Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс.
В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. У детей это проявляется в вопросах к воспитателю (учителю), стремлении по собственному желанию участвовать в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, в умении переносить знания в новые ситуации. Формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников. Поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей старших дошкольников (актуальная зона развития), ориентируясь на способности младших школьников (ближайшая зона). В табл. 1 обобщены и представлены методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников и младших школьников.
Таблица 1.
Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников и младших школьников.
Дошкольники | Младшие школьники |
Методы и приемы формирования познавательного интереса. | |
Ситуации занимательности: Опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух) Занимательные аналогии Познавательные игры (игры-головоломки и т.д.) Соревнование (интеллектуальная эстафета и т.п.) Программированные упражнения |
|
Методы и приемы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. | |
Создание ситуации успеха в учении | |
Одобрение со стороны взрослого, поддержка детским коллективом | Оценка, помощь другу. |
Анализ проблемных ситуаций (“Прими решение” т.п.) | |
Игра “Вопрос-Ответ” | Учебные дискуссии (познавательный спор) |
Комплекс занятий на тему:
“Развивая мышление, воспитываем ли мы ребенка?” Создание ситуации новизны, актуальности. |
|
Сопоставление научных и житейских толкований отдельных предметов, природных явлений. | Приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике. |
Приближение содержания к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. | |
Формирование понятия “Родина” | Курс занятий “Отчизноведение” |
Для активизации мыслительной деятельности ребенка, в аспекте развития познавательных способностей необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов развивающего образования.
Педагогу необходимо пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми, изменить акценты в ней. С одной стороны, один и тот же предмет, - можно преподать так, что он будет тренировать только память, тем самым внушать отвращение к учению, с другой стороны можно преподавать и так, что он будет развивать самостоятельность, мыслительные способности, давать навыки к строгому логическому мышлению, развивать любознательность, трудолюбие, стремление узнать что-то новое (развитие знаний). Познавательные задачи, решение которых не требует от ребенка никаких усилий, не могут вызвать положительных эмоций, ибо он при этом не переживает чувства движения вперед, удовлетворения своих потенциальных возможностей, настроенных на развитие.
Между тем, познавательная задача, отвечающая уровню ближайшего развития, требует познавательных усилий, поиска новых подходов, актуализирует созревшие и готовые к действию функции. У ребенка возникает интерес к задаче, стремление овладеть способом ее решения, желание, во что бы то ни стало преодолеть реальную, но посильную трудность. Сосредоточение внимания на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий ведет к формированию творческой личности. Применение игровых, творческих, экспериментальных форм в развитии мышления старших дошкольников влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению, обеспечивает гармоничный переход от одной ведущей (игровой) деятельности к другой (учебной). Однако при этом нельзя забывать о задаче нравственного развития, воспитывающей составляющей личности ребенка, которую подчеркивали в своих работах: К.Д. Ушинский, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, и др. Они указывали на то, что овладение знаниями должно быть неразрывно связано с нравственным формированием человека.
В настоящее время наблюдается форсированность обучения, которая негативно влияет на весь процесс развития личности ребенка, ослабляет воспитательное воздействие соответствующего образования. Шестилеткам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность, тенденция к игровой деятельности. Это возраст движения и развития функциональных сил, а одна из ведущих черт детства - стремление ребенка к взрослению. Активизируя мыслительную деятельность старших дошкольников, необходимо уделять особое внимание воспитательному воздействию, как со стороны педагогов, так и родителей. Это условие позволяет ответить взрослому на вопрос: развивая мышление, воспитываем ли мы ребенка? В своей работе особое внимание мы уделяем пониманию детьми положительного значения нравственных понятий, способности выделять их внешние признаки. Большая роль здесь принадлежит родителям. Необходимо использовать различные приемы и формы активизации родителей при развитии мыслительных способностей их детей (“Семейный калейдоскоп”, творческие домашние задания для совместной деятельности с детьми и др.).
В процессе развития мыслительных способностей ребенка важен учет нравственной стороны формирования личности, именно это нужно учитывать при составлении проблемных ситуациях, где (ребенку, педагогу, родителю) необходимо отреагировать на ситуацию, сделать нравственный выбор, осознать свое поведение. Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе дошкольников и младших школьников? Можно указать на следующие:
- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Необходимо также учитывать то, что:
- ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
- посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
- формулировка должна заинтересовать учащихся (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
- варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.
В качестве примера приведем некоторые проблемные ситуации для педагогов, родителей и детей, составленные и используемые нами в работе:
Прими решение
(Для детей 6-7 лет)
1. Ты пошел в школу, в твоей жизни стало больше дел, новых людей:
- Появилось много забот, проблем.
- Именно такая жизнь по мне.
- Раньше было также.
2. Получил двойку:
- Расскажу родителям и пообещаю исправиться.
- Заплачу на уроке, чтобы учитель меня пожалел.
- Никому не скажу, может, не заметят.
3. На перемене Данил и Саша подрались:
- Вступлюсь за кого-нибудь из них.
- Позову учителя.
- Думаю, они сами разберутся.
4. Ты отстал от класса и не знаешь, где находится кабинет информатики:
- Пойду по школе и буду заглядывать в классы.
- Спрошу у взрослого ученика.
- Подожду, пока за мной не придет учитель.
5. В класс пришел новый ученик:
- Здорово будет новый друг.
- Жаль у нас и так много ребят.
- Мне все равно.
6. Мама с папой решили переехать, тебе предстоит пойти в др. школу:
- Это так интересно.
- Другая школа так другая, родители меня не спросят.
- Грустно я так привык к своему классу.
7. Ты опаздываешь на занятия:
- Побегу быстрее.
- Буду думать, что сказать учителю, чтобы он не ругался.
- Подумаешь, с кем не бывает.
8. Ты не понял, как сделать домашнее задание:
- Задам вопросы учителю.
- Спрошу у мамы
- Разберусь сам
- Не буду делать домашнее задание
9. Ты плохо написал самостоятельную работу:
- Так бывает всегда.
- В следующий раз получится.
- Ну и ладно.
10. Учитель во время урока сказал про твоего друга, что он хуже всех умеет считать и читать. После урока ты:
- Перестанешь с ним дружить.
- Расскажешь его родителям.
- Попросишь маму делать уроки вместе с ним.
11. На уроке у тебя не получается решать примеры:
- Перестанешь делать это задание.
- Позовешь учителя.
- Заплачешь.
(Для педагогов)
1. У Вани (6 лет) не получается выполнить задание “4-й лишний”:
- Предложите выполнить более легкий вариант.
- Попросите назвать, одним словом все предметы.
- Покажите ответ и объясните решение, потом повторите задание.
- Свой вариант: _______________________________________________
2. Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 птиц, сели на деревья. На каждое дерево село по две птицы. Сколько было деревьев?”. Ребята устно решить не могут, тогда Вы:
- Повторяете чтение задачи.
- Повторяете задачу, упростив условие.
- Просите ребят при помощи знаков нарисовать задачу.
- Свой вариант: ___________________________________________________________
3. При подготовке детей к школе часто задают вопросы: “Какой мяч укатится дольше по асфальту или по траве? Как узнать в какую сторону дует ветер? и др.” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:
- Сравнение.
- Рефлексивность.
- Гибкость.
- ___________________________________________________________
4. На занятии многие ребята выкрикивают:
- Поощряете вступление с вами в диалог.
- Повышаете голос
- Делаете паузу
- ___________________________________________________________
5. Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале урока обнаружили, что почти у половины детей нет счетных палочек:
- Проведете другое занятие, у вас всегда есть запасной вариант.
- Предложите ребятам вместо палочек – цветные карандаши.
- Проведете тоже занятие, но без игр-головоломок.
- ___________________________________________________________
6. При организации внеурочной работы, вы хотели бы:
- Придумать интересный конкурс.
- Победить в конкурсе.
- Организовать конкурс и руководить им.
- ___________________________________________________________
7. Ученик не справился с самостоятельной работой, вы ставите ему отрицательную оценку. Реакция его на это – плач во время занятия. Вы:
- Все равно выставляете в дневник полученную оценку.
- Не ставите оценку, даете ему шанс исправить.
- Поговорите с родителями по поводу самооценки их ребенка и отношениях в семье.
- ___________________________________________________________
(Для родителей)
1. Занимаясь по специальной развивающей тетради, Ваш малыш постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия:
- Повышаю голос, объясняю, что это ему необходимо для подготовки к школе.
- Ставлю игрушку на стол и предлагаю показать ей, как надо заниматься.
- Откладываю занятие в тетради и предлагаю немного поиграть, а потом продолжить.
- Свой вариант: __________________________________________________
2. Что для Вас является главным в готовности ребенка к школе?:
- Умение читать.
- Желание идти в школу.
- Проявление любознательности, интереса к окружающему миру.
- ___________________________________________________________
3. Вы купили новую игру головоломку (конструктор, пазлы). После очередной неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Вы:
- Заставите сложить игру.
- Попросите повторить
- Успокоите его: “ничего, купим другую”
- ___________________________________________________________
4. В старшем дошкольном возрасте на занятиях педагоги развивают понятийно-образное мышление детей. В домашних условиях как Вы можете помочь своему малышу?
- Чаще смотреть TV
- Купим детскую энциклопедию.
- В общении с ребенком буду использовать окружающие предметы, явления.
- ___________________________________________________________
5. У Вас возникли трудности в обучении чтению вашего ребенка (6 лет). Он отказывается, или “А воз и ныне там”.
- Находите в себе силы и регулярно учите с ним буквы и слоги.
- Наймете ему репетитора или попросите кого-нибудь, только не вы.
- Откладываете это занятие, чаще читаете ему, рассказываете интересные факты, поясняя, что узнали это из книг.
- ___________________________________________________________
6. Ваш ребенок в 6 лет внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваше отношение к этому:
- Надо, так надо. Меня в детстве об этом никто не спрашивал
- Расспрошу его о причине нежелания, объясню, что он не прав.
- Отвечу: “Ну, нет, так нет!” Не буду торопить, понаблюдаю за ним. В последующих беседах буду рассказывать о “+” учебы в школе.
- _________________________________________________________