Повышение качества образования в условиях модульного обучения математики.
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, в этом случае он усваивает предмет осознано и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.
Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Алгоритм построения учебного модуля:
- Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.
- Выявление учебных элементов темы.
- Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.
- Формирование логической структуры учебных элементов темы.
- Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
- Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.
- Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.
- Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.
Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Разработать модульную программу, состоящую из КДЦ (комплексно -дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели:
- Структурировать учебное содержание в
определенные блоки.
Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания ученикам и ориентация на его использование в практике. - Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.
- ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе выделяются УЭ (учебные элементы).
Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.
- Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.
- Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).
- Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
МО – КДЦ М 1 – Корень п-ой степени и его свойства. М 2 – Иррациональные уравнения. МЗ – Степень с рациональным показателем. М 4 – Показательная функция. М 5 – Решение показательных уравнений и неравенств. М 6 – Логарифмы и их свойства. М 7 – Логарифмическая функция. М 8 – Решение логарифмических уравнений и неравенств. М 9 – Обобщение. М 10 – Выходной контроль. |
Приложения |