Цели:
- Обобщение знаний и систематизирование основных понятий темы “Части речи”
- Развитие умений определять части речи по вопросу, правильного построения предложений и употребления их в речи.
- Воспитание ответственности за свои действия, активности, инициативы.
Оборудование:
- Карточки с названием товаров.
- Карточки-номера для учащихся.
- Деревянный молоток и металлический круг.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания: Аа, Гг, Тт.
3. Словарная работа: аукцион, гонг, товар.
4. Организация класса.
Ученик:
Здесь у нас аукцион -
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
Учитель: - Итак, господа, сегодня на аукционе представлены следующие товары (названия прикреплены к доске на карточках).
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Любой из этих товаров может стать вашим, а купить товар вы сможете в обмен на знания. Каждый “покупатель” участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение тот и покупает товар. Господа, соблюдайте порядок. Желающие вступить в торг, должны поднять свою карточку с номером и говорить только тогда, когда ведущий (учитель) назовет ваш номер (номера дети сделали своими руками заранее).
5. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: - Начинаем торг. Товар первый – имя существительное.
Ученик под номером 5 первый поднял свою карточку. Отвечайте.
Учащийся под №5:
- Имя существительное – это часть речи.
Учитель: - Верно. Кто знает больше?
Участник под № 19, пожалуйста, говорите.
Учащийся под №19:
Имена существительные отвечают на вопросы: кто или что?
Учитель: - Очень хорошо. Кто продолжит? и т.д.
(ответы детей сопровождаются репликами ведущего “кто больше” и ударами гонга)
Учитель: - Товар продан, его владелец под № 7.
Учащийся под № 7 подходит к доске и забирает свою покупку- карточку с названием товара.
Примерные ответы детей об имени существительном:
- Часть речи.
- Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?.
- Обозначают предлог, явление природы, действие или признак.
- Обозначают одушевленные и неодушевленные предметы.
- Могут быть собственными или нарицательными
- Имеют собственное или множительное число.
- Имеют мужской, женский или средний род.
- Имена существительные изменяются по падежам.
Итоговое задание: - Прочитайте. Выпишете слова, которые отвечают на вопрос что?
Определите род и число.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на сете
Клещи, гвозди, молоток,
Нитки есть, и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд ребята
Приучайтесь труд любить!
(С. Михалков)
Учитель: - Следующий товар – имя прилагательное.
Примерные ответы детей об имени прилагательном:
- Часть речи.
- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Обозначают признаки предметов.
- Прилагательные имеют форму единственного и множественного числа.
- Прилагательные единственного числа изменяются по родам.
- Прилагательные, в сочетании с существительным стоит в том роде, числе и падеже.
Итоговое задание: - Прочитайте. Угадайте, что за зверь. Спишите загадки. Определите род и число прилагательных.
Летом у него шерсть серая, а зимой белая.
Уши длинные, а хвост короткий.
Этот зверь пугливый.
Шерсть у нее рыжая, а хвост пушистый.
Мордочка длинная. Этот зверь хитрый.
Музыкальная пауза:
- Вспомните детские песни, где существительное связано с прилагательным.
(“Голубой вагон”, “Маленькой елочке”, “Дружба крепкая”, “Веселые качели”)
Учитель: - Следующий товар – глагол.
Примерные ответы детей о глаголе:
- Часть речи.
- Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы имеют форму единственного и множественного числа.
- Глаголы бывают: настоящего, будущего, прошедшего времени.
- Глаголы будущего времени могут быть простыми (одно слово) или сложными (двумя словами).
- Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Итоговое задание: - Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Напишите в таком порядке, чтобы получился рассказ. Найдите глаголы и подчеркните их.
Туча, птички, солнце, дождь, небо, пронеслась, засияло, прояснилось, затем перестал.
6. Подведение итогов.
- Все товары нашли новых владельцев. Их обладателями стали (назвать победителей).
- На этом наш аукцион закрывается. Благодарим всех за участие.
Учитель оценивает работу учащихся
7. Домашнее задание.
Написать дома рассказ, используя слова: “Аукцион”, “Гонг”, “Товар”.