Тренинг для педагогов образовательных учреждений "Секреты эффективной педагогики"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель тренинга: помочь участникам тренинга понять некоторые свои психологические установки и их связь со своими профессиональными проблемами.

Задачи:

  • освоение навыка поддержки;
  • развитие навыков общения;
  • изменение отношения к детским проблемам;
  • повышение уровня рефлексии.

Занятие № 1. Творческий потенциал.

1. Упражнение “Имена”.

Участники называют свое имя и три прилагательные – качества, которыми можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная).

2. Упражнение “Пум – пум – пум”.

Ведущий задумывает признак, который есть у одних участников, и нет у других. Игроки по очереди спрашивают у ведущего: “ Я с пум-пум-пумом?” Ведущий отвечает соответственно “да” или “нет”. Далее идет активное обсуждение, какой же признак был загадан. После нахождения ответа задаются вопросы:

- Как возник ответ? (Тому, кто нашел ответ).

- Какие чувства, состояния возникали у вас, как они изменялись во время поиска ответа?

3. Теоретическая часть.

Психолог рассказывает о том, что понимается под понятиями “творчество”, “креативность”, описывает этапы креативного процесса (по Н.Ю.Хрящевой “Психогимнастика в тренинге”): подготовка – фрустрация – инкубация – инсайт – разработка – осуществление.

4. Упражнения на развитие креативности:

  • изобрази цвет пантомимой;
  • изобрази цифру пантомимой;
  • найди нестандартное применение предмету.

5. Упражнение “Подарки по кругу”.

Инструкция: “Сейчас у Вас есть уникальная возможность подарить кому-нибудь из присутствующих, самому себе, всей группе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ”.

Участники изготавливают подарки из принесенного материала, дарят, комментируют, говорят пожелания. На последнем этапе участники создают из подарков – символов композицию, придумывают ей название, сюжет.

Занятие № 2. “Мы и наше тело”.

1. Упражнение “Делай как Я” (на основе известной народной игры “У дяди Трифона”).

Игроки встают в круг и водят хоровод под музыку, ведущий стоит в центре, когда музыка перестанет звучать, он должен придумать и показать какое-нибудь движение, а участники его повторить, далее выбирается другой ведущий, и игра вновь повторяется.

2. Упражнение “Спиной к спине”.

Участники разбиваются на пары, становятся спиной друг к другу и под музыку совершают разнообразные танцевальные движения так, чтобы плечи и бедра игроков соприкасались. На первом этапе более высокий игрок повторяет движения партнера, потом – игроки меняются ролями, на третьем этапе – игроки пытаются создать совместный танец, прислушиваясь к движениям друг друга).

Вопросы для обсуждения:

  • что получилось хорошо?
  • что не совсем удалось?
  • что было неожиданным?
  • насколько гибким и изобретательным был партнер?

3. Упражнение “Нарисуй свое тело”.

Все участники ложатся на ковер и расслабляются. Они пытаются почувствовать все части своего тела: пальцы рук и стоп, голову и ноги, затылок и локти, плечи и позвоночник... На втором этапе участники рисуют на листе бумаги свое тело с закрытыми глазами и отдают ведущему эти рисунки также с закрытыми глазами. Далее происходит обсуждение рисунков (люди одеты или раздеты, лежат или стоят, какие важные детали есть или отсутствуют на рисунках). На последнем этапе игроки пытаются найти свой рисунок.

4. Теоретическая часть: “Основы ТОП и ее практическое применение”.

5. Игры-релаксации.

Можно использовать упражнения (из книги Н.В.Самоукиной “Игры в школе и дома”): “Луч”, “Голова”, “Настроение”, “Дерево”.

6. Домашнее задание: упражнение “Следи за собой” – в течение дня постараться следить за напряженными участками своего тела и пытаться их расслабить.

Занятие № 3. Умение слушать и доверять.

(Игровое занятие на основе упражнений К. Фопеля)

1. Упражнение “Бег рук”.

Участники образуют круг, вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую. Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука следующего участника, которая теперь оказалась внизу, и т. п.Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок. Сыграть в эту игру можно два или три раза (правой, левой, обеими руками), можно разделить участников на две команды и устроить соревнование.

Обсуждение: изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

2. Упражнение “Сидим без стула”.

Члены группы расходятся по комнате. Включается музыка, играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыка выключается, участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог присесть другой игрок. Два участника, выполнившие упражнение последними, выбывают из игры. Последняя оставшаяся пара одаривается аплодисментами и выполняет импровизированный танец.

3. Упражнение “Учимся понимать друг друга”.

Члены группы ходят по комнате, по сигналу они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека – положение тела, мимика, частота дыхания, выражение глаз – воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге (2 мин.). Упражнение продолжается еще 2-3 раза.

Обсуждение:

  • почему людям важно учиться понимать язык тела?
  • насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
  • в какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутреннее состояние своих партнеров?

4. Теоретическая часть.

“Язык тела – что это такое?!” (например “язык тела” из книги К.Фопеля “Технология ведения тренинга” М: Генезис, 2000г, стр.192).

5. Упражнение “Я падаю!”.

В этой игре каждый может проверить готовность других членов группы прийти на помощь.

Ход игры: Участники прогуливаются по комнате. Неожиданно какой-либо игрок, закричав: “Я падаю!”, начинает медленно опускаться на пол, либо падать вперед. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только падающий “спасен”, все участники игры расходятся по комнате, действие повторяется снова.

После окончания игры проводится обсуждение:

- Кто первым захотел “упасть”?

- Кто не “падал”?

- Кто и как оказывал поддержку?

6. Упражнение “Тарелка”.

Этап № 1. Участники садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой.

Этап № 2. Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга без комментариев и эмоциональных реакций, запрещается помогать и корректировать.

Этап № 3. Обсуждение: Участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия “третьей руки” того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:

- Хотели ли они помочь?

- Трудно ли было удержаться от поддержки?

7. Упражнение “Слепой и поводырь”.

8. Упражнение “Праздник поддержки”.

Каждый участник говорит соседу по кругу: “Что мне в тебе нравится, так это …”.

Занятие № 4. “Поддержка – что это такое?”

(основа занятия – С.Кривцова, У.Мухаматулина “Тренинг педагогической эффективности”)

1. Упражнение “Как научиться оказывать и принимать знаки внимания”.

Инструкция: участники образуют два круга (внешний и внутренний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару, первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, второй отвечает: “Да, конечно, но, кроме того я еще и …” Далее партнеры меняются ролями, после чего образуют новые пары, делая шаг влево\вправо.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?

- Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

2. Дискуссия на тему занятия “Что такое поддержка?”

Ведущий вводит понятия: знак внимания, похвала, поддержка, комплимент.

Далее идет обсуждение вопросов:

- Как Вы поняли различие между поддержкой и похвалой?

- Почему иногда похвала может обескуражить, привести в уныние?

- Как Вы понимаете выражение: “Оценка человека и оценка его действий не одно и то же”.

3. Упражнение “Сильные стороны”.

Инструкция: участники работают в парах, один рассказывает о своей проблеме\затруднении, второй – находит сильные стороны в поведении партнера, потом роли меняются.

Вопросы для обсуждения:

- Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера?

- Кому было трудно это сделать?

- Кто не смог удержаться от осуждения?

4. Упражнение “Осуждение”.

Инструкция: группа разбивается на пары, один из участников рассказывает партнеру о своей проблеме или затруднении, партнер должен отреагировать с позиции “красного карандаша”.

5. Упражнение “Поддержка”.

Инструкция: группа разбивается на пары, один из участников рассказывает партнеру о своей проблеме или затруднении, партнер оказывает поддержку партнеру.

Вопросы для обсуждения:

- Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

- Что чувствовал тот, к кому обращена поддержка?

- Что чувствовал слушающий?

6. Домашнее задание: не меньше 10 раз оказать поддержку различным людям.

После этого занятия можно повести психологическую акцию “Тайный друг”, описанную М. Р. Битяновой.

Занятие № 5. Поддержка: нужна ли она детям?

1. Упражнение “Я могу, Я умею…”

Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: “Привет, меня зовут … Я люблю (умею, могу) делать …”

Вопросы для обсуждения:

- Кто испытывал неловкость, затруднения?

- Кому показалось, кто-то хвастается?

- Узнали ли вы что-то новое о людях?

- А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?

Ведущий помогает участникам прийти к выводу о том, что нас так воспитывали (а мы так воспитываем своих детей), обращая внимание прежде всего на минусы, а не на плюсы, дети становятся подавленными. Подавленные дети – дети с низкой самооценкой. Дети с низкой самооценкой, как правило, дети, имеющие “плохое поведение”.

2. Упражнение “Бабочки”.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.

Вопросы:

- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

3. Демонстрация пирамиды человеческих потребностей А.Маслоу и комментарии к ней, учитывая тему занятия. Проводится обсуждение предыдущего упражнения с учетом полученных знаний: какая потребность у ребенка не была удовлетворена в первом случае?.

4. Ведущий рассказывает о детях, которых мало поддерживают. Такой ребенок легко сдается, часто использует выражения “я не могу”, “я не знаю”, “мне безразлично”, защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, чрезмерно извиняется, старается избегать социального общения, жалуется на отсутствие друзей или на одиночество, выглядит печальным, бесцельным.

Таким образом, ребенок пытается нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Как мы подавляем наших детей:

а) Заставляем детей плохо относиться к самим себе (вина, наказание, стыд, прозвища).

б) Делаем слишком много для наших детей или решаем их проблемы за них (слишком балуем, делаем за них то, что они могут сделать сами, принимаем решения за них).

в) Требуем слишком много от них (останавливаем внимание на негативном, ожидаем великих достижений хотим, чтобы они были лучшими накладываем на них слишком большую ответственность и не позволяем быть просто детьми)

г) Не ценим их (не находим времени для них, считаем другие дела более важными, не спрашиваем их мнения, не ценим их вклад в семейные дела, отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания)

д) Не устанавливаем или не соблюдаем определенных границ (позволяем смотреть телевизор слишком долго, уступаем их требованиям, позволяем им относиться к нам самим или к дому неуважительно).

Пути повышения самоуважения у ребенка:

1) Общайтесь с ребенком неформально.

2) Поддерживайте детей. Подумайте “Поддержка/похвала – в чем разница?”

3) Научите детей исправлять ошибки.

4) Расскажите о своих ошибках.

5) Признавайте даже мизерный успех.

6) Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

7) Не прибегайте к помощи соревнований.

8) Пусть дети чувствуют, что их ценят по достоинству: советуйтесь с ними, пусть они научат вас чему-нибудь.

9) Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.

10) Относитесь к ним уважительно.

11) Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают себя плохо вести.

12) Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу.

13) Воспитывайте ребенка, помня о том, каким бы вы хотели видеть его в будущем.

14) Важнее всего … отдать детям свою безусловную любовь.

15) Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

16) Отмечайте то, что они делают хорошо.

5. Упражнение “Окажи соседу поддержку”

Соседу справа нужно выразить поддержку.

Домашнее задание: спросить у детей, что они делают лучше взрослых и научиться делать это вместе с ними.

Занятие № 6. Наши установки – наше поведение.

1. Упражнение “ Старуха-девушка”.(Рисунок-паттерн Э. Боринга “Леди и старуха”)

Одной половине участников показывается рисунок “Леди”, другой – “Старуха”, а потом всем показывают истинный рисунок Боринга и спрашивают, что нарисовано. Как правило, участники видят то, что им показывали с первый раз. Это упражнение – яркая демонстрация того, как обстоятельства влияют на наше восприятие. Мы видим мир таким, какие мы сами и каким мы хотим его видеть, а не таким, какой он есть. Изменяя наши представления и убеждения, мы переходим от одного способа видения мира к другому.

2. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!

ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!

ИЛИ

ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

3. Упражнение “Потребность в любви”.

Участники встают в два круга лицом друг к другу. Внешний круг образуют “дети”, которые встают на колени. Дети произносят: “Я просто хочу, чтобы меня любили!”, взрослые им отвечают, не встречаясь с ребенком глазами: “Мне некогда!”. Участники передвигаются по кругу таким образом, чтобы каждый “ребенок” встретился со всеми “взрослыми”.

Вопросы для обсуждения:

-Какие чувства испытывали участники?

4. Чтение рассказа Драгунского “…БЫ”.

ЛУЧШЕЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОИСХОДИТ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ.

5. Упражнение “Золотые правила”.

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)