Технология модульного обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Повышение качества образования в условиях модульного обучения математики.

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, в этом случае он усваивает предмет осознано и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.

Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Алгоритм построения учебного модуля:

  1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.
  2. Выявление учебных элементов темы.
  3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.
  4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.
  5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
  6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.
  7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.
  8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Разработать модульную программу, состоящую из КДЦ (комплексно -дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели:

  1. Структурировать учебное содержание в определенные блоки.
    Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания ученикам и ориентация на его использование в практике.
  2. Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.
  3. ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе выделяются УЭ (учебные элементы).

Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.

  1. Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.
  2. Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).
  3. Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

МО – КДЦ
М 1 – Корень п-ой степени и его свойства.
М 2 – Иррациональные уравнения.
МЗ – Степень с рациональным показателем.
М 4 – Показательная функция.
М 5 – Решение показательных уравнений и неравенств.
М 6 – Логарифмы и их свойства.
М 7 – Логарифмическая функция.
М 8 – Решение логарифмических уравнений и неравенств.
М 9 – Обобщение.
М 10 – Выходной контроль.
Приложения