Урок-путешествие "Генетическая связь между классами веществ"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
  2. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
  3. Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
  4. Продолжить формирование навыков проведения эксперимента, развивать мышление, заставить детей задуматься о воздействии человека на состояние окружающей среды.

Оборудование и реактивы:

  • карта путешествия,
  • рисунок реки на доске,
  • магнитная доска,
  • карточки для схем и с формулами кислот,
  • штативы с пробирками,
  • 3 стакана,
  • колба,
  • ложечка для сжигания веществ,
  • сера, СаО,
  • вода, NaOH, HCl,
  • универсальный индикатор,
  • лимон,
  • уксус,
  • кефир,
  • сода пищевая,
  • пачка поваренной соли,
  • мыло,
  • спиртовка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.

II. Обобщение знаний по изученным классам веществ.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Быстро подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания и отмечать результаты в своих оценочных листах.

1-я станция: Кислоты.

Выберите из предметов, которые находятся на столе, что относится к кислотам, и кратко расскажите о них.

Ученик: выбирает лимон, уксус, кефир. Рассказ ученика о кислотах.

Задание. Терминологический диктант. (Если ученик ответил про себя правильно, ставит себе в оценочном листе +, если неправильно, то -).

Учитель: Я показываю формулу кислоты, вы сначала ее называете, затем отвечаете на вопрос: какая она по основности? (азотная, серная, угольная, кремниевая, азотистая, соляная). (Показывает карточки с формулами кислот).

Задание. Перед нами на доске мы видим реку. Это Река Знаний. Задание вам - перейти через реку, где это возможно, т. е. дописать возможные уравнения реакций, и поставить в этом месте мостик. Где реакция не идет, объясните, почему, там мостик не ставим. Если ответ правильный, садитесь и ставите себе в оценочном листе +, если неправильный, то - . Вещества называем и объясняем, почему эта реакция идет. Все остальные ученики записывают реакции в тетрадь.

Типичные реакции кислот.

2-я станция : Основания.

Учитель: выбрать из предметов, что можно связать с классом оснований и кратко рассказать об этих веществах.

Ученик: выбирает мыло. Рассказ об основаниях.

Задание: Эксперимент. Мы сейчас с вами дали определения кислот и оснований. А как распознать среди трех выданных веществ, где находится кислота, где - основание, а где - вода?

Ученик: действует на растворы универсальным индикатором. Делает вывод.

Садится, ставит себе +.

Задание: перейти реку. Типичные реакции оснований.

3-я станция: Оксиды.

Ребята, какие группы оксидов мы с вами изучили? Мы с вами составляли в тетради схему соответствия и взаимодействия кислот, оснований, кислотных оксидов и основных оксидов. Пока один из вас будет рассказывать об оксидах, кто-то пойдет к магнитной доске и составит эту схему.

1-й ученик: на магнитной доске составляет схему.

2-й ученик (в это время): выбирает песок, глину и воду. Рассказ об оксидах.

3-й ученик: рассказ об оксиде водорода (воде).

4-й ученик: рассказ об оксиде серы (IV) - сернистом газе.

Фронтальный опрос. (Результаты оформляются в оценочном листе).

  • Ребята, к каким оксидам относится сернистый газ SO2?
  • Какой кислоте он соответствует?
  • С какими классами веществ взаимодействуют кислотные оксиды?

Проверяем схему на магнитной доске.

Задание. Перейти реку Знаний. Типичные реакции оксидов.

4-я станция: Соли.

Учитель: что на нашем столе относится к солям? Выберите и расскажите об одной из самых известных вам солей - хлориде натрия.

Задание: Установите соответствия: (сначала выполняют все на оценочных листах, затем один выходит и пишет ответ на доске)

Названия кислот Названия солей

1. Соляная А. Сульфаты
2. Серная Б. Карбонаты
3. Угольная В. Хлориды
4. Азотная Г. Сульфиды
5. Сероводородная Д. Нитраты

Ответ: 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г.

2. Соответствие движению (игра)

Учитель называет, учащиеся выполняют соответствующее действие (действия записаны на доске).

класс соединений действие
кислота правая рука
основание левая рука
кислотный оксид правое ухо
основный оксид левое ухо
соль хлопок в ладоши

а) Гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Оценочные листы убрали в сторону.

Работаем в тетради.

Мы с вами записали тему урока: "Генетическая связь", а что это такое?

Между оксидами, кислотами, основаниями и солями имеется глубокая связь. Зная свойства веществ, можно легко перейти от одного класса соединений к другому.

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Вначале давайте наши сведения о классификации веществ представим в виде схемы. (Составляем вместе с классом схему "Классификация неорганических веществ" на магнитной доске)

5-я станция. Генетический рад неметаллов.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Их можно выделить две разновидности.

1. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует растворимая кислота, может быть отражен в виде такой цепочки превращений:

неметалл —> кислотный —> оксид —> кислота —> соль

Например, генетический ряд фосфора:

P P2O5 H3PO4 Ca3(PO4)2

или генетический ряд серы:

S – SO3 – H3SO4 – BaSO4

Ученик: рассказ о сере.

Учитель: Демонстрационный опыт "Получение сернистого газа, сернистой кислоты, сульфита свинца".

2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть представлен с помощью такой цепочки превращений:

Неметалл —> кислотный оксид —> соль —> кислота —> кислотный оксид —> неметалл.

Так как из изученных нами кислот нерастворима только кремниевая кислота, в качестве примера последнего генетического ряда рассмотрим генетический ряд кремния:

Si SiO2 Na2SiO3 H2SiO3 SiO2 Si

6-я станция: Генетический ряд металлов.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

Различают две разновидности генетического ряда металлов.

1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. В общем виде такой ряд может быть представлен следующей цепочкой превращений:

металл —> основный оксид —> основание (щелочь) —> соль

Например, генетический ряд кальция:

Ca - CaO - Ca(OH)2 - Ca3(PO4)2

Учащиеся выполняют лабораторный опыт: "Осуществление цепочки Ca - CaO -- Ca(OH)2 -- Ca3(PO4)2 " по карточке-инструкции, записывают уравнения реакций.

2. Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание. Можно представить следующей цепочкой превращений:

металл —> основный оксид —> соль —> основание —> основный оксид —> металл.

Например, генетический ряд меди:

Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu

Учитель выполняет демонстрационный опыт "Осуществление цепочки Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu ".

Задание: уравнения реакций записать в ионном виде в тетради и на доске.

7-я станция: Закрепительная. Компьютерная презентация.

1 слайд. Определение генетической связи.

2 слайд. Схема "Классификация неорганических веществ"

3 слайд. Генетический ряд металлов.

4 слайд. Генетический ряд неметаллов.

5 слайд. Что это за вещества?

6 слайд. Кислотные дожди.

7 слайд. Запишите уравнения реакций...

8 слайд. Домашнее задание.

П. 42, №№ 2,3 - письменно

Выставление оценок за урок.