Пояснительная записка.
Форма внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Одной из главных ее форм является классный час. Его тему и содержание определяю совместно с учащимися.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию, у учащихся, системы отношений к окружающему миру. Он имеет различные функции.
Так, просветительской функцией данного классного часа является расширение информационного поля учащихся о явлениях, происходящих в природе. Тема обсуждения актуальна для данного возраста.
Направляющая его функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении предлагаемой темы.
Формирующая функция этого классного часа направлена на развитие у учеников самоконтроля и аналитических умений при обсуждении данной темы.
Считаю, что такая “заочная” экскурсия в весенний лес интересна ребятам, учитывает их возможности и мнение.
Цели:
- знание особенностей жизни природы;
- формирование доброжелательного отношения к миру леса;
- развитие чувства прекрасного через восприятие живописи и музыки, чувства ответственности и любви к природе.
Ход урока
На фоне звуков леса 2 ученика читают стихотворения.
Как красива русская природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьев!Не обижай ни дерево, ни ветку,
Ни муравья, ни бабочку в траве.
Не обижай с цыплятами наседку,
Не оставляй их в страхе и беде.
Уч. - Мы входим в лес и сразу чувствуем, что деревья, птицы, насекомые, первая трава затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может мы станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока, и не заклеим рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый человек? Может, мы взяли с собой рогатки и будем стрелять птиц? А может быть, первые муравьи станут нашей добычей?
Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья.
Березка.
У красы-березки платье серебриться.
У красы-березки зелены косицы./
Со двора к березке выскочили козы.Стали грызть березку, а березка - в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
На доске висит картина, на которой изображен лес. На переднем плане – береза с ободранной корой.
Уч. - Посмотрите, ребята, кто-то жестоко обошелся с этим деревом раньше, сорвал с него кусок коры. А ведь кора для дерева, все равно, что кожа для человека. Она сохраняет дерево от вредных жуков, закрывает ствол дерева, по которому бегут жизненные соки, а зимой укрывает от холода.
В том месте, где содрана кора, дерево начинает погибать.
Оно долго болеет и умирает. Весной на нем уже не будет листьев, а птицы не совьют гнезд. Людей, которые так поступают с природой, называют не просто не культурными, а варварами, то есть разрушителями.
А сейчас отгадайте загадки о лесе. (Загадывают дети)
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Березы)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)Стоят в лугах сестрички,
Золотые глазки, белые реснички (Ромашки)Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)Весной зазеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника)Не огонь, а жжется. (Крапива)
Уч. - Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.
Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к больному месту, и она помогает? (подорожник)
А вот еще одна загадка:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной. (Лес)
Почему лес был таким щедрым со всеми, кроме Васи?
Давайте еще послушаем песню леса и тихо уйдем с добрым сердцем, как уходят из дома хороших друзей.
(Дети слушают звуки леса)