рассказ об оксиде серы (IV) - сернистом газе.
Фронтальный опрос. (Результаты оформляются в оценочном листе).
- Ребята, к каким оксидам относится сернистый газ SO2?
- Какой кислоте он соответствует?
- С какими классами веществ взаимодействуют кислотные оксиды?
Проверяем схему на магнитной доске.
Задание. Перейти реку Знаний. Типичные реакции оксидов.
4-я станция: Соли.
Учитель: что на нашем столе относится к солям? Выберите и расскажите об одной из самых известных вам солей - хлориде натрия.
Задание: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске)
Названия кислот Названия солей
1. Соляная | А. Сульфаты |
2. Серная | Б. Карбонаты |
3. Угольная | В. Хлориды |
4. Азотная | Г. Сульфиды |
5. Сероводородная | Д. Нитраты |
Ответ: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г.
2. Соответствие движению (игра)
Учитель называет, учащиеся выполняют соответствующее действие (действия записаны на доске).
класс соединений | действие |
кислота | правая рука |
основание | левая рука |
кислотный оксид | правое ухо |
основный оксид | левое ухо |
соль | хлопок в ладоши |
а) Гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Оценочные листы убрали в сторону.
Работаем в тетради.
Мы с вами записали тему урока: "Генетическая связь", а что это такое?
Между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно легко перейти от одного класса соединений к другому.
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ. |
Вначале давайте наши сведения о классификации веществ представим в виде схемы. (Составляем вместе с классом схему "Классификация неорганических веществ" на магнитной доске)
5-я станция. Генетический рад неметаллов.
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл. |
Их можно выделить две разновидности.
1. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует растворимая кислота, может быть отражен в виде такой цепочки превращений:
неметалл —> кислотный —> оксид —> кислота —> соль
Например, генетический ряд фосфора:
P | P2O5 | H3PO4 | Ca3(PO4)2 |
или генетический ряд серы:
S – SO3 – H3SO4 – BaSO4
Ученик: рассказ о сере.
Учитель: Демонстрационный опыт "Получение сернистого газа, сернистой кислоты, сульфита свинца".
2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть представлен с помощью такой цепочки превращений:
Неметалл —> кислотный оксид —> соль —> кислота —> кислотный оксид —> неметалл.
Так как из изученных нами кислот нерастворима только кремниевая кислота, в качестве примера последнего генетического ряда рассмотрим генетический ряд кремния:
Si | SiO2 | Na2SiO3 | H2SiO3 | SiO2 | Si |
6-я станция: Генетический ряд металлов.
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл. |
Различают две разновидности генетического ряда металлов.
1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. В общем виде такой ряд может быть представлен следующей цепочкой превращений:
металл —> основный оксид —> основание (щелочь) —> соль
Например, генетический ряд кальция:
Ca - CaO - Ca(OH)2 - Ca3(PO4)2
Учащиеся выполняют лабораторный опыт: "Осуществление цепочки Ca - CaO -- Ca(OH)2 -- Ca3(PO4)2 " по карточке-инструкции, записывают уравнения реакций.
2. Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание. Можно представить следующей цепочкой превращений:
металл —> основный оксид —> соль —> основание —> основный оксид —> металл.
Например, генетический ряд меди:
Cu | CuO | CuCl2 | Cu(OH)2 | CuO | Cu |
Учитель выполняет демонстрационный опыт "Осуществление цепочки Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu ".
Задание: уравнения реакций записать в ионном виде в тетради и на доске.
7-я станция: Закрепительная. Компьютерная презентация.
1 слайд. Определение генетической связи.
2 слайд. Схема "Классификация неорганических веществ"
3 слайд. Генетический ряд металлов.
4 слайд. Генетический ряд неметаллов.
5 слайд. Что это за вещества?
6 слайд. Кислотные дожди.
7 слайд. Запишите уравнения реакций...
8 слайд. Домашнее задание.
П. 42, №№ 2,3 - письменно
Выставление оценок за урок.